Станция Смычка – транспортный форпост уральской металлургии

    В ноябре 2008 года исполнилось 75 лет станции Смычка. Это главный сортировочный узел Нижнетагильского отделения и одновременно крупнейшая на Свердловской железной дороге приемоотправочная станция. На протяжении своего существования этот объект был транспортным форпостом уральской горно-металлургической отрасли. К Смычке подведены пути таких промышленных гигантов, как ОАО "НТМК", ОАО "Высокогорский горно-обогатительный комбинат", а также ЗАО "Нижнетагильское предприятие по поставкам металлопродукции". В соответствии со своим названием, Смычка через сеть сортировочных и подъездных путей смыкается с так называемыми передаточными станциями, расположенными на местных предприятиях черной металлургии: Заводской, Западной, Восточной, Промышленной и Площадкой. Через Смычку идут составы по трем направлениям: на Алапаевск, Серов и Исеть. Всего на станции 59 путей, из которых 42 – сортировочные. Ежедневно здесь сортируется свыше двух тысяч вагонов.

Рождение станции

    Для обеспечения нужд уральских заводов по решению Совнаркома в 1932 году начато строительство сортировочной станции Смычка. Она появилась на месте разъезда 358–й километр, имеющего всего 3 пути. К октябрьским праздникам 1933 года станция была построена и сдана в эксплуатацию с шестью приемоотправочными и шестью сортировочными путями. В 1934 году построен парк "Б" ("Буки") с семью путями, а к 1936 году завершено строительство приемоотправочного парка "В" ("Веди") и дополнительно 12 сортировочных путей. Перед началом войны сортировочная система станции уже насчитывала 32 пути.

Механизированная горка

    В 2008 году механизированной горке станции Смычка исполнилось 80 лет. Сегодня сооружение высотой 2,7 метра пропускает свыше 2 тысяч грузовых вагонов ежесуточно. За 60 лет значительно повысилась скорость сортировки, пропускная способность путей и безопасность сортировочного процесса.

Новое здание станции. Сдано в эксплуатацию в 2003 году.

Новое здание станции. Сдано в эксплуатацию в 2003 году.

    На горке 47 стрелочных переводов с электрическими приводами. Ими управляют операторы шести горочных постов.

    В начале 70-х годов XX века для доставки документов на механизированной горке появилась первая линия пневмопочты. Сейчас к ней подключены четыре линии общей протяженностью 5 километров.

Дом для локомотивов

    Локомотивное депо Смычка – одно из самых крупных предприятий Нижнетагильского отделения дороги. Здесь "живет" 179,5 локомотива. Основная их доля – это электровозы грузового движения. Сотрудниками депо ведутся ремонты и контроль за техническим состоянием выпускаемых на линию локомотивов. В 2008 году на 35% по отношению к аналогичному периоду 2007 года снизилось количество отказов техники.

    В ближайшие годы ремонтная база депо будет значительно расширена. На данных площадях можно будет ежегодно ремонтировать до 1780 локомотивов. Это произойдет за счет перевода ремонта локомотивов из депо Кушвы, где износ основных фондов составляет сегодня 75%. Данные преобразования проводятся в соответствии с концепцией разделения локомотивной службы Свердловской железной дороги на ремонтные и эксплуатационные депо. Экономический эффект от реконструкции депо Смычка составит 6 миллионов рублей в год.

    Для увеличения ремонтной базы в 2006 году освоено 1,015 миллиона рублей, в 2007 году – 6,367 миллиона. В том числе 3,5 миллиона – на расширение программы текущего ремонта электровозов и 2,867 миллиона рублей на внедрение системы теленаблюдения по программе "Антитеррор". Сегодня на Смычке запущен в работу новый станок с числовым программным управлением по обточке колесных пар. Благодаря этому увеличилась чистота обработки. Производительность станка – до 6 колесных пар в смену.

    В 2009 году на реконструкцию планируется затратить 23 миллиона рублей, а в 2010-м – 70,5 миллиона рублей. Эти средства пойдут на развитие ремонтных мощностей с удлинением цеха на 80 метров, развитием путей и дооснащением цехов технологическим оборудованием. Также в депо будет оборудован участок дефектоскопии и химлаборатории.

Вагонно-эксплуатационное депо

    В 1936 году небольшая ремонтная мастерская положила начало вагонно-эксплуатационному депо Смычка. В сборочном цехе имелось три ремонтных пути, на которых производился средний и текущий отцепочный ремонт, а с 1939 года – годовой и капитальный. Мощность оборудования депо в 1936 году составляла 245,82 киловатта.

    В 80-90-е годы в вагонном депо Смычка был сделан большой шаг вперед по внедрению новых технологий и новой техники. В частности, начала работать стационарная линия ремонта автосцепок, завершилось строительство нового механического отделения, введен в эксплуатацию второй колесно-токарный станок УББ–112, что вдвое увеличило обкатку колесных пар. А в 1994 году ему на смену пришел станок УДА–112 с числовым программным управлением производительностью 40 колесных пар. В общей сложности, за этот период в депо произошло более 20 крупных изменений.

    В 2006 году была решена крупная техническая и технологическая задача – перевод пункта подготовки вагонов с путей станции Смычка на территорию вагонного эксплуатационного депо. Для этого на предприятии было кардинальным образом перестроено путевое хозяйство и изменена технология работы.

    Депо из тупикового стало проходным, что позволило достичь увеличения объемов подготовки вагонов. Электронная версия historyntagil.ru. В то же время сюда были переданы цеха ремонтного вагонного депо станции Гороблагодатской, что позволило увеличить объемы подготовки и текущего ремонта вагонов с одновременным повышением качества.

    За последние годы в вагонно-эксплуатационном депо внедрено более десятка технических новинок. В 2008 году запущен в эксплуатацию автоматизированный комплекс для обмывки колесных пар стоимостью 2,2 миллиона рублей. В работе комплекса используется замкнутый цикл оборотного водоснабжения. Ранее мазутные стоки попадали в канализацию, что отрицательно влияло на экологию местности. Теперь же вода проходит несколько степеней очистки, а отделенный от нее мазут собирается в бункер, перекачивается в специальную емкость и вывозится.

    Около 2 миллионов рублей в год составляет экономический эффект от внедрения вагоноремонтной машины КПНС стоимостью 5,5 миллиона рублей. Она работает с 2006 года и уже окупила расходы. Новинка предназначена для ремонта полувагонов на ремонтных путях и может выполнять около десятка операций. Среднее время восстановления кузова одного вагона составляет 40 минут, что вдвое меньше, чем до внедрения машины.

    В числе новинок – мобильная установка монтажа–демонтажа крышек люков. Она сделана на базе электропогрузчика. Установка снабжена съемными приспособлениями, которые позволяют навешивать крышки люков. До ее использования процесс был очень трудоемким. Приходилось задействовать мостовой кран, привлекать к работе стропальщика и нескольких слесарей. Сейчас установкой управляет один человек, который может самостоятельно снять и поменять крышку люка. В три раза сократилось и время замены. Мобильная установка работает на аккумуляторе, Мощность ее электродвигателя всего 3,5 киловатта, в то время как, мощность двигателя крана 18–20 киловатт. Стоимость установки 1,2 миллиона рублей.

    В ближайшее время на пункте подготовки вагонов планируется внедрение комплекса средств малой механизации, разработанного специалистами ООО "ИрТранс". Данное оборудование предназначено для техобслуживания и ремонта вагонов. Оно может производить отрезание уголка, нарезание резьбы на трубах, чего раньше никогда не производилось, сгибание подводящих трубок, перекусывание проволоки и гаек, зачистку сварных швов. Тележка снабжена гидродомкратом для поднятия вагона. Обслуживают комплекс два человека. Его стоимость – 1,5 миллиона рублей.

Инфраструктура

    Первая крупная реконструкция путевого хозяйства на Смычке проводилась в 70–е годы прошлого века. Тогда в парке "В" были уложены десятки составов нового балласта, заменены пути. Руководили работами начальник отдела движения Г.В. Андросов и начальник станции Смычка В.А. Очеретный.

    В 2008 году на проектно-изыскательские работы по реконструкции земляного полотна станции Смычка затрачено12,5 миллиона рублей.

    В ближайшие годы планируются удлинение путей, реконструкция освещения всех четырех парков с установкой современных типов светильников, оборудование станции межлокальными сетями с заменой устаревших кабельных линий и аппаратуры.

    Продолжается развитие путей с удлинением рабочей зоны. Будет уложен дополнительный путь для подачи вагонов на выгрузочную площадку холодного склада и подготовки вагонов к воинским перевозкам, построена новая ЛЭП. Для электроснабжения обоих депо планируется обновление тяговой подстанции со строительством двух новых, а также замена старых (1932 года) кабельных и воздушных линий с заменой деревянных опор на железобетонные.

    Развивается комплекс по смене стрелочных переводов станции. В настоящий момент на модели новой модификации заменено 15 переводов и вновь уложен один перевод. За 2007 год на данных работах освоено 900 тысяч рублей, а в 2008-м – 771 тысяча. Всего на станции 226 стрелок, включенных в централизованное управление.

Наталья УСТИНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.11.2008.

Главная страница