Бронепоезд "Тагил" в боях за Урал

К 90-летию освобождения Нижнего Тагила от армии Колчака

    На протяжении всей Гражданской войны в России, случившейся после большевистского переворота осенью 1917 года, противоборствующие стороны активно использовали различную боевую технику. И красные, и белые широко применяли речной флот, авиацию, бронеавтомобили и, особенно, бронепоезда. У последних была, правда, преимущественно второстепенная вспомогательная роль.

    В России бум бронепоездов, или, как их поначалу называли, - "броневиков" пришелся именно на Гражданскую войну. Это было вызвано ее спецификой, такой, как фактическое отсутствие четких линий фронтов, и острой борьбой за железные дороги, как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба. В состав каждого бронепоезда периода Гражданской войны чаще всего входили: бронепаровоз серии Ов – в просторечии "овечка" и две бронеплощадки.

    Овечки" возили практически все бронепоезда первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. В советский период в России и СССР выпускались и более мощные грузовые и более скоростные пассажирские паровозы, но "овечки" из-за своей маневренности лучше всех подходили для возки "броненосцев на рельсах".

    Вместе с тем вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление "суррогатных" бронепоездов, собираемых из подручных материалов - обычных пассажирских вагонов, и в отсутствие всяких чертежей. Такой "бронепоезд" мог быть собран буквально за сутки.

    Большая часть бронепоездов строилась на Урале - на Чусовском и Пермском механическом заводах и вооружалась орудиями Мотовилихинского сталепушечного завода. Всего же на заводах Советской России с ноября 1918 по март 1921  изготовили 75 бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей. Остальная бронетехника была либо получена в наследство от царской армии, либо захвачена в ходе боев у белых.

Бронепоезд Колчака "Сибиряк"

Бронепоезд Колчака "Сибиряк"

    Белая армия имела за годы Гражданской войны, по разным данным, от 47  до 79 бронепоездов. В частности, в Белой армии А. В. Колчака бронепоезда имели преимущественно Западная и Сибирская армии.

    В составе одного из бронедивизионов Западной армии, которая в 1918-1919 гг. вела боевые действия, в том числе у нас на Урале (включая Нижний Тагил), принимал участие бронепоезд, названный в честь нашего города – "Тагил". К июлю 1918 года общее преобладание имеющихся сил красных стало очевидным. На 5 июля у них было  16 тыс. 576 штыков и сабель, 330 пулеметов, 30 орудий, 4 бронепоезда, 11 аэропланов – против 14-17 тыс. штыков и сабель, 140 пулеметов, 20 орудий, 3 бронеплатформ и 2 броневиков у белых.

    И все же, несмотря на это, 25 июля 1918 года белые взяли Екатеринбург. Ближе к осени 1918 г. ожесточенные бои развернулись на Тагильском направлении. После того, как советские войска перекрыли подходы к Перми через Кунгур, белые попытались добиться успеха на Тагильском участке, чтобы прорваться на Северный Урал по Горнозаводской железной дороге через Нижний Тагил, Баранчу, Чусовскую. Усилив свои части резервами, они во второй половине сентября разбили измотанную беспрерывными сражениями 2-ю Уральскую дивизию красных и оттеснили ее к Тагилу, угрожая важному стратегическому пункту — станции Сан-Донато, где Северо-Восточная Уральская железная дорога выходила на Горнозаводскую линию. C 21 сентября по 4 октября бои развернулись непосредственно на территории Нижнего Тагила.

    Вот как описывала те события газета "Красный набат" (орган политотдела штаба Третьей армии красных) в передовой статье номера от 24 сентября 1918 года: "Громадные силы чехословаков при 10 орудиях, двух броневых поездах повели наступление на Нижний Тагил, чтобы занять его, отрезать наш левый фланг от базы. Противник объявил приказом по своим войскам, что Тагил должен быть взят 20 сентября. Это ему не удалось. Тогда 22 сентября он бросился всеми силами на нашу дивизию.

    Бой продолжался 22 часа. Наши войска отбили все атаки противника и ударом во фланг обратили его в бегство. Враг потерял два бронепоезда. Один взят нами в плен, другой разбит нашим огнем. Нами взято 8 пулеметов, винтовки и патроны.

    Правда, мы понесли большие потери, но мы оказались победителями.  Дивизия выполнила свой долг. Она не смела сдавать Тагил, и она его не сдала. Наш левый фланг спасен, противник отброшен на 20 верст"...

    Белые вынуждены были на какое-то время отступить. Нижний Тагил будет ими все же взят чуть позже - в первых числах октября.

    3 октября 1918 года части белых уже находились в пригороде Нижнего Тагила: по всему периметру на южных подступах к городу шли бои. С обеих сторон в боевых действиях принимали участие бронепоезда.

    Так, бронепоезд №1, принадлежавший белым, находился на железной дороге возле речки Большая Кушва, не давая отступающим красным взорвать мост через нее. Возглавлял команду бронепоезда подпоручик Виктор Францевич Розынко, ставший позже (20.03.1919 г.) капитаном горной артиллерии.

    Несколькими днями раньше бронепоездом №1 руководил чех Отакар Трчка, пока 22 сентября состав не был разбит в боях с красными, а часть членов команды не были ранены.

    4 октября события стали нарастать. Утром после артиллерийской подготовки белые по всему фронту перешли в наступление. Со стороны железнодорожной станции Нижняя Салда прибыл бронепоезд и обстрелял станцию Сан-Донато, пока еще контролируемую красными, после чего крупными силами пехоты белых станция была окружена. Часть подразделений Красной армии отошла на Кушвинское шоссе.

    О боях под Тагилом 4 октября 1918 г. подробно вспоминал много лет спустя красный командир 3-го Екатеринбургского полка Ф. И. Соколов, о чем пишет автор книги "Сражение за Тагил в 1918 году" А. М. Кручинин:

    "Наше наступление на Сан-Донато успеха не имело, так как и второй броневик (№8 – прим. Авт.), идущий впереди, по неизвестным мне причинам прекратил огонь, а цепь под моей командой попала под сильный ружейно-пулеметный огонь. Правее по оврагу была брошена конная разведка полка под командованием тов. К. Белоусова и принуждена была вернуться обратно. Я занял за оврагом правее хороший бугор и открыл огонь по белым, задержав дальнейшее продвижение на Тагил. Примерно через час в Тагиле стрельба стала прекращаться, и я с батальоном пехоты отошел на дер. Балакино".

    Уцелевшие красноармейцы 4-го Уральского и 3-го Екатеринбургского полков ушли из Нижнего Тагила вдоль Салдинского тракта в сторону Салки и севернее тракта на Балакино. Бронепоезд № 8 (командир Беляев), действовавший по Горнозаводской железной дороге, был брошен  командой и достался белым неповрежденным.

    Бронепоезд №8 в составе бронепоезда и двух броневагонов, двух трехдюймовых орудий и десяти станковых пулеметов был передан команде разбитого к тому времени бронепоезда №1 подпоручика В. Ф. Розынко и получил новое имя  - "Тагил". Электронная версия historyntagil.ru. Уже под этим именем бронепоезд вошел в состав бронедивизиона 7-й Уральской дивизии горных стрелков (ее начальник – генерал-майор В. В. Голицын) и  принял участие в боях на Кушвинском направлении, причем, по имеющейся информации, довольно успешно.

    Кроме "Тагила" в вышеназванный бронедивизион (переименованный позже в 3-ий Уральский армейский корпус), возглавляемый подполковником Н. Н. Зубовым (морской офицер, основатель отечественной океанографии), также вошел бронепоезд "Горняк". 7-я Уральская дивизия горных стрелков в свою очередь входила в состав Западной армии белых.

    В апреле 1919 г. на вооружении Западной армии генерала М. В. Ханжина имелось всего 6 бронепоездов: "Забияка", "Волжский", "Кондор", "Сибиряк", "Горняк" и наш "Тагил". Они были разделены на два дивизиона во главе с поручиком Ростовцевым и штабс-капитаном Корневым. Личный состав дивизиона, куда входил "Тагил", к тому времени имел численность более 100 человек (без учета десанта).

    Через какое-то время В. Розынко на должности командира бронепоезда "Тагил" сменил поручик царской армии и капитан в армии Колчака А. Стихно. В этом качестве он участвовал после боев за Нижний Тагил в операциях по взятию Перми и затем отступал с белыми до Иркутска, где был захвачен в плен Красной Армией. Кстати, к моменту генерального наступления на Пермь у белых помимо "Тагила" здесь имелось еще 6 бронепоездов, а также 3812 штыков, 3780 сабель, 268 пулеметов, 47 орудий.

    В том же 1919 году "Тагил" вместе с бронепоездами "Забияка" и "Кондор"  действовал на железной дороге Курган - Петропавловск (в районе реки Тобол). Названные бронепоезда приняли участие в так называемой Петропавловской операции.

    Широкое применение бронепоездов во время Гражданской войны выявило их главную слабость: бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского и авиационного ударов. Кроме того, он сильно зависел от железнодорожной линии, так как для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

    Тем не менее, руководство РККА в межвоенный период не отказалось от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны железнодорожная артиллерия оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов и развернуты железнодорожные батареи ПВО. Бронепоездные части сыграли определенную роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла.

Михаил ЗОЛОТУХИН.

    Фото из архива автора.

Литература: Газета "Тагилка" от 09.04.2009. №7(65).

Главная страница