Застывшие в камне
В 1931 году с началом строительства будущих гигантов отечественной промышленности Уралвагонзавода и Нижнетагильского металлургического комбината стал меняться архитектурный облик нашего города
Как от преимущественно одноэтажного и бревенчатого он шагнул к каменному и многоэтажному обличью?
Наряду с гигантами индустрии планировалось построить новый город и создать для человека труда новый быт. Основным архитектурным стилем выбрали конструктивизм, для которого были характерны лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Проектированием застройки жилых районов Нижнего Тагила занимались члены "Общества современных архитекторов" (было тогда такое объединение) М.Я. Гинзбург, И.И. Леонидов, А.М. Мостаков и другие. Первый создавал проект Красного Камня, второй – Ключиков, третий – Вагонстроя. Требования к будущему жилью – рациональность, доступность, функциональность, удобство эксплуатации.
Территорию города разбили на так называемые селитебные зоны – районы сосредоточения жилых домов, административных зданий, объектов культуры, просвещения и т.д. Всего зон было восемь: Кушвинская, Красный Камень, Центральная, Выйская, Завыйская, Гальянка, Рудник III Интернационала, Вагонстрой. Ввиду их большой задымленности за основу решили брать малоэтажные здания. Такое решение созрело в 1933 году, когда осенью приступили к сооружению детских яслей – первого кирпичного здания на Вагонке. До этого в соцгороде возводили преимущественно бараки да брусковые и каркасно-фибролитовые дома.
Чтобы представить размах тогдашнего строительства, обратимся к статистике. Если на 1 января 1933 года на Уралвагонстрое имелось всего 96 тысяч квадратных метров жилой площади, то в 1934-м намечалось построить по планам Горпроекта во главе с архитектором Б.В. Данчичем 100 тысяч квадратных метров жилья, по сути – удвоить соцгород.
Вот как 29 марта 1932 года писала о проекте застройки газета "Уралвагонстрой": "Город будет раскинут на юго-запад от вагоностроительного комбината. Он будет расположен в восьми километрах от Тагила и будет примыкать к вагоностроительному комбинату. В будущем городе будет жить 80 тысяч человек. Основой является принцип социалистической организации труда и быта всего коллектива. Женщина будет раскрепощена от забот о домашнем хозяйстве и воспитании детей. Главной предпосылкой для организации всей работы и жизни нового города является максимальное вовлечение всего трудоспособного населения в разрешение производственных задач. В городе будут театр, дворец культуры, парк, все виды благоустройства. Дома выйдут на улицу эффектными фасадами, парадными подъездами, украшенные орнаментом".
Первостроители мечтали о светлом, благоустроенном городе. Из воспоминаний горняка Высокогорского железного рудника Степана Еременко: "Город растет не по дням, а по часам. Прямо на глазах молодеет старый, демидовский Тагил, уступая место новому, социалистическому. На улице Фрунзе, где я живу, выросли большие, хорошо благоустроенные дома для горняков нашего рудника и строится еще много зданий. Новые дома, улицы, дороги, целые кварталы, скверы растут буквально как грибы. Сгинули при-гнувшиеся к земле деревянные домишки, на их месте высятся многоэтажные, красиво оформленные каменные здания. Генеральный план взволновал меня. Наш город в ближайшее время станет одним из красивейших на Урале".
В разработке архитектурного облика Нижнего Тагила активно участвовали столичные зодчие. Например, разработка экономичных жилых домов из местных строительных материалов велась под руководством архитектора М.Я. Гинзбурга. Его проект застройки Красного Камня, рассчитанный на 24 тысячи жителей, отличался оригинальной планировкой жилых ансамблей, парковых пространств и транспортных магистралей. Район имел три главных входа из других частей города, а расположение улиц сохранилось до настоящего времени. Первый вход был по улице Раздельной, ныне это улица Победы. Второй – по Первой, Второй и Третьей Свердловским улицам (бывшие 1-я, 2-я и 3-я Введенские, а ныне – улица Пархоменко) и третий – по улице МОПРА, бывшей до этого Этапной, а ныне – проспект Мира.
Все они выходили на большую площадь Красного Камня с памятником Героям гражданской войны в центре. Входы в район оформлялись монументальными скульптурными формами, тематически и стилистически связанными с центральным памятником площади. Всего в эскизе района от 1934 года было запланировано возведение 83 зданий, тридцать из которых – общественного пользования.
К сожалению, полностью воплотить в жизнь задумки архитектора не удалось из-за традиционной для Нижнего Тагила нехватки финансирования. Такая же судьба постигла проект "Ключики" выдающегося архитектора-авангардиста И.И. Леонидова. По его замыслу, там должны были жить труженики коксохимического завода.
В большей степени удалось воплотить проект застройки Вагонки, образцом для которого послужили работы архитекторов Г.Г. Коротыша и И.О. Гохблита, создавших соответственно генпланы Краматорска и Большого Красноярска. Не случайно именно в Дзержинском районе сохранилось больше всего памятников конструктивизма. Это больница №1, Дом дирекции, общеобразовательная школа №9, гараж на 130 машин, находящийся на территории Уралвагонзавода.
Не менее интересны жилые дома на улице Жуковского (д. 8 и 20) на красном камне, здание гостиницы "Северный Урал" в центре города. Последнее было когда-то двухэтажным домом, где размещались лавки купца Мозгунова. К 1938 году здание по проекту архитектора Н.И. Федоряко реконструировали: достроили два этажа, украсили парадными портиками со стороны улицы Огаркова и проспекта Ленина.
Сохранившиеся объекты конструктивизма позволяют увидеть новый образ бывшей демидовской вотчины, круто изменившейся в 30-е годы прошлого века. Они – дань памяти людям, участвовавшим в строительстве зданий, которыми мы любуемся до сих пор. Круг этих памятников стиля конструктивизма, вновь вернувшегося в мировую архитектуру, нуждается в особой охране и заботе.
Ольга ОЛОХОВА, аспирантка Нижнетагильского филиала РСППУ.
Фото из архива автора.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.03.2016.