"В программе много и других оригинальных номеров"

О первом цирке в Тагиле

    90 лет назад в Тагиле был построен первый городской цирк

Ул. К. Маркса. Вид на сквер и цирк

Ул. К. Маркса. Вид на сквер и цирк

    Еще в 80-х годах XIX века наш город посещали группы бродячих циркачей, которые устанавливали небольшие балаганчики (прообраз "Шапито"). В годы русско-японской войны в 1904-1905 гг. на Урале волею судеб оказались китайские циркачи.

    Одна из таких групп побывала и в Нижнем Тагиле. Так, к разрешению группе акробатов (Ван Ли Фрай, Фу Шун Тай, Ван Шаз и Ян Куй) отправиться в Нижний Тагил с цирковыми представлениями губернатор приписал: "Приписываю о выбытии названных лиц в означенный завод сообщить в канцелярию и уведомить местного уездного начальника для установления над ними надзора с тем, чтобы им не дозволялся переезд из Нижнего Тагила в Екатеринбург или другое место без особого на то разрешения. Самим же отъезжающим выше переименованным китайцам внушить, что по прибытию в Нижнетагильский завод они, прежде всего, должны явиться к местному полицейскому чиновнику". Через некоторое время екатеринбургский полицмейстер отрапортовал, что для "установления над ними надзора полиции мною сообщено местному уездному исправнику". А вот насколько успешными были выступления китайских акробатов, история умалчивает.

    Но настоящая любовь к цирку проявилась у тагильчан в первые годы советской власти. В парке Красной Армии (нынче здесь расположен театр кукол) было построено большое деревянное здание первого городского цирка, прослужившее более 30 лет (1923-1953 гг.)

    Вот как описывал его тагильский краевед Л.И. Зверев: "Вокруг стандартной арены был кольцевой проход шириной один метр, затем два ряда партера, за партером на значительном возвышении были расположены вместительные ложи. За ними двухметровый кольцевой проход и дальше амфитеатром 17 рядов.

    Цирк имел вместительный вестибюль со многими буфетами, в которых шла бойкая торговля пирожными, бутербродами, минеральной и фруктовой водой, пивом и тому подобным.

    Представление, как правило, было из двух отделений, но иногда было и три. Программа составлялась разнообразная и очень интересная. Выступали многие знаменитости тех лет, например, известнейшие иллюзионисты Кио (старший), Клео Поротти, знаменитый гипнотизер Гутман. Жонглеры, эквилибристы, акробаты. Особенно запомнился номер воздушных гимнастов "Четыре черта". Один из гимнастов совершил полет под куполом цирка с одной трапеции на другую без страховки и с завязанными глазами. Приезжали дрессировщики со всевозможными животными. Был и всемирно известный Дуров.

    В довоенные годы и во время войны в цирках выступала большая труппа, 50-60 специалистов по классической борьбе, тогда она называлась французской. Борцы пользовались особой любовью. Когда в цирке не было выступлений борцов, уменьшалось и число зрителей. Как только на афишах появлялись фамилии борцов, цирк преображался и всегда был полным. Многие зрители ходили исключительно на борьбу. Борьба всегда была во втором отделении и начиналась в 10 часов вечера. Если в первом отделении иногда были свободные места, то во втором цирк был полон, и часто заядлые болельщики борьбы покупали входные билеты и стояли в проходах.

В парке Красной Армии (за нашим театром кукол) было построено большое деревянное здание первого городского цирка (1931-1953 гг.)

В парке Красной Армии (за нашим театром кукол) было построено большое деревянное здание первого городского цирка (1931-1953 гг.)

    Иногда борцы съезжались по 25-30 человек. Чтобы заинтересовать зрителей, на афишах указывалось, какие пары борются (две или три), и обязательно объявлялась "борьба-реванш до полного поражения и без ограничения времени".

    Из борцов, которые выступали на тагильской арене, удалось вспомнить только 13 человек: Иван Поддубный, Михаил Боров, Иван Колосов, Василий Ярков, Колишевич, Франк Гуп, Бенаа Шаф, Али Мухаммед, Пугаер, Самарин, Егоров, Ян Цыган (Иван Куксенко), Верден (Николай Жеребцов). Каждый борец имел свою особенность: свой стиль борьбы или какие-то оригинальные приемы".

    Цирк стал любимым зрелищем тагильской детворы. Особенно популярен был великий борец Александр Калешевич. На нем всегда красовался кожаный ремень, на котором сияла бляха с надписью: "Александру Калешевичу за его железные руки. Николай II". Именно цирковые борцы привили тагильской молодежи любовь к силовым видам спорта. Однако находились и критики "жанра". Так, некто В. Пичугин в январе 1934 года в газете "Тагильский рабочий" опубликовал заметку под заголовком "Тяжелодумы в дирекции цирка": "В программу последних цирковых представлений включены гастроли широко рекламируемого Колосова, обещающего зрителю показать сверхъестественные способности в умении рвать цепи, гнуть рельсы, поднимать пианино и т.п. Содержание выступлений Колосова стоит на одной высоте, если не ниже, оставшихся от царизма и разъезжающих в первые послереволюционные годы по России "атлетов", удивляющих зрителя чудесами в стиле Колосова с прибавлением еще разбивания камней на груди. Интересует одно: почему администрация госцирка для создания полной картины не открыла тотализатора, дав возможность делать зрителю денежные ставки на борцов, а борцы не заключили пари на победителя. Сейчас очередь за организацией цирком "чемпионатов французской борьбы" с выступлением "черных" и "красных масок" и прочей дешевой романтикой буржуазного спорта. Мы требуем убрать эту халтуру с манежа советского цирка!"

    Тем не менее, цирк работал все годы Великой Отечественной войны. Несмотря на холод, люди с удовольствием смотрели на веселых клоунов, которые посвящали свои номера разгрому гитлеровской Германии, на чародейство Вольфа Мессинга и на тех же атлетов– борцов.

    Из воспоминаний Л.И. Зверева: "В Нижнем Тагиле в годы войны было два генерала: Дремлюга*, начальник полигона, и Максарев, директор танкового завода (УВЗ). Оба были страстными любителями борьбы, имели свою постоянную ложу. Вот уже на втором отделении звонок, все зрители на своих местах, смотришь... заходят два красавца–генерала в серых папахах и занимают свою ложу. (Зверев несколько ошибается – Дремлюга был полковником, но полковники тоже носили папахи. – Авт.)

    Вначале выходит судья и свистком вызывает всех борцов на парад. Борцы встают на арене в круг, и арбитр называет фамилию каждого и кратко рассказывает о нем. Потом начинается борьба...

    В годы войны на все продукты были карточки, нормы были минимальные, и борцам, чтобы не потерять форму, приходилось прирабатывать. Почти все они работали грузчиками на товарном дворе. Однажды я был очевидцем, как двое борцов разгружали вагон с мукой. Каждый из борцов брал под правую и левую руку по мешку, играючи, их переносил и укладывал в высокий штабель. Если обычно двое грузчиков тратили на разгрузку вагона 3-4 часа, то двое борцов расправлялись с этой работой за 30-40 минут". О прекрасном времени, проведенном в старом цирке, очень эмоционально написал Борис Путилов в повести "Наша Пароходная".

    В 1947 году в Нижнем Тагиле впервые выступал Юрий Никулин. Солдат–зенитчик, отслуживший в армии 8 лет, отличившийся в боях за Ленинград, он не прошел во ВГИК. Сергей Юткевич посоветовал ему идти в театр – Никулин пошел в цирк. В своих мемуарах Юрий Владимирович вспоминает тагильского ковёрного клоуна, который собирал радиоприемники и продавал их. В одном из них он спрятал заначку и, позабыв о ней, тоже продал его. То есть именно с нашим городом связаны первые цирковые воспоминания Никулина.

    Городская газета неоднократно и с удовольствием освещала работу цирка. В одном из номеров 1947 года она писала: "Н-Тагильский цирк показывает зрителям свою пятую программу. В нынешнем сезоне в Тагиле побывало немало представителей лучших жанров циркового искусства. Приезжающие в наш город артисты успешно гастролировали в крупных областных центрах страны. Такие номера, как Лапиадо – высшая школа верховой езды, гималайские медведи артиста Виларс, Софья Марчесс с лилипутами, заслужили высокую оценку.

    В ближайшее время в Москве будет проходить всесоюзный смотр лучших номеров цирка. В нем примут участие подготовленный в Тагиле оригинальный аттракцион "Летающий шар" в исполнения артистов Щетининых и труппа артистов Ван-Зи-Вей.

    Новая цирковая программа интересна и разнообразна. Впервые в Тагиле выступает известный силач "русский богатырь" Николай Верден (Жеребцов). Еще до начала представления зрители проявляют большой интерес к выставленным за манеж тяжелым гирям, которые очень трудно сдвинуть с места. Верден свободно манипулирует этими тяжестями, легко подымает трехпудовые гири. Он везет тележку о двенадцатью пассажирами, держит на себе карусель с катающимися. В довершение силач подымает двух быков, которые весят более тонны.

    В программе много и других оригинальных номеров. Интересно выступление жонглера на лошади артиста Ольховикова. С тремя горящими факелами в руках Ольховиков вспрыгивает на круп бешено мчащейся лошади и спокойно жонглирует, стоя. Движения артиста размерены, изящны и красивы.

    Высоко под куполом цирка, без сетки работают женщины-гимнасты артистки Каджи и Данилова. Обладая незаурядной силой и ловкостью, они непринужденно держатся на трапеции.

    Хороши также выступления воздушных гимнастов Осиповых, акробатов Кожевниковых.

    Исключителен по красоте и скульптурной выразительности пластический номер "бронзовые люди". На затемненном манеже в лучах прожектора появляется бронзовая скульптура, которая неожиданно оживает и начиняет двигаться. Артисты Казакова и Добарский, проделав ряд изящных акробатических упражнений, вновь "застывают". Вокруг "скульптуры" начинает бить высокий фонтан воды.

    Наряду с такими выдающимися номерами в программу попали малоценные и неинтересные выступления. К ним в первую очередь можно отнести акробатов Ивановых. Номер недостаточно отделан. У исполнительниц нет нужной силы, их мускулы дрожат при самых простых упражнениях. Не оставляют хорошего впечатления и дрессированные лошади Руссо. Артист слишком часто хлопает бичом и кричит на животных. Лошади послушны, но их заставляют делать ненужные трюки, например, ходить по барьеру; не спрашивая разрешения у зрителей, артист посылает лошадей "здороваться" с сидящими в первом ряду.

    Недостатком программы является перенасыщенность гимнастическими и акробатическими номерами и полное отсутствие разговорного жанра. По-прежнему плохо работают у ковра клоуны Зонов и Чеколтан. Изобретенные ими ко дню открытия сезона шутки и каламбуры продолжают существовать до сегодняшнего дня. Давно "приелись" зрителю бесконечные падения со стульев и пощечины. Между тем ковёрные обладают неплохой техникой, они удачно пародируют отдельные номера, однако неостроумные приемы и диалоги портят все впечатление".

    К середине 1950-х годов старый цирк разобрали, но 20 лет в Нижнем Тагиле действовал самодеятельный цирк на 800 мест, размещавшийся в клубе железнодорожников имени Горького.

    У тагильчан среднего поколения самые теплые детские воспоминания связаны с цирком "Шапито". Огромный брезентовый шатер устанавливался во дворе возле горно-металлургического техникума. Здесь обычно выступали клоуны, иллюзионисты, акробаты, был небольшой зоопарк. Над цирком висел огромный портрет Олега Попова – "солнечного клоуна".

    И, наконец, 6 апреля 1975 года открылось новое здание цирка на набережной Тагильского пруда. Свердловский цирк был пущен в эксплуатацию позже, и поэтому к нам в город ехали люди со всей области. В Тагиле тогда выступали величайшие мастера: клоун Алек Никс–Анов, иллюзионист Илья Семиволоков, дрессировщик кошек Юрий Куклачев, укротители тигров Запашные...

    И сегодня по-прежнему стекаются в тагильский цирк толпы детей и взрослых, чтобы посмотреть на великих мастеров арены.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №40(135) от 28.11.2013.

 

 

Главная страница