Нижний Тагил - 285
Очередное "летие" города настраивает на раздумья о его истории и его "городской" судьбе, пришедшей к нему так поздно - только в 1919 году. А ведь об этом событии тагильчане мечтали еще в XIX веке. И не просто мечтали. Они предприняли конкретные шаги для достижения заветной цели...
К середине XIX века Нижнетагильский горнозаводской поселок, или, как чаще его называли официально, Нижнетагильский завод имел 26 тысяч жителей и занимал по этому показателю пятое место на Урале после таких, в частности, тогдашних мегаполисов, как Пермь, Екатеринбург и Оренбург... До недавних пор было принято считать, что присвоению поселку статуса города противились Демидовы. На это указывали прямо или косвенно, в частности, два знаменитых Дмитрия: Менделеев и Мамин-Сибиряк, называя в качестве причины нежелание заводчиков Демидовых делить власть на заводе с городскими властями.
Однако недавно опубликованные в университетском сборнике факты историка Е.?О. Апкоримовой в статье "Традиции общественного самоуправления на уральских заводах во второй половине XIX - начале XX веков" опровергают эту версию и полностью реабилитируют (в очередной раз!) Демидовых.
Дело в том, что после отмены крепостного права императором Александром II в Тагиле существовало пять сельских обществ, территориально совпадающих с церковными приходами. Названия эти общества получили от церквей: Александро-Невское на Гальянке, Выйское и Никольское на Вые, Входо-Иерусалимское в центре и Троицкое общество на Ключах. В состав этих обществ вошли мастеровые, ремесленники и торговцы. Тон задавала "рабочая аристократия" - мастеровые. Отсюда и общества часто называли "обществами мастеровых". Многие решения принимались в церквах. Например, для сохранения памяти Александра II Освободителя прихожане Свято-Троицкой церкви решили сделать особый придел к ней "во имя ангела?хранителя". Кроме того, чтобы "и самое название места не напоминало более крепостной неволи", условились просить "всемилостивейшего отца-освободителя, чтобы он благоволил Нижнетагильск, имевший все элементы городского быта, преобразовать в город с наименованием его Александровский".
В итоге 8 сентября 1961 года на полном сходе Нижнетагильской волости присутствующими на нем тагильчанами был единодушно принят документ о преобразовании Нижнего Тагила в уездный город Александровский.
Эта просьба, поступившая от тагильчан в Министерство внутренних дел Российской империи, аргументировалась как удобством географического расположения Нижнего Тагила по отношению к другим городам Пермской губернии (от Екатеринбурга - 150 верст, от Верхотурья - 160 верст, от Ирбита и Кунгура - 200 верст; как бы посередке между крупными городами), так и тем, что по освобождении крестьян от крепостной зависимости многие из них занялись торговлей и промышленностью (читай: предпринимательством). Их деятельность при новых условиях общественного быта быстро развивалась, и все это ставило Нижнетагильск на ступень городов "весьма торговых и промышленных". Отмечалось, что, даже не будучи городом, он отнесен по торговле к третьему разряду патентной пошлины, наравне с Пермью, Екатеринбургом и Ирбитом, тогда как Верхотурье, в уезде которого Нижний Тагил находился, "по осуществлению в нем торговой деятельности отнесен к пятому разряду". В пакете документов, направленных в МВД, поступили, кроме общественных решений, план населенного пункта и согласие с решением жителей Нижнего Тагила владельца Нижнетагильского завода Анатолия Демидова! Таким образом, мы имеем дело с подлинной исторической сенсацией, опровергающей представление о Демидовых, как душителях "городского" статуса Нижнего Тагила...
Тем временем МВД командировало в Нижнетагильский завод статского советника Мордвинова удостовериться, "действительно ли все жители хотят, чтобы Нижний Тагил стал городом. И знают ли они, что, при этом став мещанами, они лишаются прав на пользование покосами и пашнями?:". И вновь вопрос о статусе стал предметом общественных слушаний на волостном сходе в присутствии старосты и выборных от общества. Это произошло 25 августа 1863 года, и на нем вновь было подтверждено решение просить мирового посредника довести до сведения начальства желание общества мастеровых "быть причисленными к городскому сословию" с переменованием Нижнего Тагила в уездный город. Это решение было отправлено мировому посреднику Эйлеру 2 сентября 1863 года для передачи Мордвинову. По прошествии десяти месяцев уполномоченные от 26 тысяч жителей купцы П.?И. Живолов и В.?И. Урожденский вновь ходатайствовали перед властями о выполнении просьбы. Вопрос о городском статусе местные жители связывали с идеей формирования нового, более действенного местного самоуправления. В своем прошении они подчеркивали весомость экономики и торговли Тагила, где было множество предприятий. Действительно, отмена крепостного права дала толчок развитию кустарной промышленности. И к началу 60-х годов в Нижнем Тагиле было восемь кожевенных предприятий, шесть салотопенных заводов, четыре мыловаренных, один канатный, бумажная фабрика, семь предприятий по производству ковшей, столько же сундучных, четыре иконописных и живописных мастерских, пять красильных и 30 кузнечных заведений. Кроме того, у мастеровых было 170 домашних кузниц, семь гвоздарных кузниц, две экипажных, четыре чеботарных, пять мельниц, шесть винных складов, 126 постоялых дворов, два трактира, четыре гостиницы. Купцов - 97, мещан - 256, мастеровых - 244, освобожденных от крепости мастеровых 9144 душ мужского пола и 10083 - женского.
К сожалению, косная бюрократическая система императорской России (но совсем не Демидовы) так и не дала ходу инициативе жителей Нижнетагильского завода: В итоге терпеливые тагильчане дождались присвоения Нижнему Тагилу статуса города только в 1919 году, после освобождения его от колчаковцев и белочехов. Естественно, ни о каком Александровске речи уже не было, и Выйско-Никольская, Тагильская и Троицкая волости были слиты в "безуездный город Нижний Тагил", вошедший тогда в состав Верхотурского уезда. В августе 1919 года Нижнетагильский революционный комитет провел выборы в Нижнетагильский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которому 31 августа 1919 года и передал всю полноту власти на территории города.
В июле 2007 года в Нижнем Тагиле во время расчистки площадки под памятник Николаю Демидову обнаружились детали памятника Свободы.
Действительно, на этом месте в 1891 году началось возведение памятника Александру II, который был освящен в 1895 году. Средства на его сооружение были предоставлены обществом поселка в память о посещении Александром II и учитывая его заслуги по освобождению от крепостного права. Памятник имел вид пирамидальной часовни из мрамора, увенчанной крестом. На западной стороне памятника - барельефный портрет Александра II, под ним герб и надпись: "Императору Александру II", а над портретом полукругом по арке: "Люди мои, что сотворил вам, аще за добро платите злом". Две другие надписи на пилонах внутри арок говорят о его заслугах по присоединению земель Кавказа, Бессарабии, Армении и Туркмении, а также за принятие ряда законов по освобождению крестьян от крепостной зависимости и введение демократических реформ. Памятник был высотой более пяти метров. С 1918 года он, претерпев ряд изменений, получил название - памятник Свободы. Это же название получила площадь и стоящий рядом кинотеатр. С памятника Александру II были сняты аксессуары: вместо креста была установлена фигура женщины, явно скопированная с американской статуи Свободы, и изменены надписи. Надпись "Павшим борцам за свободу" придала памятнику роль некрополя, и в его склепе, по воспоминаниям краеведа А. Ф. Кожевникова, были захоронены пятеро красноармейцев, среди которых был Ян Эрмуиш и первый председатель большевистского Совета Дмитрий Николаевич Добрынин.
4 октября 1918 года в Нижнем Тагиле была установлена власть белых, которые восстановили облик памятника Александру II, уничтожив могилы красноармейцев и фигуру статуи Свободы. Власть красных летом 1919 года привлекла к восстановлению памятника Свободы ее автора Банникова - вместо барельефа царя появились серп и молот, а вместо короны - бюст Карла Маркса. Электронная версия historyntagil.ru. Площадь с памятником стала местом проведения митингов и советских праздников до 1931 года, до момента сноса памятника, как не имеющего исторической ценности.
Литература: Журнал "Максималист", №32, 2007.