Мелодия моей молодости
- Папа, расскажи про цветомузыкальный фонтан в городе Нижнем Тагиле, ведь ты участвовал в его создании!
- Да, даже был неофициальным генеральным конструктором. Но создание и строительство цветомузыкального фонтана было завершающим аккордом, можно сказать пиком деятельности нашей "инициативной" группы, как ее называли в горкоме партии. А до этого на ее счету были таких два добрых дела, как городская Елка с ее яркой иллюминацией самой елки, театральной площади, прилегающих улиц и, конечно же, активное участие в самом возникновении и осуществлении празднования Дня города, а цветомузыкальный фонтан был задуман как изюминка первого праздника. Позднее сама идея празднования Дня города так понравилась первому секретарю обкома КПСС Ельцину Б.Н., что он ее перенес в Свердловск, а позднее увез за собой и в Москву.
- Ну, хорошо, начнем с городской Елки, только с самого начала, как это было.
- В то время я работал начальником лаборатории электропривода на Нижнетагильском металлургическом комбинате, и эта лаборатория была подразделением Центральной лаборатории автоматики комбината, сокращенно ЦЛАК. В один из летних дней секретарь отдела главного энергетика вызвала меня в кабинет главного электрика комбината Мордуховича Б.З. В кабинете сидел молодой паренек, представился инструктором промышленного отдела горкома партии и начал разговор с того, что было бы совсем неплохо иллюминировать городскую Елку, принести радость горожанам, к примеру, выполнить лампочками эффект "бегущего огня". Я ни разу с такой схемой не встречался, сразу возразил, что понадобится много проводов, но когда он пояснил, что достаточно всего лишь четырех проводов и как эта схема работает, отказываться от этой работы, хотя она и не входила в мои обязанности, было неудобно, и я согласился. А если сказал, что сделаю, пути отступления были отрезаны, начал работать. Быстренько придумалась конструкция, в одном блоке три тиристора ВКДУ-150 с охлаждающими радиаторами, схему управления тиристорами сделал Володя Гневко, отвезли блок директору "Тагилгорсвета" Богданову В.А., и они начали готовить гирлянды по нашим эскизам, и, конечно, к Новому году они были готовы.
Первая иллюминация выглядела так: на середине (по высоте) елки закрепили кольцо, от которого во все стороны к фонарям освещения Театральной площади расходились гирлянды, и когда включалась иллюминация, создавался зрительный эффект расходящихся световых колец от елки к краям площади. Море света, куча восторгов, "Ох" и "Ах", но тогда всем это очень понравилось. Сразу после Нового года горком партии организовал ознакомительную поездку в микроавтобусе в Свердловск и Каменск-Уральский посмотреть, как там устроены новогодние елки. Для рассказа важно не то, что там увидели, хотя это тоже незабываемо, очень интересно и полезно было нам увидеть. Важно то, что в этом микроавтобусе случайно оказался костяк нашей будущей инициативной группы, а именно: директор "Тагилгорсвета" Богданов Валерий Анатольевич, начальник Горзеленхоза Згибнев Сергей Тарасович, инструктор промышленного отдела горкома КПСС Комов ВладимирСеменович, начальник городского линейно-эксплуатационного управления автомобильных дорог Пшизов Руслан Хасанович, главный электрик металлургического комбината Мордухович Борис Зиновьевич и я. Дорога длинная , разговоров много, и случайно выяснилось, что мы с Сергеем Тарасовичем любители готовить, и совершенно стихийно все решили собраться на "мальчишечник" у Сергея Тарасовича, т.к. он холостяк, а мне выпала роль повара. Так состоялся наш первый "мальчишечник", потом он стал традиционным. После каждой Елки подводили итоги, намечали планы на будущее, фантазировали, и это всем нравилось! А Елка хорошела от года к году, чего только ни придумывали: светящиеся ледяные кубы, горки, паравоз Черепанова возил детвору в вагончиках, Хозяйка Медной Горы в ледяном гроте с цветомузыкой, торговые ряды с шашлыками, пирогами, блинами, ледяной лабиринт. Цветные лампочки сияли в немыслимых сочетаниях и количество их возросло до 10 тысяч! А в один год институт испытания металлов (поселок Старатель) сделал Бабу Ягу, которая летала над головами. Все это было интересно, радостно не только нам, но и всем горожанам, и это мне было очень приятно.
Но однажды, на одном из "мальчишечников", прозвучала мысль - а что, если и летом провести что-то такое, как Елка, чтобы для всех горожан было как праздник, как день рождения города? Обратились в городской музей, нам раскопала какой-то документ о создании города. Идею начали открыто обсуждать в городе, и, пожалуй, решающим толчком послужило обсуждение предложений нашей инициативной группы у первого секретаря горкома КПСС Петрова Юрия Владимировича. Ему очень понравилась идея размещения цветомузыкального фонтана на месте рва в центре города, осуществление ее вынесли на Совет директоров, и дело закрутилось!
Чтобы понять и оценить объем работ, выполненных всеми хозяйствами и предприятиями города, напомню, что на месте существующей сейчас очень красивой эспланады и фонтана был огромный ров, заросший сорняками среди куч мусора, издающего неприятные запахи, там же обитали бездомные собаки.
Сначала городская архитектура во главе с главным архитектором Солтысом Владимиром Ивановичем разработали общий план театрального спуска, и был объявлен городской конкурс на проект городского цветомузыкального фонтана. К сожалению, итоги конкурса никого не удовлетворили, и тогда Комов сказал: "Ты закружил всем головы идеей цветомузыкального фонтана, а что это такое, никто толком и не представляет, вот ты и курируй все дела по фонтану!"
Вот так я оказался в роли конструктора, мне звонили по самым, казалось бы, и не относящимся к фонтану вопросам. На свой страх и риск я выдал техзадание на проектирование строительной части фонтана, всех подземных сооружений, насосной, электрощитовой и помещений для персонала, а после изготовления проекта, когда началось строительство, возникли непредвиденные трудности. Дело в том, что сторона оврага у больницы оказалась цельной глыбой гранита и экскаватор ее не берет, и взрывать ее нельзя (рядом жилые дома и больница) и остался один лишь способ - клиновать. Это вроде просто: экскаватор поднимает огромный стальной клин и бросает его на скалу, откалывается небольшой кусочек, и т.д. Клиновали целый год, пока углубились на нужную глубину, потом построили чашу фонтана, залили водой, а утром вся вода - в подземных помещениях! Понадобился срочный ремонт гидроизоляции. Короче говоря, строительство шло сложно, все делалось на общественных началах, денег на строительство никто не выделял. Одновременно и параллельно со строительством целый год шла разработка, изготовление и наладка механической, электрической, музыкальной и светомеханической частей фонтана. Эти четыре раздела придуманы и спроектированы мной, изготовлены на предприятиях города, смонтированы монтажниками, а наладку и пуск в работу опять пришлось проводить мне.
Этот год запомнился мне на всю жизнь, ведь меня от моей прямой работы на комбинате никто не освобождал, а там приходилось иногда и сутками устранять неполадки, но и по фонтану тоже нельзя было ничего откладывать на завтра - в День города фонтан должен заработать! Этот предстоящий день города Домокловым мечом висел над моей головой, не давая расслабиться - думай, думай, думай!
Сейчас стоит отвлечься от воспоминаний и доступно рассказать, что такое цветомузыка и цветомузыкальный фонтан. Композитор Скрябин представлял себе, что низкие (басовые) звуки ассоциируются с красным цветом, средние - с желтым, а высокие - с зеленым, голубым. В то время, когда мы делали цветомузыкальный фонтан, промышленность выпустила цветомузыкальный проигрыватель, у которого при проигрывании грампластинок на матовом экране высвечивались соответствующие высоте звука цветные лампочки; новинка появилась в продаже и исчезла, а вскоре о ней и забыли.
А как я себе представлял цветомузыкальный фонтан? По-моему светиться должны струи воды цветом, соответствующим высоте звучащей музыки, а, главное, высота полета струй фонтана должна зависеть от громкости музыки. Если управление цветными лампочками в зависимости от высоты звука уже было известно, то регулятора высоты полета струи с быстродействием в одну десятую секунды на то время промышленность не выпускала:
Когда удалось придумать такой клапан, то для его управления я применил гидроцилиндр с истребителя усилием полторы тонны, сделали гидростанцию и, опять же, пришлось придумать и сделать следящую систему. Забегая вперед, когда это все запустили на фонтане, зрелище завораживало - под песню Магомаева "О, море, море:" струи воды взлетают до 40 метров, и в паузе звучания струи отсекаются, форсунки сухие, и под новый всплеск звука новые струи взлетают, встречаются в воздухе с падающей водой, взрыв! Да ради такой красоты стоило мучиться, творить и радоваться!
Это все было потом, после пуска фонтана, а пока встал вопрос, как подсветить струи воды? Пришло в голову такое решение: на куске трубы сверху форсунка, снизу - дно из секла, через которое будет светить лампа, а сбоку врезана труба с падающей к форсунке водой. В результате эффекта полного внутреннего отражения света струя воды будет светиться до тех пор, пока не станет дробиться на капли. Но она почти сразу после форсунки начинала дробиться, да и где взять такое стекло, когда давление вода достигало 10 атмосфер! Если со стеклами повезло (через знакомых "достали" батискафные стекла с подводных лодок), то для освещения зеркала и вводно-капельного облака фонтана после долгих поисков остановились на лампах-фарах с самолетов, которые включаются на самолетах во время посадки для освещения взлетно-посадочной полосы. Если такую лампу включить на воздухе, то через минуту она "взрывалась" из-за перегрева и трещин в стекле. Мы же опускали ее в воду, она плавала как поплавок и охлаждалась водой, а чтобы получить нужный цвет, красили цветным лаком с фабрики елочных игрушек.
Фонтан был задуман так, что у него имелась одна центральная форсунка с высотой полета струи до 50 метров, 12 форсунок чуть меньшего размера вокруг центральной, все они имели внутреннюю подсветку и были запитаны от одного питающего коллектора с регулировкой высоты полета струи, и десятки малых коллекторов, включаемых в работу оператором с множеством маленьких и средних форсунок для создания вводно-капельного облака над зеркалом фонтана.
Так вот, были изготовлены десятки образцов форсунок, испытаны, дали хорошие результаты, а главные форсунки не получались, струя дробилась, не пролетев и 10 метров. Писали в Петергоф, объездили полстраны, но ничего хорошего на действующих фонтанах не нашли. Электронная версия historyntagil.ru. И тут на кафедре гидравлики Уральского политехнического института мне разрешили ознакомиться с книгой "Фонтаны СССР", радости моей не было предела - оказывается, чтобу струя не дробилась, нужно в ценре форсунки разместить обтекаемый сердечник определенной формы! Тут же вскоре изготовили форсунку с сердечником, дали воду, струя не дробилась, но: вдруг сердечник вырвало, и он вместе с водой взлетел на 40 метров (а вес его около 5 кг), и пока он падал, все мы разбежались, да так прытко! К счастью, никому на голову сердечник не попал, а сломанную плиту заменили, сердечник закрепили в форсунке не пайкой, а сваркой.
Одновременно решался вопрос с озвучиванием фонтана. Первоначально уличные громкоговорители-"колокольчики" были размещены в обрамлении чаши фонтана за декоративными решетками, но когда собиралась масса народа вокруг фонтана, звук глушился, и даже на небольшом удалении было почти ничего не слышно. Вскоре в журнале "Радио" появилась статья о "Звучащем пространстве", идеи которого мы вскоре реализовали: уличные громкоговорители в виде гриба поднимались на опорах на высоту до 5 метров, их устанавливалось несколько над площадью, и музыку слушали все одинаково - и близко, и далеко от фонтана.
В связи с озвучиванием вспоминается случай, едва не стоивший мне инфаркта. Для того, чтобы все громкоговорители работали, нужен был мощный усилитель, и, естественно, я обратился в городской узел связи. Начальник отдела снабжения меня заверил, что эта проблема не стоит выеденного яйца, и я о ней стал думать, как о решенном деле. Утром в день проведения праздника Дня города поехал за усилителем, а его-то и не оказалось на складе, больше того, им никто и не занимался! Иду к главному инженеру, он охарактеризовал своего начальника отдела снабжения как непревзойденного болтуна и говорит: "Ладно, помогу тебе, есть у меня усилитель ТУ-104 (очень напоминает известный в свое время самолет), но через час я уезжаю в отпуск, успевай вези доверенность. А у меня машина сломалась, бухгалтер ушел на обед, еле успел. Привез усилитель, а он не работает, а до начала праздника осталась пара часов!Какие чувства меня охватили, трудно вспомнить: отчаяние, безразличие, злость, и вот земля пытается уплывать из-под ног: Но стой, надо что-то делать! Вскрываем крышку, все радиолампы целы, все в порядке, и вот, надо же, сгоревший предохранитель! Заменили, включили, заработал! Врубили музыку на всю катушку, я вышел на площадь из помещения для персонала - музыка грохочет, фонтан журчит, а у меня из глаз потекли непрошенные слезы, но мне было нисколечко не стыдно:
А вскоре и начался придуманный нами летний праздник для горожан День города, который впоследствии стал традиционным.
Сейчас, спустя много десятков лет, мне приятно вспомнить и моих друзей из нашей инициативной группы, наши споры, поиски, стремления сделать наш город краше, а самим остаться незамеченными, нам это казалось естественным, как и то, что мы всю эту работу делали бесплатно. Я не знаю, не мне это ценить, хорошо это или плохо, просто я вспоминаю, какими мы были:
- А сейчас фонтан работает?
- Не знаю, я давно не был в Нижнем Тагиле, но думается, что тагильская земля богата умельцами, энтузиастами, и при желании восстановить его на радость тагильчан можно без особых затрат.
- А ты хотел бы принять участие в его восстановлении и пуске?
- С радостью. Ведь я до сих пор помню все его устройство в мельчайших деталях:
СОСНОВСКИЙ ЮРИЙ СЕМЕНОВИЧ
Август 2006