Пошел трамвай по Вагонке
В 70-е годы прошлого столетия на УВЗ ускоренными темпами велось строительство новых цехов и коренная реконструкция действующих. Предстояло начать выпуск цельнометаллических полувагонов и новых моделей спецтехники.
Решая эти задачи, коллектив УКСа одновременно вел работы по строительству микрорайонов Вагонки. Ежегодно увеличивалось количество благоустроенных квартир для переселения работников завода из бараков и неблагоустроенных деревянных домов.
В результате ввод жилья удвоился по сравнению с предыдущим периодом, а застройки стали перемещаться из центра Вагонки на удаленные окраины. Это создавало определенные трудности в доставке жителей из новых микрорайонов к проходным завода и действующим городским транспортным магистралям.
Из всех возможных вариантов наиболее удобным мог быть только трамвай. Схематично его трасса была обозначена на генплане района. Этого не было в плане капстроительства и в проекте реконструкции завода, но вопрос как-то надо было решать.
Собрав специалистов УКСа, было принято решение действовать по обходному варианту. Заместитель главного инженера УКСа Анфиса Кузнецова в институте железнодорожного транспорта договорились о разработке проекта. Так был получен проект на трамвай. Необходимо было построить трамвайные пути, контактную сеть, тяговую подстанцию, наружное освещение, дренажи и выполнить благоустройство. На осуществление этого проекта требовались значительные капвложения. Чтобы решить вопрос по финансированию объекта, пришлось постучаться не в одни двери.
УКСом совместно с трестом № 88 в районе были построены трамвайные пути. Пробный проезд состоялся в феврале 1978 года.
Иван ТЕРЛИКОВ, бывший заместитель генерального директора по строительству.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.07.2011, №50.
Линия городского трамвая была запущена в 1937–м, а спустя три года вагоностроительный завод построил собственную ветку для рабочих. Позже системы соединились в одну, однако до 2008 года их продолжали обслуживать два ведомства – НТМК (затем – муниципалитет) и УВЗ.
В городе были организованы различные пробные маршруты, не все они сохранились. Однако трамвайные пути до сих пор остаются на своих местах, за исключением одного – некогда предназначавшегося для маршрута №7 из поселка Северный в центр города. Сейчас эта ветка разобрана.
Сегодня у предприятия немало проблем: устаревший парк подвижного состава, изношенные пути. Однако трамвайщики не теряют надежды, что для этого вида городского транспорта еще настанут добрые времена.
Елена ОСИПОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.03.2011.