Директорский дом

    В 1931 году начался отсчет славной истории Уралвагонзавода. Наряду с возведением производственных корпусов активно строилось жилье для работников Уралвагонстроя и будущих трудящихся предприятия. В Соцгороде (так тогда назывался Дзержинский район) в основном это были двухэтажные брусковые дома и бараки, но уже через 2-3 года в нем появились первые каменные строения.

    До начала Великой Отечественной войны их насчитывалось 14 – это жилые дома, школы, гостиница (будущая 1-я городская больница) и баня, которая до сих пор исправно выполняет свои гигиенические функции на радость жителей Вагонки.

Так начиналась Вагонка. Начало 30-х гг.

Так начиналась Вагонка. Начало 30-х гг.

    Одна из наиболее известных построек того времени – дом № 2 по улице Ленина (теперь Ильича).

Конец 30-х годов XX века

Конец 30-х годов XX века

Ул. Ленина (Ильича), 1936 г. Дом дирекции

Ул. Ленина (Ильича), 1936 г. Дом дирекции

    Дом дирекции – один из последних в Нижнем Тагиле памятников эпохи конструктивизма, отличающегося особой архитектурной законченностью, строгими линиями, выразительной отделкой. Силуэт здания оживляют вынос углового балкона на консолях, невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход, и возвышающиеся над ними две арки с ленточным членением. По проекту 1934 года пилоны должны были венчать две атлетические фигуры рабочих, символизирующих мощь будущего Вагоногиганта, но впоследствии автором декоративной отделки дома московским скульптором Донских они были заменены двумя большими шарами.

    К сожалению, дом этот не сохранил свой первоначальный облик – сняты шары с пилонов и уничтожены фонари-окна первого этажа с южной стороны. И все это несмотря на то, что здание является официально зарегистрированным памятником истории и культуры ХХ века.

    За свою историю этот дом ни разу не подвергался капитальному ремонту. С одной стороны, это говорит о качестве строительных работ того времени, а с другой – пора бы озаботиться, ведь здание ветшает, требуют замены коммуникации. При всем этом Дом дирекции – не только архитектурный памятник, но и память о целой эпохе в истории города.

    Становление Вагонки непрерывно связано со знаковыми именами творцов ее достижений, каждое из которых – значимая частица славной истории завода, память о которых может быть утрачена, несмотря на подвижническую просветительскую работу музея истории Уралвагонзавода.

Осень 2014 г.

Осень 2014 г.

    Можно уверенно сказать, что большинство жителей Вагонки (и не только молодых) не знают или уже не помнят имена и дела своих замечательных земляков, даже недавнего прошлого…

    Историческая память сама по себе – беззащитна и потому остро нуждается в охране от безразличия, которое порождает бездуховность. Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего. В Доме дирекции в разное время жили выдающиеся инженеры, внесшие огромный вклад в дело становления Уралвагонзавода, как одного из крупнейших научно-производственных комплексов не только России, но и мира.

    Судите сами:

    Г.З. Павлоцкий – первый директор Уралвагонстроя;

    Ю.Е. Максарев – директор завода (1941-1946 гг.), Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, депутат Верховного Совета СССР, впоследствии – министр транспортного машиностроения СССР, заместитель председателя Совета министров СССР;

    С.А. Скачков – директор завода(1946-1949 гг.), Герой Социалистического труда, впоследствии председатель Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям;

    И.В. Окунев – директор завода(1949-1967гг.), Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской премии, член Верховного Совета РСФСР, первый Почетный гражданин г. Нижний Тагил.

    Целая плеяда участников создания танков Т-34 и Т-54:

    А.А. Морозов – главный конструктор УТЗ(1941-1951 гг.), дважды Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премии;

    конструкторы и технические специалисты, лауреаты Сталинской премии:

    А.А. Молоштанов, А.И. Шпайхлер, Н.Д. Портной, Н.А. Кучеренко, Е.И. Юдин;

    Д.Н. Лоренцо – главный конструктор с 1935 по 1959 годы, создатель отечественной школы вагоностроения;

    А.В. Забайкин – многолетний руководитель технических служб, главный инженер завода (1955-1966 гг.)

    И.И. Глаголев – на строительстве завода с 1932 года, первый парторг ЦК ВКП(б), в 1937 году репрессирован. После освобождения из-под стражи работал чернорабочим в литейных цехах. Заместитель директора завода(1941-1957 гг.), председатель профсоюзного комитета завода(1957-1960 гг.);

    Л.Л. Штаркман – начальник производства (1939 -1982 гг.) и его мозг.

    М.П. Шарнин – Почетный гражданин города Нижний Тагил, депутат Верховного совета РСФСР, 1-й секретарь горкома партии.

    С.А. Катык – главный металлург завода, директор УФ ВНИТИ, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, впоследствии директор Омского завода им. Октябрьской революции.

    М.П. Чупахин – один из создателей семейства двигателей типа В2, которые в различных модификациях стояли и стоят на всех танках Уралвагонзавода, и не только.

    А.С. Смелик – Почетный гражданин города Нижний Тагил, Заслуженный работник физической культуры РФ, председатель СК "Спутник" с 1970 года.

    По концентрации замечательных людей (простите за химический термин) на один квадратный метр площади ни один дом в Дзержинском районе, да и в городе, не может с ним сравниться!

    Немного арифметики – три Почетных гражданина города, пять Героев Социалистического труда (один из них – дважды), два лауреата Ленинской премии, восемь лауреатов Сталинской премии (из них трое – трижды).

    Абсолютное большинство нынешних жильцов этого уникального дома не имеют ни малейшего представления о тех, кто "во время оно" жил в нем.

    Созидательный труд этих удивительных людей на благо Родины достоин всяческого уважения, а память о многих из них должна быть увековечена установкой мемориальных досок на доме, в котором они жили.

    Кроме вышеперечисленных "первых среди равных", в этом же доме в разное время жили и живут сегодня вошедшие в своего рода книгу почета Уралвагонзавода – биографический справочник "Замечательные люди Вагонки" (книги 1-3): директор завода В.В. Сычев, заместители директора завода А.Л. Мышковский, М.З. Писаревский, А.Ф. Ямов, В.А. Петунин, В.Ф. Буюкли, начальники цехов В.А. Тантлевский, А.И. и В.А. Климовы, Е.Е. Мачнев, главные специалисты В.Г. Березов, П.П. Вислобоков, В.А. Агеев, А. Зоценко, П.И. и Ю.П. Башкировы, хирург "золотые руки" Тонконогов, кандидаты технических наук В.А. Антипов, Н.Г. Гейринхсдорф, будущий главный конструктор УКБТМ В.Б. Домнин, известная российская поэтесса и создатель уникального музея танка Т-34 (г. Москва) Л.Н. Васильева (дочь Н.А. Кучеренко), первый редактор заводской многотиражной газеты Гр. Фейгин.

    Книга, изданная к 50-летнему юбилею завода, носит "знаковое" название – "Гордость моя – Вагонка". Любовь к "малой" Родине, гордость за ее достижения, бережное хранение ее исторических традиций и есть фундаментальный посыл к патриотизму общероссийскому.

Виктор ЯМОВ.

    Фото из архива автора музея истории Уралвагонзавода и Тимофея ДУБИНИНА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №37(176) от 06.11.2014.

 

 

Главная страница