"Город Солнца"
Вехи истории Вагонки
1 августа 1933 года - официальная дата становления Дзержинского района. Газета "Вагонгигант" от 6.08.1933 г. писала: "1 августа 1933 года приступило к работе оргбюро райсовета новостроек под председательством Щербинина Г.И. ...Согласно постановлению ВЦИК, в райсовет будут избираться один депутат от 100 чел. ...Райсовету будет подчинены (орфография и стилистика сохранены. - Прим. авт.) все больницы, школы, бани, прачечные, гостиницы, почта и др. коммунальные и социально-бытовые учреждения... Оргбюро райсовета помещается в комиссарском бараке №2 на площадке Уралвагонстроя..."
Как же на самом деле проходило становление Вагонки, без прикрас? Этим вопросом задалась группу тагильских авторов - Сергей Устьянцев, Алла Пислегина, Геннадий Панюхин. Благодаря их стараниям вышла в свет новая книга об истории Дзержинского района. Мы же, пользуясь журналистским "блатом", сумели прочитать ее еще в "гранках" и предлагаем вашему вниманию ее самые интересные выдержки.
Хроника 1933 года
1 мая - начато строительство ТЭЦ и ремонтно-механического цеха. Газета "Тагильский рабочий" писала об Уралвагонстрое: "...Сегодня площадка справляет новую победу, закладывается главное здание ТЭЦ, которая будет иметь 2 турбогенератора по 35 тысяч киловатт... Имеем: 10 км водопровода, 22 км железнодорожных путей, 11 паровозов, 2 мотовоза, более 400 вагонов, 15 брусковых домов, 10 стандартных, 20 комиссаровских, 25 каркаснофанерных - 51 268 кв. метров всей жилой площади, в том числе 44 294 кв. метров - бараки. Клуб на 350 мест, сданный 6 апреля 1933 года, баня с пропускной способностью 75 человек в час, телефонная станция на 200 номеров, радиоузел на 300 радиоточек, больница на 60 коек, родильное отделение и кабинеты: терапевтический, гинекологический, зубопротезный и др., 19 красных уголков в бараках, 3 библиотеки, 79 политшкол... "
23 июня - начальником Уралвагонстроя назначен Марьясин Лазарь Миронович, ранее работавший на строительстве коксохимического производства Магнитогорского металлургического комбината.
8 августа - строительную площадку впервые посетил нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Двумя днями ранее в газете "Вагонгигант" писали о врагах стройки: "...по вине тракториста Васягина был выведен из строя трактор "Коммунар" №11, а шофер Пучинин вывел из строя автобус №2. Общее собрание рабочих автогаража, обсудив вредительские поступки Васягина и Пучинина, вышедших на работу в пьяном виде и испортивших машины, потребовало от администрации автогаража и прокуратуры УВС привлечения этих врагов социалистической стройки к строжайшей ответственности. .. " Нетрудно догадаться, что сталось потом с Васягиным и Пучининым.
29 сентября - в клубе Уралвагонстроя состоялся первый пленум райсовета Новостроек... С докладом выступил председатель Тагильского городского совета тов. Лабзенков.
Прекрасный замысел
Летом 1930 года после нескольких лет обсуждений и горячих споров XVI съезд ВКП(6) утвердил программу создания восточно-металлургической базы страны. Для Нижнего Тагила это означало полную реконструкцию рудников и строительство невиданных ранее заводов, а вместе с ними новых городских районов с иным - "социалистическим" укладом жизни. В конце 1930-го началось строительство Ново-Тагильского металлургического завода, а в мае 1931-го первые рабочие появились на строительных площадках Уральского вагоностроительного завода и его "соцгорода". Что это такое - "соцгород", каким его себе представляли создатели Вагонки?
Проект был разработан институтом Горстройпроект. Планировалось, что в будущем городе пропишутся 80 тысяч человек. Что женщины будут освобождены от домашних забот и воспитания детей. Но за это они обязаны внедряться в производственный труд в самых широких масштабах, а забота о детях, престарелых и инвалидах возлагается на социалистическое общество. Чем не "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы? Дальше - больше. Первичкой соцгорода должен был стать жилой дом. Группа домов составит комплекс, в системе которого будут ясли, детсад, столовая, клуб, школа и т. д. Вагонку планировалось соединить с центром Тагила шоссейной и трамвайной дорогами. А весь "Соцгород" состоял бы из трех- и пятиэтажных домов со всеми удобствами.
Увы, реальность не всегда согласовывалась с мечтами. Да, были построены заводы - вагоностроительный, торфохимический и снарядный. Но для осуществления замыслов архитекторов Горстройпроекта не хватило ни средств, ни сил. В 1934-1936 гг. смета по статье "Жилищное строительство" была существенно сокращена. К июню 1941 года по плану "Соцгорода" возвели только 24 капитальных здания. Основную часть Вагонки и исчезнувших ныне "технических" и "специальных" поселков составляло безбрежное море бараков и брусковых домов.
Тем не менее люди работали, рожали детей, аплодировали самодеятельным актерам и заезжим знаменитостям, ходили за покупками и даже в рестораны...
Трудное время
"Трудное время" - именно так называл начало 1930-х годов Д.Н. Лоренцо - один из первых инженеров Уралвагонстроя, известнейший конструктор товарных вагонов, трудное во всех смыслах: было много работы, много несправедливости, беспорядка. И наконец, было просто трудно жить.
В 1931-м бараки утопали в грязи, дорог вообще не было. Зиму люди встречали в не отапливаемых помещениях. Временный водопровод от реки начали тянуть уже после первых морозов. Как следствие антисанитарных условий, началась эпидемия сыпного тифа, дизентерии, кори. Врачи делали все, что могли, да только к лету 1932-го на 8 000 человек Уралвагонстроя имелись лишь одна амбулатория и один врач, фельдшер и четыре медсестры. Зимой температура в медицинском бараке не поднималась выше шести градусов. И неудивительно, что люди уезжали, уходили, бежали. С 1931 по 1934 гг. коллектив Уралвагонстроя сменился несколько раз. Только за первые месяцы 1933 года с площадки ушло 15 000 человек, то есть три полных состава строителей.
Но панацея была уже найдена. Имелись две постоянные группы - 5 000 комсомольцев и коммунистов и 4 000 заключенных- "раскулаченные", познавшие на себе все прелести коллективизации сельского хозяйства. К середине 1933-го численность спецпереселенцев на Уралвагонстрое достигла пяти тысяч человек, к марту 1935-го - 10 000. Каждый третий житель Вагонки был в то время спецпереселенцем.
И вот в этом котле беспросветного горя одних и прекраснодушных надежд и мечтаний других начинается эксперимент по созданию нового быта и нового человека. В июле 1934-го финальный проект соцгорода был завершен и выставлен для всеобщего обозрения в центральном клубе. Провозгласили, что 1934-й станет последним годом деревянного строительства. Но лозунг так и не был осуществлен. В 1935-м барачного жилья возвели в пять раз больше, нежели капитального.
И кухарка должна управлять государством
Вся власть на Вагонке в то время принадлежала руководителям строительства. Но в Советской стране "каждая кухарка обязана уметь управлять государством". И в 1932-м в Уралоблисполком была направлена докладная записка с обоснованием необходимости учреждения двух районных советов в Нижнем Тагиле. В апреле 1933-го это разрешили.
Оргбюро нового городского района приступило к работе 1 августа. В его обязанности входила организация выборов в райсовет и создание аппарата исполнительного комитета. Оргбюро имело абсолютно точное представление о функциях будущего органа власти. Активно содействовать сооружению заводов - его наипервейшая задача. Кроме того: обеспечить школами всех детей, заботиться о качестве учебы, улучшать медобслуживание, соцкультбыт, жилищные условия и т. д.
К 17 сентября в райсовет Новостроек были выбраны 52 депутата. Районная власть приступила к работе. В числе ее первых документов протоколы, свойственные Стране Советов начала 30-х - лишение избирательных прав "кулаков" и "примазавшихся"...
Довольно скоро стало понятно, что райсовет захлебывается в делах. И в июле 1934-го огромный район разделяется на два -Уралвагонстрой и Тагилстрой.
Штат райсовета УВС состоял тогда всего из 19 человек, включая курьера-уборщицу и машинистку. Председательствовал в совете кадровый большевик В.А. Федченко. В его биографии было записано участие в маевках 1905 г., солдатчина первой мировой, членство в ВКП(б) с 1917-го, добровольное вступление в Красную Армию, партийная работа...
Как комсомольцев учили зубы чистить
Еще до создания оргбюро и выборов на Уралвагонстрое начали серьезно биться с болезнями. От тифа и оспы стали прививать. К лету 1933-го появилась, наконец-то, неплохая больница на 60 коек с терапевтическим, хирургическим, гинекологическим и родильным отделениями.
Панорама Вагонки. 1936 г.
Газета "Вагонгигант" усиленно пропагандирует простейшие правила гигиены: "Во многих бараках и домах УВС грязно, темно, отсутствуют стулья, постельные принадлежности, умывальники. Это недопустимо! Кругом антисанитария - полы грязные, стены завешаны грязным и вонючим тряпьем, окна немытые... А вот в комнате, где живут две семьи - шесть человек, - образцовый порядок. Уют и чистоту создала старушка Хамитулина. Она премирована за образцовый порядок". Или еще один факт, что называется, из жизни: "Комсомол Вагонки имеет немалые достижения в продвижении щетки и зубного порошка в массы молодежи. Но сейчас зубной щеткой заниматься перестали. Большинство молодежи перестали чистить зубы. Факт: на общезаводстрое из 29 комсомольцев зубы чистят только 8..."
А какие любопытнейшие общественные смотры проходили на Вагонке! Такие, например, как конкурс на лучший уход за ребенком на дому. В его условия входили: "1. Отсутствие вшей, клопов в доме. 2. Наличие отдельного места для сна ребенка, отдельного постельного белья, посуды... 3. Мытье рук перед едой..."
Согласитесь, читая такие "веселые" заметки, не смеяться хочется, а плакать. Как все-таки тяжело жили люди в 30-х. Не было даже самого необходимого, элементарных условий для человеческого существования. Даже что касается зубного порошка, то и это объяснимо: ведь почти все деньги люди тратили на продукты, а с продовольствием тогда дела обстояли очень плохо. С весны 1934-го депутатам райсовета пришлось организовать субботники по созданию индивидуальных огородов. Были раскорчеваны и вскопаны лопатами три гектара земли на Красном Бору и три гектара в Салке.
...Невероятно, но идею общественного быта пытались осуществлять даже в барках. В них были запрещены стирка и сушка белья, а делаться это предлагалось в прачечной при бане или в специальном санитарном поезде.
Первые две нормальные кирпичные школы появились на Вагонке только в 1935-м - на 800 мест каждая. Уменьшалось количество безграмотных среди взрослых. Но к сентябрю 1936 года на заводе еще оставалось 1 650 неграмотных.
Развлечения и спорт
Подлинные спортивные страсти захлестнули Вагонку в 1934-м. На базе нового стадиона УВС проходит олимпиада Новостроек. В соревнованиях по волейболу, футболу, легкой атлетике участвуют и жители с Тагилстроя и Молотовстроя. Все большее внимание уделяется военно-техническим мероприятиям. В начале 1935-го на Вагонке появляются первые парашютисты. Организуется физкультурное общество "Дзержинец".
Развлечения? Пожалуйста! Но обязательно коллективные и идеологически выдержанные. В 1933-м открыл свои двери центральный клуб УВС на 850 мест. На Вагонке выступают как самодеятельные, так и профессиональные артисты из Свердловска и московских театров. Причем Московский назывался так: "Театр института санитарной культуры"! И репертуар был соответствующий - "Люди в белых халатах", "Почему у вас нет детей?" Вот и говори после этого, что в СССР секса не было. Как-то разговорился с одним ветераном, пошутил над ним, что "в вашу эпоху советских динозавров секса не было". Он в ответ гордо выпятил грудь и твердо произнес:
- Был! Да еще какой! Впечатляющим зрелищем стали в середине 30-х массовые танцы, в них принимали участие до ста человек одновременно. Даже спецпоселок ТЭЦ обзавелся своим клубом, с невеселым названием - "Имени НКВД".
И наконец, еще об одном важном событии, украсившем жизнь Вагонки. В 1933-м в районе появилась удивительная организация - совет жен инженерно-технических работников. Женщины сформировали несколько секций, почти дублирующих райсовет - медицинская, питания, коммунальная, культурно-бытовая, художественного воспитания...
Вот лишь, вкратце, что рассказывается в новой книге о Вагонке первой половины тридцатых годов. Впереди у района была совсем иная жизнь: перелом 1936-1941 гг., война и 60-е годы, когда хоть небольшая часть из задуманного "города Солнца" смогла воплотиться в жизнь. Но это уже совсем другая история.
Невиданное дело -баня с душем!
Вторая половина 30-х преобразила жизнь Вагонки. Нет, внешне она изменилась незначительно, бараков только стало больше. Но в самом начале 1939 года случилось знаменательное событие - построили новую баню, в которой - невиданное дело - были номера с ванными и душем, а также парикмахерская и буфет! По столичным меркам - обычное явление, но на Вагонке еще свежи воспоминания о нормативах 1933 года: одна помывка в 35 дней!
Фасад парка культуры и отдыха УВЗ, май 1936 г.
В это же время (29 января 1939 г.) начала функционировать новая больница и поликлиника с родильным, терапевтическим и хирургическим отделениями. Вступил в строй хлебозавод. И впервые началось индивидуальное жилищное строительство по кредитам предприятий, для чего было выделено 290 тысяч рублей - по пять тысяч на каждого застройщика.
Памятным событием стал пуск трамвайной линии, соединившей район с центром города. Это произошло 8 марта 1940 года...
Кардинальиые перемены
В отличие от соцкультбыта, промышленная жизнь на строительной площадке завода-гиганта кипела.
Первый цех - колес Гриффина - наладил выпуск продукции в 1935-м. Вслед один за другим стали открываться другие производственные цеха - ремонтно-механический, кислородный, мелкого стального литья, ТЭЦ. 10 мая 1935 г. был создан конструкторский отдел по вагоностроению во главе с Д.Н. Лоренцо, 5 ноября в экспериментальном порядке выпущены первые три полувагона - "гондолы". А 13 мая, пока еще в рамках Уралвагонстроя, формируется дирекция УВЗ и назначается первый директор предприятия - Г.3. Павлоцкий. Он ранее был техническим директором Харьковского паровозостроительного завода, стоял у истоков танкостроения, в частности - легких БТ.
2 марта 1936 года нарком тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе подписал приказ о разделении Уралвагонстроя на две самостоятельные структуры - строительный трест "Уралвагонстрой" и непосредственно Уралвагонзавод. 19 июля в связи с десятилетием со дня смерти Ф.Э. Дзержинского заводу присваивается его имя. А с 27 июля Дзержинским стал именоваться и сам район.
Первого сентября случилось еще одно знаковое событие - впервые над Вагонкой прозвучал гудок заводской ТЭЦ, оповещавший о начале и конце рабочего дня.
В это же время окончательно "приказала долго жить" утопическая идея обобществления быта. Исчезают всякие упоминания о "соцгороде". Юридическим оформлением тому стало введение платы за коммунальные услуги, которые ранее предоставлялись населению безвозмездно...
Под звуки фанфар...
...Торжественно в 1936 году вступали в строй все новые цеха - осепоковочный, инструментальный, кузнечно-пружинный, крупного стального литья, газогенераторной станции. В первых числах ноября железнодорожники приняли от завода несколько вагонов, изготовленных уже не в экспериментальном цехе, а на главном вагоносборочном конвейере! И еще важными событиями 1936 стали начатые строительства торфохимического завода (будущего Нижнетагильского завода пластмасс) и завода боеприпасов №56 (современная "Планта"). И рядом с ними - Северного поселка.
В апреле 1937 года Уралвагонзавод выпустил свой тысячный вагон. КБ вагоностроения приступило к работе по унификации всего грузового парка страны и разработке вагонов большой грузоподъемности. А в нескольких механосборочных цехах налаживалось оборонное производство - корпусов, авиабомб, передков артиллерийских орудий, зарядных ящиков. А вот проблемы выпуска товаров народного потребления завязли в согласованиях и обсуждениях.
В октябре 1938-го и в сентябре 1939 года Дзержинский район пополнился новыми предприятиями. Свою первую продукцию выдал торфохимический завод - фенольные масла, а завод №56 сдал военпредам первые снаряженные 152-мм бетонобойные снаряды, кои очень пригодились в дальнейшем при прорыве пресловутой "линии Маннергейма" на карело-финской границе...
Пуля в стенку и в висок
Нижний Тагил, несмотря на все свои трудовые успехи, ни в коей мере не избежал молоха репрессий.
Еще 23 декабря 1936 г. на отдыхе в Сочи был арестован управляющий Уралвагонстроя Л.М. Марьясин - по нелепому обвинению в подготовке покушения на Орджоникидзе. 16 февраля оказался в тюрьме секретарь горкома Шалва Окуджава. Не дожидаясь ареста, покончил с собой начальник строительства вагоносборочного корпуса М.А. Тамаркин. Страницы центральных и городских газет пестрели злобными заголовками с требованиями "раздавить троцкистских гадов". По заводским цехам ходили сотрудники ОГПУ и искали "вредительство" с помощью... пистолетов. Они стреляли в бетонные конструкции и по размеру воронки от пули определяли, качественно ли выложена стена. Один из таких "экспериментов" однажды закончился плачевно - пуля срикошетила и попала в голову стрелявшему.
Но массовому помешательству поддались не все. Начальник Главстройпрома С.3. Гинзбург, приехавший в Нижний Тагил, не побоялся доложить "наверх", что никакого особого "вредительства" здесь не было и нет, чем вызвал высочайший гнев В.М. Молотова.
В 1938-м маховик репрессий и не думал останавливаться. Почти прекратило работу движение жен ИТР. Еще бы, ведь это были теперь жены "шпионов и диверсантов".
В начале года арестован и расстрелян первый директор УВЗ Г.З. Павлоцкий. На его место назначили М.Н. Раздобаркина, которому, на его счастье, удалось быстро активизировать выпуск вагонов. В то время любую ошибку в планировании, задержки в производстве легко списывали на чье-то "вредительство". В принципе, комплекс мер по ускоренному вводу в эксплуатацию новых мощностей был разработан еще самим Г.3. Павлоцким...
"Пляски на крови"
В течение 1939 года репрессии постепенно ослабли. На "жертвенный алтарь" были принесены жизни и свобода тысяч людей. В стране укрепился тоталитарный, а по сути - феодальный режим. Если в первой половине 30-х принудительным работам на промышленных объектах и стройках подвергалось, в основном, крестьянство ("раскулаченные"), то к 1940-му уже все слои населения были лишены возможности свободного выбора места работы и профессии. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г. запрещал самовольный уход рабочих и служащих с предприятий. А опоздание на работу даже на несколько минут становилось достаточной причиной для нескольких лет каторжных работ. Школьники-выпускники тоже небыли свободны в выборе. Их, не спрашивая желания, в принудительном порядке призывали в ремесленные училища. Таким образом, к 1940 году деление населения Вагонки на "спецпереселенцев" и как бы вольнонаемных потеряло всякий смысл. Теперь "закрепощены" были все: от директора до уборщицы.
Такая политика "приятно соседствует" с усилением милитаризации государства и общества. Все больше времени отдается военно-техническим видам спорта. Особое внимание на УВЗ и УВС уделяется стрелковой и парашютной подготовке. Осуществляется набор в школу пилотов. Во всех школах района проходят соревнования по противовоздушной и химической обороне. В бытовых помещениях цехов УВЗ действуют комнаты военного дела. В этом ряду как-то сиротливо смотрелся единственный шахматный турнир, состоявшийся 27 апреля 1940 года.
"На балансире:" мода и равлечения на Вагонке, лето 1936 г.
Словно возмещая утраченный общественный оптимизм и тотальный страх, на Вагонку в 1937 зачастили столичные и свердловские знаменитости. 1 февраля в центральном клубе проводит вечер украинской песни народная артистка СССР М.И. Литвиненко-Вольгемут и народный артист республики И.С. Паторжинский. В феврале здесь же со своими постановками Свердловская филармония -операми "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Русалка". В апреле гастролирует комедийный актер Игорь Ильинский. Свердловский драмтеатр давал спектакль "Егор Булычев". Действовали джазовый и драматические кружки, которыми руководили москвичи.
А в 1938-м весь июнь на Вагонке пробыл Свердловский театр юного зрителя. В ноябре в центральном клубе строителей состоялись два выступления Московского театра пластического балета. С января по апрель 1939-го работал Свердловский театр музыкальной комедии: "Свадьба в Малиновке", "Голубая мазурка", "Цыганский барон", "Сильва"! Затем единственный спектакль дал Московский академический малый театр - "На бойком месте" А.Н. Островского. В марте 1940 г. Вагонка наслаждалась гастролями Украинского театра музкомедии. Согласитесь, репертуар тех лет способен привести в восторг самого искушенного зрителя.
А летом последнего предвоенного года Серовский драматический театр был переведен на "ПМЖ" в Нижний Тагил. Более 20 его спектаклей прошли в центральном клубе УВЗ.
Старый римский лозунг "хлеба и зрелищ" в предвоенное время осуществлялся ровно наполовину. Хлеба было маловато плюс бессонные ночи в ожидании "черного воронка", зато зрелищ хватало...
Планы ломает война
Перед войной в Дзержинском районе проживало почти 55 000 человек. Работали Уралвагонзавод, торфохимзавод, завод №56, Уралмашстрой и предприятия соцкультбыта. Электронная версия historyntagil.ru. Действовали 11 школ, 7 детских садов, 10 яслей и 10 библиотек. В спортивном обществе "Дзержинец" состояло 555 человек.
В течение 1939-1943 гг. планировалось вложить в благоустройство района 296 млн. рублей, в том числе 162 млн. - на жилищное строительство. На Вагонке должны были появится десятки новых четырех-, шестиэтажных домов, больничный и клинический городок, новые дворцы и парки культуры, кинотеатр, 14 школ, 72 детсада, "Дом Советов", "Дом обороны" и т.д. Ожидалось, что население удвоится. Но война сломала все планы. Стотысячное население появилось в районе за счет эвакуируемых уже к началу 1942-го. Но не было нового жилья, школ, детских садов...
Илья МАЛКОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.07.03., 01.08.03.