О торговле, дефиците и многом другом
В наше время, как правило, слово "дефицит" не относится к продуктовым и промышленным товарам. Бывает дефицит внимания, дефицит общения, но дефицит товаров?! Однако так было далеко не всегда, еще двадцать-тридцать лет назад это понятие было накрепко связано с товарами, и не только продовольственными, но и промышленными.
Снабжение одеждой, постельным бельем, головными уборами, носками, парфюмерией, галантерейными товарами, мебелью, велосипедами, мотоциклами, автомобилями, холодильниками обеспечивалось, в среднем, на 20-80% от необходимого. Дефицитный товар зачастую "распределялся", даже не доходя до прилавка. И было очень престижно иметь в друзьях и знакомых работников торговли, причастных к этим процессам.
В тех случаях, когда товар все-таки выкладывали на прилавок, то говорили, что его "выбросили", так как это случалось, как правило, внезапно и кратковременно. И чтобы получить необходимую вещь, нужно было отстоять очередь, а это была целая наука. Любая мелочь могла стоить потери места в очереди. Например, в Нижнем Тагиле, как и в большинстве городов Советского Союза, дефицитный товар продавали только с предъявлением паспорта, который подтверждал местную прописку.
На товары длительного пользования (ковры, мебель, бытовая техника, автомобили) в магазинах составляли списки, причем, нужно было периодически отмечаться в них не только в магазине, но и у непонятных инициативных людей. Чтобы не забыть свой трех– или четырехзначный номер, его записывали на ладони.
Все это сейчас воспринимается забавно и даже смешно. А тогда, в 80-е годы XX века, эта проблема, особенно в малых городах, далеких от столицы, была одной из важнейших. Дело в том, что эти города снабжались по второму и третьему спискам (по первому списку отоваривали только Москву и Ленинград).
К концу 1970-х годов в Нижнем Тагиле в списке дефицитных товаров было практически все, начиная с хлебобулочных и молочных продуктов, мороженого, газировки, зеленого горошка и заканчивая стиральным порошком, хозяйственным мылом и многим другим. В дефиците были даже валенки. Обеспеченность ими составляла всего 23 %, а это капля в море, если учесть наши морозные зимы.
Семейная книжка для
приобретения товаров длительного пользования.
Утюг, например, можно было купить 1 раз на 5 лет... В
правилах пользования книжкой последним пунктом
стоит такое предупреждение: "При утере книжка
не восстанавливается"
26 марта 1986 года городской Совет Нижнего Тагила принял решение утвердить комплексную программу по выпуску товаров народного потребления. Отсутствие помощи из центра вынуждало искать возможности и резервы на местах. И такое решение было найдено. Практически на всех городских предприятиях: НТМК, УВЗ, Уралхимпласте, ВМЗ и других, были созданы производства по выпуску товаров народного потребления.
На Нижнетагильском металлургическом комбинате открылся цех по производству детских игрушек, перечень которых был довольно скудным: детский автомобиль двух видов, трактор с прицепом, ракетовоз, ведерко оцинкованное. Но в торговую сеть поступало только 30 % товара. С перебоями поставляли в магазины города ракетовозы и ведерки оцинкованные. К тому же игрушки, которые выпускали на НТМК, были плохого качества: грубые кромки и острые углы, расцветки мрачные, машинки грохотали при передвижении. В 1987 году игрушки стали производить с некоторыми изменениями. Например, автомобиль поставили на пластмассовые с резиной колеса, пожарную машину и подъемный кран сняли с производства. Но, несмотря на небольшие перемены, игрушки оставались громоздкими и неприглядными, для их покраски использовали только темные оттенки.
В цехах по производству товаров народного потребления Уралвагонзавода выпускали: детские манежи, детские качели. В 1987 году появились новинки: кофемолка, соковыжималка, набор кукольной мебели "Дюймовочка", однако из-за высокой цены (20 рублей) она была мало востребована. Проблема была в том, что пластик для "Дюймовочки" закупался на валюту, а отходы просто сжигали. Помимо детских игрушек, на УВЗ выпускали: газовые баллоны, кухонные гарнитуры "Березка", бензиновые баки, гантели, прихожие, электрошашлычницы и другое.
Однако успешнее всего в этом направлении работал Высокогорский механический завод (ВМЗ). В специально оборудованных цехах он стал выпускать товары, так необходимые тагильчанам: стиральные машины "Урал" и детские прогулочные коляски.
Но поскольку ВМЗ до этого не специализировался на выпуске бытовой техники, то процент брака был довольно высок. Только в 1987 году из 110 тысяч стиральных машин "Урал" 125 оказались бракованными. Во время стирки белье скручивалось, и это было главным недостатком машины "Урал-4м". В последующих модификациях этот недостаток устранили. Из 140 тысяч штук прогулочных колясок 52 не прошли товарный контроль. Здесь были сложности, которые мешали раскладыванию коляски, к тому же она была довольно неуклюжей и тяжелой. Но даже несмотря на все эти недостатки, данный товар можно было достать только по предварительной записи.
На Уралхимпласте ежегодно осваивали по 5-6 видов новых товаров народного потребления, а к концу 1980-х годов там выпускали до 65 видов ТНП: бильярдные шары, коврики, шторы для ванной, мыльницы, подставки для настольных календарей, бочки для воды, обивку для дверей, сумки пляжные, совки для сыпучих продуктов, матрасы спортивные и т.д.
В первом квартале 1984 года на Нижнетагильской мебельной фабрике был освоен новый набор корпусной мебели "Ока", которому в апреле 1984 года был присвоен знак качества.
Чтобы улучшить качество выпускаемой продукции, в цехах по производству товаров народного потребления провели реконструкцию: на ВМЗ – в цехе стиральных машин, на УВЗ – в цехе по сварке пленки, на НТМК – в цехе по выпуску художественного стекла (на огнеупорном производстве). В августе 1983 года (с опережением на 6 месяцев) здесь задули печь, а позднее был освоен еще один вид продукции – мраморная и мозаичная плитка.
С производством продуктов тоже было все непросто. Наши магазины предлагали довольно скудный ассортимент. В одном из отчетов комиссии по торговле и общественному питанию зафиксировано: "В магазине № 43 выложена кура 1-й категории, всего одна штука, к тому же потемневшая, и три пачки рыбных пельменей. Холодильные витрины в мясном отделе пусты". Отсутствовал в магазинах и зеленый горошек. Проблема заключалась в том, что поступление консервированной продукции в торговую сеть города было значительно ниже заказов торговых организаций и потребности населения. Так, в 1983 году зеленого горошка заказали на 880 рублей, а получили на 265 рублей.
Периодически исчезал с прилавков и обычный хлеб, так как он был дешевле других продуктов, его раскупали в первую очередь. В вечернее время можно было купить только сдобные булки, которые пользовались меньшим спросом, так как стоили значительно дороже.
В условиях назревавшего продуктового дефицита появилась необходимость иметь в каждом районе города хотя бы по одной столовой – заготовочной по выработке полуфабрикатов. На мясокомбинате был реконструирован убойный цех, в котором открылось производство мясных полуфабрикатов. В Тагиле стали появляться пельменные, сосисочные, блинные, шанежные и другие заведения, где можно было купить эти товары.
В летнее время наблюдались проблемы с безалкогольными напитками и мороженым. К примеру, в 1989 году в городе было произведено 730 тонн мороженого, а в 1990 году – уже 1560 тонн, из них: 52 % пломбира, 40% сливочного. Но и этого было недостаточно. В 1991 году создали дополнительное производство мороженого.
Были сокращены поставки сока и кваса на 57%. В день происходила всего одна заливка кваса в цистерны. На весь Тагил в наличии имелось всего 56 емкостей. На ликероводочном заводе был освоен выпуск концентрата "Русского кваса" для приготовления его в домашних условиях на сумму 320 342 рубля в год. За 1987-1988 гг. на заводе безалкогольных напитков выпустили несколько новых видов сиропов: малиновый, мятный, лимонный, апельсиновый, кофе с лимоном, южный. Там же был выпущен пробный чан безалкогольного коктейля "медовый" на сумму 9 328 рублей.
Широкое распространение получили мини-ярмарки возле промышленных магазинов. Они зачастую предлагали товары, которых в обычные дни не было на торговых прилавках.
Товарный дефицит нарастал с каждым годом. К началу 1990-х годов он перерос в затяжной кризис. Стали срываться даже поставки хлеба в тагильские магазины. Были предложения сократить время работы хлебных отделов в связи с отсутствием товара. В октябре 1990 года в городе были выпущены талоны на макаронные изделия, крупы, сливочное масло. Их печатали на один квартал. Все отоваренные талоны прокалывали. Отчеты производили ежедневно.
В начале 1991 года ввели талоны на курицу и суповые наборы. В комиссию по вопросам цен и торговли поступило предложение ввести так называемые "семейные книжки". 31 января 1991 года оно получило одобрение.
1 июня 1991 года были одобрены купоны на приобретение (поквартально) одежды, обуви, постельного белья, тканей. 20% товара оставляли для ветеранов войны и воинов-интернационалистов.
На предприятиях открывали столы заказов для своих работников, для которых это была хоть какая-то надежда приобрести дефицитный товар. С моющими средствами рассудили так: поскольку они долго не портятся, их будут выдавать раз в квартал.
Все эти процессы были напрямую связаны с переводом российской экономики на рыночные отношения. Переход к новым условиям был очень длительным и непростым. В этой сложной ситуации к нам стали поступать товары со всего мира. Но среди них было очень много бракованной продукции или уже устаревших образцов и моделей. Их отправляли обратно (сделать это было весьма сложно), а взамен получали продукцию еще хуже, но дороже.
Наступили один из самых сложных и противоречивых периодов нашей истории – девяностые годы ХХ века, когда вслед за товарным дефицитом пришли безработица, бедность, уныние и новая мечта о счастливой и сытной жизни.
По материалам Нижнетагильского городского исторического архива подготовила Марина НАКОРЯКОВА, зав. сектором исторического отдела Нижнетагильского музея-заповедника
Литература: Газета "Тагильский вариант" №42(181) от 11.12.2014.