Славен умельцами
Те, кого белая ночь застает на Поцелуевом мосту в Ленинграде, вряд ли задумываются над тем, что "их" мост в полном комплекте изготовлен в Нижнем Тагиле. И тот, кто мчится сейчас по рельсам, вряд ли задумался, что каждый второй рельс его пути опять же изготовлен здесь.
Нижний Тагил не мал, счет его жителей пошел на пятую сотню тысяч. Бывший демидовский завод нынче - металлургический комбинат имени В.И. Ленина. Именно здесь особенно часто слышишь желанные уху журналиста словосочетания "крупнейшие в стране", "впервые в мире". Тут первыми в стране освоили выпуск ванадиевого чугуна, объемную закалку удлиненных двадцатипятиметровых для "бархатного" пути рельсов. Здесь поражает воображение не только дилетантов, но и специалистов вторая очередь крупнейшего в Европе крупнополочного стана. Успешно трудится первая в мире кольцевая линия подачи слитков на блюминг. В канун выборов в Верховный Совет СССР коллектив машины непрерывного литья заготовок, завода в заводе, выдал потребителям четырехмиллионную тонну слябов. В свое время эта машина была принципиально новой в отрасли, и ее эксплуатация стала для металлургов своеобразной высшей школой мастерства.
- И все же слава не та, что за плечами, - считает почетный металлург комбината, депутат Свердловского областного Совета Владимир Тихонов, - истинная слава зарабатывается к концу трудового дня.
Что на балансе? Победа в соревновании с именитыми коллегами - Магниткой и Кузнецком: По итогам прошлого года комбинат награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Впереди - новые, опять же заметные рубежи. В доменном цехе № 2, в котором мы побывали, итоги года таковы: сверх плана дано два тяжеловесных состава чугуна, начальник цеха Е. Конев, однако, не торжествует:
- Резервы для роста есть. В частности, фактические простои превысили плановые на одну сотую часа...
Сотая часа - меньше минуты. Но таков уж темп пятилетки, что рабочее время приходится считать на секунды. Полновесно тагильское время: за шестьдесят секунд город производит около семи тонн руды, 14 тонн чугуна, свыше десяти тонн проката, рабочая секунда весома, и впереди только тот, кто знает ей цену.
В Свердловской области, где число рабочих городов уже приближается к полусотне, Нижний Тагил на особом счету: на пятидесяти предприятиях его трудится две трети всех занятых в общественном производстве. К тому же это центр знаменитой Тагило-Качканарского территориально-промышленного комплекса городской агломерации, в которой руда, предположим, Качканара в итоге становится железнодорожным вагоном, изготовленным еще на одном гиганте Нижнего Тагила - "Вагонке". Так зовут тагильчане свой вагоностроительный завод имени Ф. Дзержинского. Кстати, каждый четвертый большегрузный вагон, курсирующий на магистралях страны, нижнетагильский, третье вагонное колесо - опять же тагильское.
И тут нелишне заметить, что Нижний Тагил, восьмой по населению на Урале, шестьдесят третий в целом по стране, очень даже заметен из любого окна. Он выпускает детскую одежду, что не залеживается на прилавках, гербициды, без которых урожай не в урожай, вам известны его стиральные машины "Урал", отопительные радиаторы. Возможно, и ваш многоэтажный дом держится на балках, изготовленных здесь. Заметим, что за три года пятилетки производительность труда, на предприятиях города выросла на 10,2 процента, плановый показатель превышен почти на четыре процента. Так что по итогам Всесоюзного соревнования весь город, как и металлургический комбинат, назван победителем...
Исстари талантлив своими людьми этот город. В Эрмитаже вы, возможно, видели музыкальные дрожки тагильчанина Егора Кузнецова. Пароконная тележка для трех человек мелодичным звонком оповещала о каждой пройденной версте, и к тому же во время движения исполнялась одна из двадцати двух органных мелодий. На этих дрожках умелец лично приехал в Москву, и очевидцы говорили: "Первейшее мастерство в мире". Сохранилась запись, как тагильский житель "холоп Ефимко сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка ездил по городу на самокате... И пугал всех встречных лошадей". Велосипед Артамонова - экспонат Нижнетагильского краеведческого музея, и путь Артамонова лишь еще раз подчеркивает мысль: путь изобретателя розами не усыпан...
В Нижнем Тагиле жили отец и сын Черепановы - изобретатели первого русского паровоза, которому в этом году исполняется полтора века. Дата, достойная не такого случайного упоминания. Звался он "сухопутным пароходом". И это их же построенная восемью годами раньше тринадцати лошадиных сил паровая машина встала на колеса и пошла. Электронная версия historyntagil.ru. И, возможно, с той поры исчисляется "паровой" стаж семьи Хлопотовых, тагильчан железнодорожной фамилии. Старший из династии, Андрей Данилович, что вышагивает на снимке в центре, за 38 лет стажа самоучкой прошел путь от кочегара до машиниста. Младший Хлопотов, Андрей Геннадьевич, внук Андрея Владимировича, четвертый год водит электричку, учится в железнодорожном институте, обычная тагильская семья, кряжистая, основательная, потому что всеми корнями вошла в эту благодатную уральскую землю, на которой жить да жить - на радость себе и людям.
Литература: Газета "Известия" от 04.03.1984.