Что тебе снится, крейсер "Аврора"?

    23 декабря 2016 года музею-заповеднику "Горнозаводской Урал" в торжественной обстановке был передан на вечное хранение гюйс с кормы крейсера "Аврора". Трест "Тагилстрой" и легендарный корабль с 30-х по 90-е годы прошлого века соединяли шефские связи и деловая дружба.

    2017-й год - год столетия Великой Октябрьской социалистической революции. Все началось с холостого выстрела легендарного крейсера "Аврора". К тому же из радиорубки именно этого корабля было прочитано обращение В. И. Ленина "К гражданам России", в котором сообщалось об отставке Временного правительства и начале эры коммунизма.

    Мне довелось посетить эту рубку и постоять у знаменитого орудия, которое в 1917-м перепугало весь мир. В1983 году в составе делегации комсомольцев ПСМО "Тагилстрой" я в качестве корреспондента вместе с фотографом Анатолием Яковлевичем Цейзером были отправлены в командировку от многотиражной газеты "Строитель". Поэтому нам ничего не оставалось, как все записывать и фиксировать на пленку. Основная цель делегации состояла в восстановлении шефских связей, которые возникли в 1932 году. Тогда по инициативе начальника строительства Новотагильского завода Михаила Михайловича Царевского, который до этого успешно построил Горьковский автозавод, поступило предложение обратиться к авроровцам. Они хорошо помогали ему на Волге, контролируя прохождение заказов на ленинградских заводах, могли помочь и тагильчанам.

    Обращение уральцев встретило понимание у моряков-балтийцев. Так появился договор-соглашение о взаимном деловом сотрудничестве, подписанной со стороны авроровцев заместителем командира корабля Андреусом, секретарем партийной организации Герштейном и секретарем комсомольской организации Сарычевым. Следует заметить, это был действенный документ, и помощь моряков оказалась весьма ощутимой.

    Однако дальнейшему развитию и укреплению связей помешала война. Фашисты взяли Ленинград в блокадное кольцо, и из "города мертвых", как обозвали его захватчики, в Нижний Тагил приходили только эшелоны с истощенными людьми. Особенно много было детей.

Передан на вечное хранение гюйс с кормы крейсера "Аврора"

    После войны страна долго залечивала раны. О дружбе с "Авророй" никто не вспоминал. И все-таки время не смогло заретушировать память. Неожиданно в 1981 году появилась идея восстановить шефские связи с легендарным кораблем. Тем более, корреспонденция, приходящая с "Авроры", не радовала. Моряки и музейщики нуждались в элементарной технической и материальной помощи. В ПСМО "Тагилстрой" решили сделать все возможное, но нужны были исторические и логические обоснования. Правду о дружбе в тридцатых годах помог восстановить бывший комиссар крейсера капитан второго ранга в отставке Андрей Васильевич Ермоленко, живший в ту пору в Севастополе. Вот поэтому с конца апреля по 5 мая 1983 года тагилстроевцы побывали в Ленинграде.

    Встреча на "Авроре" была радостной и теплой и имела не только деловое и организационное значение, но и познавательно-воспитательное. Рапорт руководству крейсера о производственных успехах молодых строителей и монтажников зачитал водитель ПОПАТа Валерий Козлов. В свою очередь, командование корабля вручило переходящий вымпел для проведения соцсоревнования лучшей бригаде монтажников Уралстальконструкции Александра Третьякова (комсорг Анатолий Гредин). Все это нашло отражение в местных и областных печатных СМИ и во всероссийском отраслевом журнале "Строитель", №11 за 1983 год.

    В 1986 году на митинг по случаю сдачи в эксплуатацию 9-й коксовой батареи приехали ленинградцы - представитель Балтфлота капитан первого ранга Власов и командир БЧ крейсера "Аврора" Александр Борисович Шахов. Они были включены в символическую бригаду по приемке первого кокса. После общих торжеств между гостями и первым секретарем Нижнетагильского ГК КПСС Евгением Николаевичем Сушиловым была достигнута договоренность о почетной службе на крейсере двух молодых тагильчан. И это намерение было реализовано. Например, Антон Шефер, представитель Нижнетагильского отделения железной дороги, такую службу прошел.

    Ну а далее - о самом грустном. СССР в девяностые годы вступил в стадию распада, превращаясь в большую барахолку. Однако дружба "Авроры" с трестом "Тагилстрой" продолжалась. Одним из ее ярких событий стал автопробег по местам боевой славы 5-го танкового Уральского добровольческого корпуса. Его помогли организовать и провести начальник СТК "Строитель" Александр Вакуленко и секретарь парткома Владимир Прокофьевич Юрченко. В 1990 году на 90-летие крейсера на "Аврору" приехала последняя делегация тагильчан. С корабля снимали все атрибуты советской эпохи и поднимали российские Андреевские флаги.

    Вот именно тогда заместитель командира корабля капитан второго ранга Александр Михайлович Горошко вручил советский гюйс с кормы "Авроры" работнику Спецстроя №1 комсомольцу Михаилу Николаевичу Потрашкову. Флаг представляет собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки. На белом полотнище помещены: на левой половине (ближе к древку) – красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх, в правой половине – перекрещенные серп и молот красного цвета. Флаг "Авроры" украшают два ордена, которыми был награжден крейсер. Ближе к древку стоит дата "1977" - флаг "Авроры" обновили в честь 60-летия Октябрьской революции.

    Михаил Николаевич Потрашков хранил гюйс у себя дома 25 лет. А потом городской Совет ветеранов комсомола принял решение передать эту реликвию музею-заповеднику "Горнозаводской Урал". Его директор Эльвира Раисовна Меркушева приняла гюйс из рук ветеранов комсомола Анатолия Николаевича Щекотова и Михаила Николаевича Потрашкова бережно и с удовольствием. Когда его развернули, то возникло ощущение, что в зале не хватает балтийского ветра, чтобы он обрел крылья. На передачу флага в фонды музея собрались ветераны комсомольских организаций треста "Тагилстрой" и НТМК. Любые вещи, переходящие в собственность музея, становятся артефактами.

    Наверное, тем, кто следит за историей флота, интересно будет узнать, что крейсер "Аврора" - это корабль-победитель, не потерпевший ни одного поражения. Он был награжден двумя орденами - Красного Знамени (в 1927 г.) и Октябрьской Революции (в 1968-м). Сегодня, после серьезной реставрации, знаменитый корабль встал на постоянную стоянку у моста лейтенанта Шмидта и получил статус исторического музея.

Василий ОВСЕПЬЯН.

    ФОТО Тимофея ДУБИНИНА

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №47(277) от 30.12.2016.

 

 

Главная страница