Борьбе с перхотью более ста лет
Что и как рекламировали в нашем городе в начале XX века
"Если вы хотите знать, кто в нашем городе бюрократ, если вы действительно хотите обнаружить разгильдяев, головотяпов и головотяпок, вам надо будет подписаться на "Чудак", - так начинается рекламное объявление в газете "Рабочий" (нынешний "Тагильский рабочий") за 1930 год... Реклама была всегда, только в разное время имела разные форму и содержание. Но что ни говори, а Сто лет назад тагильские купцы заманивали покупателей почище сегодняшних рекламных агентств!
"Сименс" крупно "зажигал" наших прадедов
В 1900 году вышел в свет "Уральский Торгово-Промышленный Адрес-Календарь", который издавала А.Л. Вершова. Необходимость подобного календаря прекрасно понимают и современные предприниматели. Им не надо объяснить, как важны контакты с партнерами и покупателями из других городов. В "Адрес-Календаре" очень много самой разнообразной и не только торгово-промышленной информации. Кроме нее там есть рекламные объявления, выполненные, между прочим, в цвете. Цветов, правда, немного, и в объявлении используется только один из них, но остальное оформление не сильно отстает от нынешнего. Игра со шрифтами (отличными от современных), разнообразие в расположении текста соответствует главной цели: привлечь внимание.
Но вот содержание объявлений для нас необычно: крупным шрифтом пишутся чаще всего фамилии предпринимателей, игравшие тогда роль торговых марок и своеобразных знаков качества. Даже для наших современников отнюдь не пустой звук такие фамилии, как Зингер, Сименс. Многие знают о знаменитых в XIX веке московских булочных Филиппова.
Кривоногие комплименты
Второй по силе акцент в объявлениях делается на названиях предприятий или самого предлагаемого продукта. Продавали в начале прошлого столетия стальные изделия, хмель, бакалею, гармони. Братья Головановы предлагали железную и медную посуду с нижнетагильских заводов, известный фотограф Метенков из Екатеринбурга рекламировал свою мастерскую (она, кстати, существует и по сей день, сейчас там продают фототехнику и проводят выставки). Особенно запомнилась среди всего этого разнообразия беззастенчивая и нельстивая реклама ортопедических препаратов: "...для излечения горбатых, кривобоких, кривошеих, кривоногих..." Как вам такие "комплименты"?
Продолжение лечебной темы вовсю развивается на страницах журнала "Нива" за 1914 год. На обложке рисунок: мужчина сидит, уронив голову на руки, а испуганная женщина наклонилась над ним, под рисунком подпись - "Зачем быть беЗсильным?" и далее мельче - "...нервным, усталым и сонливым?". Спасение от этих напастей рекламодатели видят в лекарстве "Санатоген" Бауэра, который "...укрепляет и вызывает новые силы к жизненной борьбе".
На второй странице в глаза бросается написанное белым на черном фоне слово "PURGEN".
Шерстяной покров и пиво - не в моде
Далее все очень напоминает нынешнюю рекламу. И в итоге приходишь к выводу, что люди по-прежнему зарабатывают деньги на болезнях и физических недостатках других, на страданиях, тщеславии и интересах к противоположному полу. Система рекламирования лекарств с тех пор не сильно изменилась: часто в начале текста дается письмо-отзыв человека, которому якобы помог предлагаемый лекарственный препарат.
В рекламе косметических средств часто используются рисунки, в основном (как и сейчас) женские образы. Например, средство для роста волос и уничтожения перхоти "рекламирует" девица с густой шевелюрой бесконечной длины. Веснушки объявляются злом природы и подлежат немедленному уничтожению кремом "Метаморфоза", а для устранения нежелательного "шерстяного покрова" предлагается загадочный электрический аппарат.
Ну а те, кто не хочет ждать, когда все вокруг засияет красотой, могут заказать фотографии испанских и французских красавиц. Книга "Чары любви" просто необходима женщинам, которые не знают, как покорить сердце богатого и красивого мужчины. В книге, как утверждает реклама, есть даже рецепты любовных напитков...
Богатые и успешные мужчины актуальны и по сей день! То же можно сказать и о новых путях к богатству, объявления о коих попадаются сейчас чаще, чем в год начала первой мировой войны. В конце почти каждого рекламного опуса печатается предостережение от подделок. А владелец оружейной фабрики Петров даже приписал в конце: "Прошу не смешивать с однофамильцами".
Попадаются объявления об учебных курсах и даже о германском политехническом институте. Необычно для нашего времени звучит предложение услуг по исправлению почерка.
Что касается необычных способов торговли, то к ним можно отнести пересылку готовой одежды по почте. Практиковал этот вариант "Еврошопа" торговый дом "Малкин и сын". В подробном рекламном буклете указывались условия выполнения заказов, рисунки предлагаемых моделей одежды, обуви, портьер и скатертей - все-это говорит о хорошо поставленном деле. В буклете есть все расценки, руководство по снятию мерок и (как без них!) письма-отзывы клиентов, подтверждающие высокое качество работы торгового дома. Небезынтересно будет отметить, что, по данным современных исследований, в наши дни наименьшим спросом среди "товаров почтой" пользуется именно одежда.
Предприниматели начала XX века были людьми неординарными, а вот реклама и сами товары в большинстве своем не кажутся нам экзотичными. Электронная версия historyntagil.ru. Есть, правда, одно заметное отличие: реклама пива мне попалась в старых изданиях только один раз. Тогда, судя по всему, предпочтение отдавали водке, чаю и винам.
В целом же можно сделать вывод, что жизнь не очень и изменилась за сто лет. Люди хотят быть красивыми, умными и богатыми. И при достижении поставленных цепей о рекламе не забывают. Ее же используют, на нее же клюют.
Наталья РУЛЕВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.09.05.