Удел всех директоров
Самая первая и самая важная история о том, что художники Нижнего Тагила и эвакуированные в Тагил Фалик Лемберский, Михаил Крамской, Михаил Дерегус не только организовали выставку своих работ, но и обратились к маршалу Жукову с просьбой помочь создать в Нижнем Тагиле художественную галерею. Маршал помог, переговорил с кем надо, и уже 12 ноября 1943 года Областной Совет депутатов трудящихся принял решение "Об организации в Нижнем Тагиле Областной картинной галереи". А 29 декабря 1943 года было принято решение передать под картинную галерею здание Первомайского клуба, который находился на том же месте, где располагается современный музей.
Весь город принимал участие в ремонте будущей галереи, присылали рабочих ремонтировать и красить полы, белить и красить стены, заготавливать дрова для печек. "Особенно отличились 13 строй участок (тов. Лисенко) и Уралмаш-строй (т. Красильников)", -писала газета "Тагильский рабочий" за 30 сентября 1944 года.
Еще долго для музея основной задачей осенью было заготовить дрова на всю зиму: сотрудники ездили в лес и на выделенных делянках распиливали срубленные деревья. Лишь в 60-е годы после капитального ремонта появилась своя котельная, топившаяся углем. Но в музее всегда было холодно, и не только потому, что прохлады требуют условия хранения шедевров. Котельная в сильные холода не справлялась, и в психрометрах (прибор для измерения влажности) в сильные холода замерзала вода! Те сотрудники, которые проработали в музее более сорока лет, еще помнят это. Лишь к началу 80-х музей присоединили к городскому отоплению.
Забота первого директора Фалика Самойловича Лемберского (1913-1972) в период становления, с 29 декабря 1943 года, когда был принят официальный документ об открытии галереи, до 30 сентября 1944-го, когда областная картинная галерея распахнула свои двери для зрителей, состояла в том, чтобы собрать небольшую коллекцию. В течение 1944 года сотрудники будущего музея приобрели в Свердловске подлинные работы живописи и графики художников И. Шишкина, В. Маковского, А. Бенуа. Обратились в Третьяковскую галерею Москвы, Русский музей города Ленинграда – оттуда прислали произведения русских и советских художников. Помогал перевозить переданные картины Уралвагонзавод. Областное Управление культуры также выделило для передачи произведения уральских художников. Консультировались у сотрудников Государственного Эрмитажа, профессоров Киры Федоровны Асаевич и Татьяны Владимировной Каменской, слушали их лекции, обращались за помощью к реставратору Федору Ивановичу Каликину.
Мария Марковна Гуляева, Людмила Александровна Федосеева, Элеонора Павловна Дистергефт, Людмила Павловна Ушакова
Вторым директором музея стала Мария Марковна Гуляева (1910-1993) . Более двадцати лет она стояла у руля учреждения. Была женой директора завода имени Куйбышева Леонида Гуляева, который в это время был первым помощником музея.
Большим событием, взбудоражившим весь город, стала установка в 1946 году в сквере музея скульптуры "В стране радости и счастья" московского скульптора со всесоюзной славой, народного художника СССР Матвея Генриховича Манизера. Обнаженные юноша и девушка вызывали гнев и возмущение многих жителей. Порой скульптура становилась объектом, как бы сегодня сказали, "художественных перфомансов": самое безобидное – надевание валенок и другой обуви на поднятые в беге ноги.
Здание Первомайского клуба (бывший купеческий игорный клуб купца Аксенова 1865 года постройки), в котором в первые годы разместился музей, в 1955 году частично обрушилось. По воспоминаниям главного хранителя Элеоноры Павловны Дистергефт: "Обрушилась балка входа, раздался страшный грохот, похожий на взрыв, к счастью, никто не пострадал, но весь музей был окутан строительной пылью. После того, как пыль рассеялась, оказалось, что все экспонаты покрыты толстым слоем цемента и штукатурки. И началась тяжелая работа по эвакуации экспонатов и перемещению коллекции в соседнее здание по улице Уральской, и долгие годы хранения уникальной коллекции в тесных неприспособленных помещениях. Большую скульптуру, бюсты военачальников, которые трудно было переносить, поместили в сарай. За многие годы ремонта музея они пришли в полную негодность, и их пришлось списать. Конечно, необходимо было не просто ремонтировать, но полностью перестраивать здание. Только директор Мария Марковна Гуляева знает, что значит построить по сути новое здание, сколько это потребовало сил и энергии! Честь и хвала ей за это!"
В 60-е годы было постановление правительства о запрете строительства новых учреждений культуры. Пришлось оставить старый фундамент ХIХ века, поэтому в музее практически нет прямых углов и стены имеют неправильную форму. Но верхний свет, который появился в ходе "ремонта", украсил здание и придал ему по-настоящему музейный вид. Сколько эта стеклянная кровля доставила хлопот впоследствии! Со временем армированные стекла стали трескаться, провисать над залами. Уже в конце 2000-х пришлось целиком заменить стеклянную кровлю: выстроить новые металлические конструкции, а стекла заменить на противоударные стеклопакеты. Практически целое лето музей жил с "перемещающейся дырой в небо", охраняемый живой милицейской силой.
В 1966 году директором музея стала скульптор Людмила Павловна Ушакова. При ней, истинном педагоге и воспитателе детей, зародились выставки детского творчества, которые проводятся в музее и поныне. В выставках принимало участие до 1000 рисунков и других работ. Какие грандиозные были открытия и подведения итогов! После закрытия "демонстрация" шла в центр города рисовать на асфальте картины мелками. Людмила Павловна выступала с докладами о художественном творчестве детей Нижнего Тагила в Москве.
Марина Агеева. ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.
Испытанием для любого директора были проводимые ремонты. Какие трудности испытывали с "добыванием" строительных материалов! И какой победой была проделанная работа: будь то ремонт отопительной системы или косметические ремонты залов. В здании после ремонта 1963 года был уложен дубовый паркет, и весь коллектив музея, включая директора, натирал паркет воском два раза в год. Запах скипидара и мастики – запах музея до 90-х годов, когда перешли на покрытие паркета лаком.
Удел всех директоров – пополнение коллекции. Людмила Павловна Ушакова первая "пробилась" в музейные фонды Министерства культуры РСФСР, так называемое "РОС ИЗО", отобрала крупногабаритные картины для коллекции музея. Какая удача была, когда коллекция пополнилась произведениями Бориса Малуева, Юрия Пенушкина, Елены Табаковой и других авторов! Все они сразу же вошли в экспозицию искусства советского времени.
Мне лично, тогда школьнице, посещающей кружок "юных искусствоведов" музея, директор передала письма Татьяны Борисовны Серебряковой, старшей дочери знаменитой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, для написания "научной" работы о творчестве художницы, которую я защитила в научном обществе учащихся. С этого времени семья Серебряковых стала близкой мне семьей. Какое счастье было, когда я получила приглашение от Татьяны Борисовны отобрать для закупки акварели и рисунки Зинаиды Евгеньевны! Приехав в Москву, я смогла отобрать для нашей коллекции удивительные работы большого мастера, а также увидеть коллекцию непродаваемых "семейных" работ Зинаиды Евгеньевны. Позднее все акварели и рисунки были опубликованы в монографии о творчестве Серебряковой, написанной питерским искусствоведом А. Русаковой. Надеюсь, что Людмила Павловна не пожалела о том, что доверила мне публикацию переписки музея с Татьяной Борисовной! Людмила Павловна Ушакова умела работать с детьми, молодежью, именно за это она получила впоследствии звание заслуженного работника культуры.
Элеонора Павловна Дистергефт сначала работала экскурсоводом, затем почти двадцать лет главным хранителем, и последние шесть лет – директором музея. Но она всегда ощущала себя Хранителем, ответственной за ценную коллекцию в две с половиной тысячи произведений. Она не умела рисовать, но освоила технические приемы реставрации на курсах во Всесоюзных художественно-реставрационных мастерских, носящих имя Игоря Эммануиловича Грабаря, одного из лучших русских реставраторов. В работе хранителя надо многое знать о способах сохранения разных видов искусства, уметь упаковать произведение так, чтобы оно не пострадало во время транспортировки. Сегодня, когда в музее есть реставратор и несколько хранителей, это делают они, а в прошлом Элеонора, или, как ее обычно звали, Лора Павловна, занималась этим одна. Она научилась ставить заплаты на прорванные холсты, делать профилактические заклейки в местах угроз осыпей, чтобы правильно, не травмируя произведение живописи, доставить его в руки опытного реставратора. В течение десяти лет в Москве в мастерских Грабаря Лора Павловна под руководством опытных мастеров реставрировала большую картину нашего тагильского живописца Василия Худоярова "Исцеление слепорожденного". А на картине было 16 больших и маленьких прорывов! Самый большой из них – почти 30 квадратных сантиметров. К сожалению, не имея образования художника, она не смогла восстановить утраты красочного слоя, и картина только в 1992 году дождалась художника-реставратора, который сделал живописное восстановление. Сегодня эта работа по праву занимает достойное место в зале русского искусства академического раздела.
Были и другие картины, которые сохранила Элеонора Павловна с помощью технической реставрации, а ведь это особенно важно, чтобы не шло дальнейшее разрушение живописного слоя. А сколько ею было привезено выставок в Нижний Тагил! Вспомнить хотя бы выставки картин из Третьяковской галереи, а также из Литературного музея А.С. Пушкина, посвященные великому поэту. Выставка японского искусства, прикладного искусства Грузии, рисунков талантливой и рано умершей девочки Нади Рушевой. Заботливо оформленных и красиво развешенных на стенах, их не перечесть! Особенно запомнилась выставка одной картины, приписываемой западноевропейскому художнику эпохи итальянского Возрождения Рафаэлю Санти "Святое семейство", которую Элеонора Павловна привезла из Свердловской картинной галереи.
Сейчас и представить трудно, что сотрудники привезли ее из Свердловска на электричке! Правда, она была хорошо упакована в одеяло, и перевоз совершен в сопровождении милиционера. Выставка пользовалась огромным успехом в Нижнем Тагиле. Тагильчане писали возмущенные отзывы: почему так называемая "Мадонна из Нижнего Тагила" хранится в Свердловской картинной галерее, а не в Тагиле?! Ведь она принадлежала династии Демидовых, и ее покупка была оплачена в свое время из денег тагильских заводов. Элеонора Павловна, имея такой весомый аргумент, добилась в Министерстве культуры РСФСР, чтобы картину передали в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. С тех пор она занимает место в одном из залов нашего музея.
Но самое главное в работе хранителя – это учет и обеспечение сохранности произведений искусства. Прежде чем произведение будет показано в залах, оно должно быть описано, измерено, исследовано и все это подробное описание занесено в книги поступлений, а затем в инвентарные книги. Эта работа не терпит неточностей, требует скрупулезно точного описания, чтобы по нему можно было идентифицировать любое произведение. Э. Дистергефт создала на начальном этапе, вместе с искусствоведом Е.Л. Кронманом, и опубликовала первый научный каталог музея, изданный в 1973 году в Москве. "Это же научная искусствоведческая диссертация, или, по крайней мере, искусствоведческий диплом!"– потрясал этим каталогом известный уральский искусствовед Борис Васильевич Павловский, основатель кафедры истории искусства Уральского государственного университета.
Следующий директор, Людмила Александровна Федосеева, была искусствоведом, понимающим значение выставочной работы для музея и работы по пополнению коллекции. Она была хорошо знакома с министром культуры РСФСР Юрием Серафимовичем Мелентьевым и не раз обращалась с просьбами помочь музею. Именно благодаря Юрию Серафимовичу в коллекцию в 80-е годы переданы портреты П.А. Демидова и Ф.И. Соймонова, относящиеся к ХVIII веку, а также картины А. Самохвалова и двадцать других произведений советских художников. При Людмиле Александровне прошло несколько выставок из Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, что значительно подняло престиж Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Сегодня, отмечая 70-летний юбилей музея, мы благодарны тем директорам, которые возглавляли его в нелегкие времена, делали краше, коллекцию богаче, работу интереснее, просвещая, воспитывали у тагильчан любовь к искусству и прекрасному.
Марина АГЕЕВА, директор музея с 1989 года, заслуженный работник культуры РФ.
ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.09.2014.