Забытая уральская "эмка"

    Автор данной статьи давно занимается историей автотранспорта на Урале и в Сибири, работает над книгой по этой теме. Замечательные машины, о которых идёт речь, много лет назад имели немалое "хождение" в Нижнем Тагиле и его окрестностях. Этот материал будет небезынтересен особенно читателям старшего поколения, профессионалам-водителям, работникам ГАМ-ГИБДД, автолюбителям. Для автора же важен отклик тех людей, у кого, возможно, сохранились фотоснимки с этими, уникальными теперь, грузовиками, кому есть что вспомнить по этой теме, да и по другой "автостарине".

    Перед вами - страница автомобильной истории Урала. Истории, во многом неизвестной, но уже утраченной. Судьба этого грузовика полна противоречий: его нет в справочниках, хотя их выпустили 192 тысячи. Ещё за полгода до производства правительство уже приняло решение о прекращении его выпуска (!), однако грузовик УралЗИС-355М продержался на конвейере семь лет. Он почти не встречался в европейской части СССР, а поступал в основном на Урал и в Сибирь.

    Полвека назад в соседней Челябинской области, в Миассе, на заводе "УралЗИС" создали новую модель -УралЗИС-355М. По сути, это был обновлённый ЗИС-5 -легендарный "Захар", прошедший всю войну. Машина получила долгожданную отапливаемую кабину, новый внешний вид и мощный двигатель, сохранив при этом простоту и безотказность знаменитого ЗИС-5. Но выпускали его недолго: уже "просились" на конвейер новые трёхосные "Уралы". И всё же УралЗИС-355М успел завоевать высокую репутацию своей надёжностью, выносливостью, проходимостью. "Машина великолепная, - говорили шоферы, - по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь, и четыре, и пять тонн, безотказная. А движок в 95 лошадиных сил - вообще "зверь". Грузовик называли по-разному: и УралЗИС-355М, и УралАЗ, и "Уралец", и "эмка". По ходовым качествам он превзошёл своих "ровесников" ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 и лишь количеством не мог тягаться с их миллионами. "Поспорить" с Урал-ЗИС-355М мог разве что "студебеккер" - отличный грузовик, поставлявшийся в войну из США, а затем "сосланный" сюда же. Наглядное представление о машине даёт кинокомедия "Джентльмены удачи" - это автоцистерна - "цемент", в которой герои бегут из заключения.

УралЗИС-355М

УралЗИС-355М

    Первые УралЗИС-355М поступили в Нижний Тагил еще в 1958 г., а в 1960-х они использовались здесь весьма широко: наряду с "газиками" и ЗИЛами они обслуживали Нижнетагильский металлургический комбинат, Уральский вагоностроительный завод, торговые и пищевые предприятия, имелись на заводе отопительного оборудования и пластмасс, Высокогорском мехзаводе, комбинате асбоцементных изделий, трикотажной, обувной и швейной фабриках, гормолзаводе и хлебокомбинате, при железнодорожной станции, в горэлектросетях, водоканале и коммунальном хозяйстве. Кроме обычных бортовых машин здесь применялись и модификации "355М" - цистерны для перевозки топлива, воды и молока. А на автотранспортных предприятиях эти 3,5-тонные машины зачастую переделывали в тягачи и лесовозы, тянувшие полуприцепы до восьми-девяти (!) тонн. В те годы часто проносились они, громыхая, по улицам Нижнего Тагила, эксплуатировались и в его окрестностях: в посёлке Синегорском (до 1963 г. - Межевой Утке), на Висимо-Серебрянском филиале Нижнетагильского леспромкомбината, в Черноисточинске, в откормочном совхозе "Висимский" и в филиале Нижнетагильского трикотажного объединения. Электронная версия historyntagil.ru. А особенно много "эмок" трудилось по колхозам и совхозам района: в Башкарке, Бродово, Висиме, Горноуральском, Кайгородском, Краснополье, Мурзинке, Николо-Павловском, Новопаньшино, Петрокаменском, Серебрянке, Синегорском, Южаково и многих других.

    Еще в 70-х годах тёмно-зелёные УралЗИСы встречались на тагильских дорогах. Неизбалованные вниманием, они служили долго и ушли незаметно. Время сделало своё дело: сейчас от этих славных машин не осталось буквально ничего - ни уцелевших экземпляров, ни даже фотографий... Лишь изредка "оживает" УралЗИС-355М в воспоминаниях старых шоферов.

Михаил СОКОЛОВ.

Литература: Газета "Горный край" от 21.07.2006.

Главная страница