Мы были максималистами
На фотографии она – в последнем ряду, третья справа. Юная Зинаида Дементьева, пионерский вожак, член бюро Нижнетагильского районного комитета комсомола в 1929-1933 годах. Комсомольская полувоенная форма, пионерский галстук, портупея. Эпоха "сталинских" пятилеток, невиданных сдвигов в жизни страны, энтузиазма и лишений...
В добротном бревенчатом доме по улице Перова чуть прохладно – печь не топится. На стуле висит жакет с аккуратно приколотыми медалью "Ветеран труда", знаками "Ветерану комсомольского и пионерского движения", "50 лет пребывания в КПСС". На календаре – канун 69-й годовщины со дня образования Ленинского комсомола. Зинаида Николаевна Кочетова (Дементьева) вспоминает...
Я из коренных тагильских. Мой отец – Иван Иванович Дементьев тридцать лет проработал паровозным кочегаром. Муж тоже был железнодорожником, и воспитывалась я в пионерской и комсомольской организациях железной дороги.
Нас в семье родилось восемь детей, четверо умерли.
В шестнадцатом году отправили меня в церковно-приходскую школу, но тут – революция, гражданская война. В город вступили колчаковцы, зажиточная часть населения вышла встречать, звонили колокола во всех церквях. А для нас настали черные дни: отец и дядя ушли с красногвардейцами, и мы еле спаслись от расстрела как семья "красных".
Когда Красная Армия освободила город, я снова начала учиться. В 1920–1921 годах был страшный голод.
Из истории комсомола Нижнего Тагила:
3 августа 1919 года в освобожденном городе состоялся первый молодежный митинг, на котором 100 юношей и девушек подали заявления с просьбой принять их в комсомол.
5 сентября того же года на фронт ушла первая группа тагильских комсомольцев. Они поклялись: "Клянемся при первом кличе на борьбу с оставшимися прихвостнями белой банды стать в ряды нашей доблестной армии для защиты пролетариата и окончательного низвержения колчаковщины".
В 1920–1921 годах комсомолия города проводила "недели сухаря" – из своей осьмушки (50 граммов) комсомольцы часть отдавали голодающим.
Закончила я четыре классе общеобразовательной школы и отец, а он сердитый был, сказал: "Стирать ума хватит". Я носила людям воду. За это мне к празднику что-нибудь шили из одежды. Отец зарабатывал мало, денег не хватало.
В 1924 году меня приняли в пионеры. Тогда в пионеры вступали поздно, в 12–15 лет при предприятиях. Через год, к семилетию комсомола, я вступила в его члены. Первым моим заданием было бороться с неграмотностью: 70 процентов жителей были неграмотны. Делали мы из сажи чернила, учили читать и писать, вылавливали беспризорников – выполняли решение третьего съезда РКСМ. Тогда общественной работой комсомольца была борьба: с разгильдяйством, за "идеологическую чистоту", новый быт, за трезвость, с прорывами на производстве. Субботники шли непрерывной чередой.
В сентябре 1928 года я стала пионервожатой в железнодорожной школе. А в 1929 году меня выбрали в райбюро ВЛКСМ и поручили заведовать пионерской работой. Мы организовывали форпосты в школах, тогда ведь пионерские отряды были при предприятиях. Участвовала я в организации первых пионерских лагерей в Лае, Балакино.
Из истории тагильского комсомола:
В 1931 году появились первые палатки строителей будущего Уралвагонзавода. Пять тысяч тагильских комсомольцев были мобилизованы на это.
Комсомольцы шефствовали над колхозами и совхозами Петрокаменского района. На собранные комсомольцами деньги был куплен трактор.
В 1931 году создали ТРАМ – театр рабочей молодежи. Комсомольцы города с удовольствием распевали из гимна ТРАМа:
Здорово, братишка!
Здорово, комса!
Затягивай песни на все голоса.
Стоим у станков
Мы всегда по утрам.
А вечером наша работа – ТРАМ!
Помню, как зимой 31-го шли мы пешком с кирками и лопатами девять километров до строительной площадки Вагонки – проводили ударный субботник. Было очень трудно, но наши силы питала вера. Как мы верили в близкое светлое будущее! Комсомол был для нас всем, он давал путевку в жизнь из нашей нищеты. Мы были мобилизованы им. Комсомольское поручение являлось приказом. Вспоминаю такой случай: в ноябре 1933 года я вышла замуж. А райком посылал комсомольцев на заготовку леса. Прорыв? Надо? Надо! Включили в бригаду половину райкома и меня в том числе. Я оставила своего молодого мужа и уехала в тайгу. Даже мысли не появлялось, что можно иначе.
Не хочу, чтобы вы подумали, будто я идеализирую свое время и сейчас обрушусь с нападками на нынешнюю молодежь. Замечательно, что к современным комсомольцам возвращается наш боевой дух тех лет. Я верю в молодость. Что вывихи? Их и у нас хватало Мы были нетерпимыми максималистами и наломали немало дров. Не хватало нам здравого смысла и обыкновенной человеческой доброты. Но вот что меня серьезно беспокоит. У современных комсомольцев мало хороших организаторов. Упала культура массовой работы. Электронная версия historyntagil.ru. А главный, мне кажется, просчет в воспитании целых поколений – разрушение, иначе не скажешь, роли труда в становлении человека, как говорится, с младых ногтей!
У меня два сына, комсомольская юность у старшего – освоение целины, младшего – строительство Братска. Внучки у меня – секретари комсомольских организаций. Видите, какие мы комсомольцы – от мела до велика.
Рассказ записал Ю. МАТРОСОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.10.1987.