Место встреч и расставаний

        Более 15 лет я не была на железнодорожном вокзале, потому как без надобности: на дачу – на машине, в путешествие – на самолете. И вот вновь в знакомом незнакомом здании. Казалось бы, и кассы на том же месте, и кафе в левом крыле, и вход на перрон по центру, но внутренний облик изменился неузнаваемо. Поразили легкость и светлость вечно переполненного людьми гудящего, суетного помещения, ненормальная для вокзала тишина, идеальная чистота. В общем, просторно, комфортно, стильно.

Чемодан – вокзал – Тагил

        А мне вспомнился нижнетагильский вокзал 80-90-х годов прошлого столетия.

Вокзал станции Н. Тагил, 1878 год.

Вокзал станции Н. Тагил, 1878 год.

Вокзал, конец 1930-х годов

Вокзал, конец 1930-х годов

        Вот я с мамой стою в билетную кассу в конце длиннющей очереди. Кругом потные и злые пассажиры: они, как и мы, пытаются купить заветные билеты "на южное направление". В зале ожидания мест нет, публика разношерстная: в неудобных деревянных креслах спят дети, рядом старушки развернули газеты с вареными яйцами и пирожками, туристы с рюкзаками, ватными спальниками и брезентовыми палатками тренькают на гитаре, неопрятные мужики разливают вино по стаканам...

        Раннее-раннее осеннее утро. Мы с отцом ждем электричку до станции Лая. До нее еще полчаса – можно чуток поспать. В соседних креслах дремлют десятка два людей в штормовках, рядом с ними корзины, ведра и рюкзаки. Такие же, как мы, грибники.

        С группой школьников уезжаем в детский лагерь под Анапой. С чемоданами, сумками, родителями, бабушками и дедушками заняли полперрона. В открытых дверях поезда проводницы выставили наружу флажки. Впереди – веселая дорога и теплое море.

        Нижнетагильский вокзал – это место встреч и расставаний, это ожидание родных и друзей, это предвкушение дальних путешествий.

Господа, поезд отправляется!

        Нижнетагильскому вокзалу 140 лет. 14 октября 1878 года по железнодорожной линии Пермь – Чусовская – Гороблагодатская – Екатеринбург открылось регулярное движение. Станция Нижний Тагил была предназначена для переформирования грузовых поездов, а пассажирское движение было незначительным, как и само население поселка Нижнетагильского завода – чуть более 27 тысяч человек.

        Станцию украшал вокзал, построенный в том же 1878 году, – одноэтажное здание с центральной каменной вставкой и симметричными деревянными крыльями, богато украшенными резьбой.

        С центрального входа пассажир попадал в вестибюль с кассой на два окна и багажным отделением. Слева располагались зал третьего класса, а также буфет, медицинская комната и почтовое отделение. Справа – залы первого и второго классов: мягкие диваны с белыми чехлами, посередине – огромный стол, украшенный цветами.

        Для удобства пассажиров одна из двух дощатых платформ размещалась под крышей. У дверей вокзала на ажурной консоли висел станционный колокол, сообщавший о прибытии и отправлении поездов. Вечерами платформу освещали фонари, а праздная публика прохаживалась по перрону и заглядывала в буфет.

        Тех, кто прибыл в город, встречали извозчики. Служащих развозили в "квартиры приисков" на Александровской улице (проспект Ленина), в "Дом приезжих" на Тагильской улице (Господский дом), а прочих пассажиров среднего достатка – в недорогие номера, меблированные комнаты, расположенные недалеко от вокзала.

Упадок

        После Октябрьской революции город продолжало лихорадить: власть переходила то к красным, то к белым. Когда отступала белая гвардия, нижнетагильский вокзал становился перевалочным пунктом. Через него в Сибирь эвакуировались тыловые учреждения, шли эшелоны с военными. Порожние вагоны были в такой цене, что за них давали баснословные взятки. Советская власть в городе окончательно установилась в июле 1919 года.

        Революция и гражданская война привели станцию к разрухе. Не было новых вагонов, запчастей для их ремонта, не хватало паровозов. На вокзале среди работников процветали взяточничество, воровство. В начале 20-х годов часть уральских губерний, как и Поволжье, центральную часть России, охватили голод и эпидемии. Тысячи беженцев и беспризорных проезжали через Нижний Тагил в битком набитых вагонах, на крышах, подножках в поисках спасения от голодной смерти.

Вокзал. Современный вид

Вокзал. Современный вид

        В 30-е годы в связи с развитием станции Смычка станция Нижний Тагил утратила функции сортировочной, зато увеличился поток пассажиров. Вокзал претерпел изменения: прошла реконструкция во внутренних помещениях, а к левому крылу пристроили двухэтажное здание, где разместились кабинеты начальника станции, милиции, комната уполномоченного НКВД, узловой партком и другие. В помещениях установлены печи, имелся водопровод, а вот канализация и вентиляция отсутствовали.

        Вокзал нуждался в коренной реконструкции. В 1940 году был предложен проект железнодорожного узла станции Нижний Тагил, разработанный Московской конторой Трансузелпроект, но Великая Отечественная война перечеркнула планы строительства нового вокзала.

Война и мир

Пригородные кассы

Пригородные кассы

        С первых дней войны железная дорога была переведена на военный режим. На Урал шли эшелоны с оборудованием эвакуируемых предприятий, а на запад – составы с танками, пушками, боеприпасами и другим вооружением.

Перрон вокзала середины 1950-х годов

Перрон вокзала середины 1950-х годов

        Пассажирские перевозки ограничили, люди месяцами добирались по железной дороге до своего жилья, а в ожидании поезда ютились на вокзале. Составы задерживались: на платформе отъезжающие с чемоданами и котомками через тамбурные площадки и входные двери штурмом брали темные холодные вагоны. В зале ожидания – толпы ожидающих, скамеек не было – народ лежал вповалку. Большое скопление людей породило новую проблему – антисанитарию, и как следствие, различные заболевания.

        После войны в связи с ростом промышленности на Урале увеличился грузооборот. К лучшему изменилась работа нижнетагильского вокзала, в частности, обслуживание пассажиров: широко развернулась предварительная продажа билетов и доставка их на дом, открылась билетная касса на Ново-Тагильском заводе, впервые в городе отменили компостирование в пунктах пересадки. Ну и, наконец, в 1955 году начал ежедневно курсировать поезд Нижний Тагил – Москва.

        В середине 50-х годов на привокзальной площади размещались деревянные пассажирские здания 70-летней давности. В соответствии с техзаданием Министерства путей сообщения СССР в 1955 году решено для станции Нижний Тагил повторно применить проект вокзала московского архитектора Мезенцова, разработанный для Магнитогорска, с пассажиропотоком 1200 человек: 900 – дальнего следования и 300 – пригородного сообщения.

        Год спустя началось возведение нового здания нижнетагильского вокзала.

Елена РАДЧЕНКО.

        ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

        Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.08.2018.

 

 

Главная страница