Мосты Тагила

    В ожидании строительства моста через Тагильский пруд вспомним историю тагильского мостостроения.

    Считается, что идея соединить мостом Гальянку с Корабельным мысом зародилась в советское время – в 50-х годах ХХ века, и с тех пор она не даёт покоя "отцам города".

    Идея с мостом через пруд действительно очень старая. Ещё в начале 20-х годов XIX столетия заводские механики Фёдор Шептаев и Пётр Макаров представили "господину заводовладельцу" Николаю Никитичу Демидову "прожект мостового пути через заводской пруд", после реализации которого "железные обозы" в Невьянск и Екатеринбург можно будет направлять не в объезд пруда, по Старозаводской улице, а прямо с завода на Невьянский тракт. По мнению авторов, мост значительно упростил бы процесс отправки обозов. Мост предлагалось перебросить в узком месте водоёма между Гальянской частью и мысом Корабельным. К проекту прилагалась смета расходов на строительство и предварительный расчёт окупаемости сооружения. Проект поддержали некоторые заводские приказчики. Но господин заводовладелец не оценил полёт новаторской мысли своих механиков.

    "Глупее затеи и помыслить себе не можно", – написал Николай Никитич в верхнем углу проекта. А ниже приписал: "Пустая трата денег"...

    Второй раз идея моста через заводской пруд всплыла уже в советское время.

    При разработке реконструкции центральной части города в 1935 году мост через городской пруд появился на генплане развития Нижнего Тагила, причём приблизительно в том же самом месте, где его предлагали построить демидовские мастера.

    Разработкой этого проекта занимались специалисты московского бюро треста "Горстройпроект" во главе с ведущим архитектором А.М. Мастаковым. Надо сказать, что первоначально идея с мостом понравилась и партийному руководству области, и даже в Совнаркоме. Однако воплотить задуманное в реальность тогда не удалось. Виной тому был ощутимый перерасход финансов, выделенных на строительство в городе сразу двух заводов-гигантов. В стране попросту не хватало денег. Затем началась война, затем – послевоенное строительство... В общем, и городу, и стране было не до излишеств.

Мост через городской пруд на проекте развития Нижнего Тагила 1935 г.

Мост через городской пруд на проекте развития Нижнего Тагила 1935 г.

    В следующий раз идею моста через городской пруд вынули с пыльных архивных полок в 1963 году, когда стали пересматривать генеральный план развития города. Эту работу поручили коллективу архитекторов и проектировщиков НИИ "Мосгипрогор", и спустя четыре года Генеральный план, разработанный группой московских архитекторов во главе с П.П. Джишкариани, был утверждён в инстанциях всех уровней.

    Согласно этому плану, административный центр Нижнего Тагила должен был быть перенесён из тесноты кварталов Ленинского района на широкие просторы Корабельного мыса. С городом новый центр должны были связать два моста. Один мост должен был соединить Корабельный мыс и Старую Гальянку. Второй – связать район Фатеево и посёлок Ключики. Казалось бы, мосту (точнее, двум мостам) через пруд – быть!

Красноармейский (Новый) мост через реку Тагил (фото 1930-х гг.)

Красноармейский (Новый) мост через реку Тагил (фото 1930-х гг.)

    Летом 1967 года председатель Нижнетагильского горисполкома Владимир Наливай и 2-й секретарь горкома КПСС Дмитрий Клочков отправились в Свердловск, чтобы заручиться поддержкой обкома партии в вопросе дополнительного выделения финансовых ресурсов на строительство в Нижнем Тагиле жилья, объектов соцкультбыта и дорог. В списке объектов, на которые просили выделить дополнительное финансирование, значились и мосты через Тагильский пруд.

    Позднее Владимир Наливай вспоминал: "Тагильский вопрос вынесли на закрытое заседание бюро обкома. И хотя перед поездкой нас предупреждали, чтобы мы не тешили себя иллюзиями, надежда на благоприятный исход заседания всё же оставалась. Ознакомившись с нашей заявкой, члены бюро стали интересоваться у нас деталями. Мы отвечали, разъясняли, надеясь, что это сыграет положительную роль во время принятия решения. Неожиданно слово взял первый секретарь обкома Константин Кузьмич Николаев. "Владимир Кириллович, вот вы запланировали построить новые здания исполкома, горкома партии, мосты через пруд. А план по вводу жилья в эксплуатацию город не выполняет, детсады переполнены. А дороги у вас какие? Разве это дороги?.. А вам мосты через пруд подавай..." Мы начали убеждать его, что мосты для развития города необходимы, что они облегчат доставку людей к местам работы, разгрузят улицы города. Николаев выслушал нас и грустно улыбнулся: "У вас этот пруд питьевой? Так кто же вам позволит мосты через него строить?" Нам стало понятно, что на этот раз обком нас не поддержит".

    К идее двух мостов через Тагильский пруд городские власти вернулись в 1980-м. Тогда нереализованный проект 1967 года был отправлен на доработку в Свердловский архитектурный институт. На этот раз проект поддержали и обком партии, и республиканский Минстрой, но денег у Минфина не оказалось.

    С началом перестройки и в ранний постсоветский период с мостами в Нижнем Тагиле и вовсе перестало получаться. Первой жертвой неумолимо надвигающейся "эпохи перемен" пал Красноармейский мост (или Новый мост, как прозвали его в народе), построенный в начале советского периода. Более тридцати лет по нему осуществлялись грузоперевозки, а затем ещё длительное время он служил в качестве пешеходного. В конце концов мост настолько сильно обветшал, что ни о каком капремонте не могло идти и речи – только сносить. Сносить и строить новый. О том, что Красноармейский мост будут восстанавливать, в конце 80-х говорили очень часто. Правда, дальше разговоров дело не шло. В конце концов его решили не восстанавливать в прежнем качестве, т.к. планировалось пустить автомобильный поток по другому направлению.

    Вместо полноценного моста был сооружён пешеходный мост, который простоял в одиночестве до тех пор, пока в 2016-м не началась реконструкция Маральского моста. Только тогда, в связи с закрытием движения по улице Фрунзе, рядом с пешеходным мостом на Красноармейской был построен ещё один "временный" мост, предназначенный для движения автомобилей.

    Основной поток автомобильных грузоперевозок хотели направить вдоль берега реки, по улице Серова, до конца и далее через мост на улицу Папанина, откуда транспорт мог выехать в район Старой Гальянки, и далее на Гальяно-Горбуновский жилой массив. Проектированием нового моста в 1990 году занялась МСК "Нижнетагильский Мостопоезд". Согласно проекту, длина дорожного полотна должна была составить 185 метров, а длина мостового перехода – 580 метров. Стоимость объекта составила немногим более четырёх с половиной миллионов рублей. Строительство началось в 1995 году и вскоре закончилось в связи с полным прекращением финансирования. Случилось это из-за того, что в то время не существовало такого понятия, как федеральное или областное финансирование. Мост начали строить исходя из возможностей городского бюджета, рассчитывая на его пополнение. Но расчёты не оправдались, и строительство моста было решено заморозить до лучших времён, которые всё не наступали и не наступали. В результате мост так и остался недостроенным.

    В 2010 году Нижнетагильская городская дума утвердила новый "Генеральный план развития городского округа Нижний Тагил", согласно которому через пруд должно было быть переброшено уже три моста. Первый мост должен был соединить улицы Кулибина и Верескова, второй – Октябрьский проспект и Свердловский тракт в районе Горзеленхоза, третий – улицу Гагарина, что на Старателе, и гору Палёную.

    Вообще, история мостостроения в Нижнем Тагиле уходит своими корнями далеко в глубь веков и каждый из существующих ныне мостов имеет свою, часто интересную, историю. Зелёный и Чугунный, Маральский и Вогульский, Горбатый и Олимпийский, Киприн и Королёв – каждый мост в Нижнем Тагиле неразрывно связан с развитием города, его становлением, с судьбами людей.

    Литература: Газета "470" от 11.04.2018.

День рождения моста

    25 января в Нижнем Тагиле можно отмечать День рождения моста "Красной Армии". Той деревянной конструкции, появившейся в 1935 году давно уже нет. В начале 1990-х его заменил бетонный пешеходный переход. Не многие помнят и его настоящее имя – "Красной Армии". В народной памяти этот мост больше запомнился как "Старый", хотя когда-то его все называли "Новый".

    Очень интересно и познавательно о строительстве этого моста рассказала на своих страницах газета "Тагильский рабочий". В номере 20 от 24 января 1935 года появилась статья, посвященная предстоящему открытию этого сооружения:

    "Завтра, в подарок 7 Всесоюзному съезду советов, открывается движение по Новому мосту через реку Тагил. Центральная часть города соединяется с северной, где расположены крупные производственные предприятия, как рудник имени 3 Интернационала, Ивановский карьер, карьер "Заячья гора", хлебозавод, холодильник и многие другие.

Красноармейский (Новый) мост через реку Тагил (фото 1930-х гг.)

Красноармейский (Новый) мост через реку Тагил (фото 1930-х гг.)

    Это сооружение – одно из наиболее крупных, проводимых новым составом горсовета. Строительство ведут бойцы части, которой командует тов. Соколов. Оно начато 9 января и завтра будет полностью закончено. Первым по мосту пройдёт трактор "Сталинец", который наглядно подтвердит высокое качество работы, проведённой в такой короткий срок. Постройка показала исключительную энергичность бойцов переменного состава, лишний раз подтвердив, что в боевой обстановке сооружения будут переданы в надёжные руки.

    Постройка моста, помимо общественно-полезного дела, дала огромный учебный опыт по работе в ночных условиях, в морозы, метели, с применением самых разнообразных технических средств, правильной организации труда и т.д.

    Выявлено немало ударников-энтузиастов, которые весь опыт работы понесут на производство. Вот бригада тов. Неруша. Работая на насадке и укладке переводин, она систематически перевыполняет нормы, даёт высокое качество работы, показывает образцовую спаянность. Вот плотник Малинин, закоперщик Мурашов, подносчики Солин и Евдоков, которые отличаются быстротой работы и помощью своим товарищам. Вот инженеры-одногодичники т.т. Изотов, Ермоленко, Каутов, Тейлов, проявляющие аккуратность в работе, уверенность в руководстве, систематически поверяющие исполнение.

    Только такой подъём и ведущее положение ударников смогли обеспечить, несмотря на ряд трудностей, постройку моста в 16 дней. 96 свай забиты в 11 дней, хотя копры из-за недостатка электроэнергии половину времени почти стояли. Нельзя не отметить большой помощи в строительстве моста зав. горкоммунотделом тов. Бородина, бессменно находящегося на мосту и принимающегося все меры, необходимые для ускорения сооружения.

    К сожалению, не все городские организации прониклись чувством ответственности за строительство. Зав. горстроем Мусаткин выделял материалы только под нажимом президиума горсовета.

    На объявленный 22 января субботник вместо 17 автомашин выехали только 6. Совершенно их не выделили: "Металлолом", "Союзутиль", Райпотребсоюз, артель "Металлист" и Холодильник. Обещанные 100 комсомольцев, за организацию которых отвечал т.Ветохин, не явились совсем, как не явились 30 человек из школы ФЗУ металлургического завода.

    Сегодня на постройке моста проводится общегородской субботник. Обязанность каждого учреждения и предприятия принять в нём самое горячее участие, чтобы завтра с честью открыть движение по Новому мосту."

    ИА "Новый город" благодарит за помощь в подготовке этой публикации краеведа Игоря Сивкова.

    Литература: ИА "Новый город". 25.01.2018.

 

 

Главная страница