Линейному отделу милиции – 80 лет

1616 километров ответственности

    В апреле 1937 года, 80 лет назад, было создано линейное отделение милиции на станции Нижний Тагил. Оно работало и во время Великой Отечественной войны, претерпело несколько реорганизаций и с 1954-го стало отделом в том виде, в каком существует сейчас.

    В конце 1980-х – начале 1990-х в системе транспортной милиции произошли серьезные изменения. Появились госпожнадзор, отделения дознания и профилактики преступлений несовершеннолетних, рота ППС, служба общественной безопасности, криминальная милиция. Началась компьютеризация, значительно обновился и пополнился автопарк. Построили и оборудовали линейные пункты на станциях Гороблагодатская, Смычка и Невьянск.

Инспектор ПДН ЛОВД на ст. Нижний Тагил Мария Бакшаева за работой, 80-е годы.

Инспектор ПДН ЛОВД на ст. Нижний Тагил Мария Бакшаева за работой, 80-е годы.

    В зону оперативного обслуживания линейного отдела МВД России на станции Нижний Тагил входят субъекты, расположенные на территории Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Основной объект – Свердловская железная дорога. Коллектив отдела обеспечивает правопорядок и сохранность перевозимых грузов.

    Длина участка – 1616 километров. Это 105 станций, 32 вокзала, 111 переездов. Каждые сутки загружаются и разгружаются около 2500 вагонов, ежегодный пассажирооборот – более 3 млн человек.

    С ноября 2009 года отделом руководит полковник полиции Александр Кириченко.

С паровоза – в милицию

    Николай Крапивин возглавлял линейный отдел девять лет, с 1978 года. Отсюда ушел на пенсию. Службе в милиции посвятил четверть века.

    По словам ветерана, о карьере в правоохранительных органах и не мечтал. После армии вернулся в родной Камышлов и устроился на завод помощником машиниста паровоза. Спустя пять лет предложили перейти в милицию.

Александр Кириченко

Александр Кириченко

    – В транспортную попал, раз имел отношение к железной дороге. А вообще, если честно, привлекла романтика: обещали работу в уголовном розыске, и я представлял себе задержания и захваты, как в кино, – вспоминает Николай Федорович. – Приняли оперуполномоченным. Сначала вообще ничего не понимал на новом месте, постепенно втянулся. Потом стал начальником пункта, и пошло-поехало. Трудился в Тюмени, Перми и Кунгуре, откуда и направили в Тагил начальником линейного отдела.

    Принимать коллектив пришлось в непростое время. Люди начали уходить: служебное жилье не выделяли, зарплата небольшая, работа – сложная, постоянные командировки по всему Советскому Союзу. Чтобы сохранить личный состав, Крапивин лично взялся за решение жилищного вопроса. Куда только не писал обращения, и, в конце концов, проблема решилась, сотрудники стали получать квартиры. Текучка кадров сразу прекратилась, наоборот, появились желающие перейти из других подразделений.

Николай Крапивин

Николай Крапивин

    Николай Федорович первым поднял вопрос о переезде линейного отдела в другое здание. Старое рассыпалось на глазах, каждое лето ремонтировали: то стена обвалится, то лестница. Создали проект, и на том дело застопорилось. Строить должны были вскладчину: город, железная дорога и МВД, но необходимую сумму так и не выделили.

Валерий Слесарев

Валерий Слесарев

    К теме вернулись через несколько лет и даже выбрали площадку. Сейчас там располагается привокзальный рынок, а должно было стоять здание линейного отдела. Денег снова не дали, поскольку приоритетным стало жилищное строительство. Милиция, решили, подождет.

    Только в 2010 году, когда Николай Крапивин был уже на пенсии, линейный отдел переехал в помещение на улице Завокзальной. Прежнее здание снесли.

Не так, как в фильмах показывают

    Валерий Слесарев сменил Николая Крапивина на посту начальника линейного отдела в 1986 году. До этого он возглавлял уголовный розыск. Руководил отделом до 2002-го, дольше всех предшественников. Именно он был "у руля" в так называемые лихие 90-е, в разгул преступности.

    Валерий Игоревич раскрыл подробности расследования некоторых громких дел:

    На железной дороге в советское время было немного преступлений: тогда не воровали все, что плохо лежит, не тащили рельсы и не срезали провода, как сейчас. Тем не менее, без охотников до легкой наживы не обошлось. Группа из Нижней Туры воровала ферросплавы в Серове. Преступники садились на поезд и по дороге на определенном участке сбрасывали добычу. Мы устроили там засаду, взяли с поличным.

    В 80-е годы боролись со спекуляцией. Был дефицит, на наши рынки ехали торговцы отовсюду. Проводили рейды, выявляли нарушителей.

    В 90-е в зону интересов организованных преступных группировок попали и объекты железнодорожного транспорта. Несколько раз приходилось действовать группе захвата, работала ведомственная охрана. После этого бандиты перестали у нас появляться.

    Одно время карточные шулера облюбовали поезд Москва – Нижний Тагил. Садились в столице, выходили в Ярославле или Горьком, облапошив пассажиров. Участок, казалось бы, не наш, но пострадавшие – тагильчане. Направляли группы в штатском, они негласно сопровождали поезд, присматривались. "Каталы" одни и те же работали, их лица примелькались. Обычно перед станцией они срывали стоп-кран и соскакивали с поезда. Мы этого ждали и задерживали их, доставляли в Нижний Тагил. У нас был приемник-распределитель, там можно было лиц без определенного места жительства и рода занятий содержать месяц. Вот шулеры и сидели по 30 дней с бродягами. Таким образом, отвадили их от наших поездов.

Строевой смотр ЛОВД на станции Нижний Тагил, 80-е годы.

Строевой смотр ЛОВД на станции Нижний Тагил, 80-е годы.

    Раскрываемость убийств у нас всегда была 100%. Наваливались на дело всем коллективом: не так, как в фильмах показывают, что два-три человека расследуют.

    На территории города Свердловск-44 (Верхнейвинск) при выгрузке бетонных панелей обнаружили нижнюю часть мужского тела. Спустя четыре часа верх нашли на Сортировке. Буквально через день в грузовом вагоне на другой станции – полуобнаженный женский труп. Создали оперативно-следственную группу. Поискали по стыковкам, где составы могли находиться вместе. Выяснили, что в Баранче. В ходе осмотра нашли окровавленную куртку. Собака взяла след, хотя минуло 12 суток, и довела до квартиры, где эту пару убили. Уникальный случай!

    В поезде Свердловск-Бокситы произошло убийство проводницы. Преступники – были данные, что их двое – выпрыгнули на какой-то станции. Группа выехала в Североуральск, где формировался состав. В райотделе подсказали, что это могли быть работники, нанявшиеся в другой регион по трудовому соглашению. Мы связались по телефону с бюро по трудоустройству. Получили ответ, что в том направлении в интересующий нас день действительно должны были выехать двое мужчин. Стали разбираться. Оказалось, что у одного из них живут родственники на станции Гаечное. Вот там они и выпрыгнули. Приехали и задержали.

    Сейчас Валерий Слесарев работает в нижнетагильском отделе безопасности, а в уголовном розыске линейного отдела трудятся два его сына – Максим и Никита, продолжают семейное дело.

Татьяна ШАРЫГИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.03.2017.

 

 

Главная страница