Корабль счастливого детства
Городской Дворец творчества юных. ГДТЮ. Хотя глаза и уши уже привыкли к этому сочетанию, но взрослые тагильчане произносят более привычное: "Дворец пионеров". Не прижилось даже такое поэтическое название, как Дворец у пруда.
Дворец пионеров! Так ответят родители, если спросить, кто научил их детей так замечательно шить и вязать, петь и танцевать. Неполно названный адрес не вызовет никаких дополнительных вопросов и у таксистов.
Дворец пионеров! На "цивилизованном Западе", который нам усиленно ставят в образец, с таким явлением незнакомы. Там работа с детьми после уроков раздроблена на кусочки, разбросана в форме нескольких кружков и секций при платных школах. Чем выше престиж школы, тем больше услуг она предоставляет - только своим учащимся, и тем больше платят родители. Каждая школа славится одной спортивной командой и парой "сильных" кружков. "В нашей школе все танцуют (или рисуют)", - говорит директор родителям.
И только советские дети могли выбирать: в судомодельном (с оборудованной бассейном мастерской для проверки ходовых качеств кораблей) или театральном (на хорошей сцене, в костюмах и с реквизитом) он будет заниматься. Пойдет ли он лепить из глины (имея печь для обжига -ох какую доротую!) или конструировать и моделировать одежду для себя и своих родных. В подвальных клубах послереволюционной России родилась эта форма работы. Как только появилась возможность, в удобные большие дворцы взрослые переселили детей.
Наш дом -корабль
Добрая фантазия создателей даже внешне придала Дворцу вид большого корабля, собирающегося пуститься в плавание по водам Тагильского пруда. Единственный в стране, обстроенный по индивидуальному, рассчитанному только на наши, тагильские потребности, проекту, он оказался очень удобен и для занятий кружков, и для проведения больших массовых праздников. Чтобы пришедшие на праздник 500 гостей (на такое количество рассчитан зал) не мешали занятиям кружковцев, имеется два входа и две раздевалки, каждая на 500 чел. Но иногда не хватает и их, ведь в большом спортивном зале могут происходить какие-нибудь крупные спортивные соревнования, и на этот случай есть еще малый зал для заседаний. Тогда ребята бегут раздеваться в свои кабинеты. В нашем Дворце более ста учебных кабинетов и 114 педагогов.
Всех поражает простор и красота многочисленных фойе (площадь Дворца 12 тысяч 500 кв. метров), пандус-лестница без ступенек, единственная в городе стена-аквариум. От такого великолепия и свободы не только у школьников, но и у впервые вошедших сюда взрослых дух захватывает. На борту корабля есть радиотехнический кружок (руководитель Р.Р. Исмагилов) – постоянный победитель городских выставок детского технического творчества, народный коллектив классического танца (руководители А.В. Мальцев и В.М. Накорякова), имеется веселая клоунесса С.И. Гришанова, узнаваемая ребятами в любом облике: будь то величественная королева, шустрый Домовенок, суматошная Баба-Яга...; это дипломант Российского конкурса игры "Забава" досуговый коллектив "Заяц" (руководители В.С. Харченко и С.А. Овчинникова), и народный коллектив эстрадного танца "Вдохновение" - лауреаты "Мастер-класса", первого областного телевизионного фестиваля танцев-шоу в Челябинске, фестиваля "Надежды Сибири", участник телепередач "На балу у Золушки" и "Утренняя звезда" (руководители Л.В. Борисова и С.В. Антонова) и много-много других интересных людей.
Дошколята студии раннего развития "Теремок" на выпускном вечере обычно уже знают, где они будут заниматься, став первоклассниками. Это театральная студия "Зеркало" (рук. А.Г. Лихачева и А.В. Белобородов). А может, в эстрадной группе "Кетти-ту" (рук. В.П. Попов и Е.Г. Щелканова) или же танцами или лепкой, рисованием или... В наших кружках занимаются более трех тысяч ребят. А сколько их каждый день приходит к нам в гости! На сцене Дворца каждый год встречаются отряды инспекторов дорожного движения и юные друзья пожарных дружин. Весь город ждет фестиваль детского творчества, собирая любителей авторской песни и фольклорные ансамбли, городские хоры и самодеятельность детских садов, танцевальные и театральные коллективу города, юных поэтов и прозаиков города... На палубе корабля проходит традиционная "Елка мэра", куда собирают тагильских "звездочек": отличников учебы, лучших спортсменов, художников, музыкантов, победителей олимпиад... Здесь же веселится дружная ЮНТА, занимается "Гармония" и заседает "Академия общения".
На капитанском мостике стоит самый добрый во Дворце человек - Оксана Васильевна Михневич со своими помощниками Людмилой Николаевной Гордеевой и Любовью Семеновной Кукаркиной. Это благодаря им корабль, несмотря на мели безденежья и бушующие шторма рыночных отношений, не сбавляет ход и не меняет курс, сохраняя 60-летние традиции Дворца счастливого детства. Почти пять десятков лет тагильчане, взрослые и юные, мечтали об этом Дворце, добивались права на его постройку, и большое спасибо администрации города: мэру Н.Н. Диденко, управлению народного образования в лице А.В. Соложнина и Ж.Я. Санниковой за внимание и заботу, за понимание наших нужд и проблем.
С голубого ручейка начинается река...
Жив ли кто-нибудь из тех тагильчан, кто бегал на занятия в клуб, занимавший две комнаты в Господском доме? Помнит ли кто о доме пионеров в "красном" здании - потом сгоревшем на улице Ленина? Невысокое крылечко рядом с кинотеатром "Искра" у многих вызовет хорошие, светлые воспоминания. Маленькая лестница с деревянными перилами казалась огромной. И.Ф. Проданов, руководитель духового оркестра, занимавшийся в комнате под лестницей, с очень низенькой дверью казался кумом Тыквой, выбирающимся из своего маленького домика. Из этого домика выбралось много ведущих музыкантов нашего города. Сейчас всем им уже за 40. Следующий кабинет -изостудия Н.В. Мещерякова. Оттуда обычно поступали в художественное училище. А еще здесь собирался клуб интеллектуального общения "Рондо". Последние 20 лет там была игротека, первыми хозяйками которой были Е.М. Емельянова (ставшая директором кинотеатра "Красногвардеец") и О.М. Захарова (педагог центра "Семья" в поселке Старатель). В следующем кабинете - танцкласс. Начинался с интеллигентной, обаятельной Л.Н. Лядовой, потом здесь занималась яркая, зажигательная Т.Г. Хандрус, ставила танцы талантливая семья Березиных. В этом классе родилось и наше "Вдохновение".
А вот здесь начинался творческий путь городской искусницы М.М. Бекетовой. Она выжигала по дереву, выпиливала, шила мягкую игрушку и вела кружок "кройки-порки" - как шутя называли его девчонки. На сцене репетировал театральный коллектив под руководством Д.И. Мартыновой-Никольской. А в другом зале проходили наши балы. Господи, как же мы там все умещались! Елка, артисты, гости. А на сцене в четыре танцевальных прыжка - как могли выступать наши циркачи и танцоры? Но именно здесь мы заслужили звание Дворца, появившегося из этого, в семь комнат, два зала и фойе с бильярдом, дома. Дворец переехал в огромный "корабль". И, как ни странно, заполнил его целиком.
В 60-летнем Дворце счастливого детства два педагога работают более 30 лет. 32 года бессменно руководит игротекой Г.П. Суханов. 35 лет тому назад пришла во Дворец Л.Г. Печегина. Сейчас она педагог музыкальных занятий в студии раннего развития "Теремок".
... Всюду были товарищи, всюду были друзья...
- Когда я чувствую, - говорит Л.Г. Печегина, - что могу провести занятие плохо - скажем, приболела, или не совсем собранна из-за каких-то проблем, то говорю аккомпаниатору: - Приглашайте родителей. Даем открытый урок. Присутствие родителей, знаете, очень подтягивает. Они наши главные проверяющие.
А бояться проверяющих педагогу с 35-летним стажем, из которых 20 лет она проработала в хоровой студии, где вела музграмоту и фортепиано, руководила хором "Солнышко", и даже какое-то время заведовала студией, конечно же, не надо. Наработанного багажа хватит, чтобы вести занятие с дошколятами. Но вот же - все равно боится расслабиться. Иначе работать она не может, так ее воспитали дома и так учили ее коллеги.
Рассказывает Л.Г. Печегина:
- Я пришла работать в ГДП в 1963 году по комсомольской путевке, как закончившая одиннадцатый педагогический класс школы №18 со специальностью старшая пионервожатая. Выпускные экзамены принимали представители гороно и ГК ВЛКСМ, на вечере вручали аттестат зрелости, документ о присвоении профессии и комсомольскую путевку на работу в школу. Ставили условие, что надо два года отработать, и только потом можно идти в институт. Иначе прием в подкласс был под вопросом. Я попросила направить меня в Дом пионеров, так как много лет занималась в хоровом кружке у Л.Н. Субботиной. Все меня знали и встретили очень хорошо.
Директор ГДП - всегда спокойная, красивая М.Р. Грачева взяла ценя массовиком-затейником. Обычно это была первая должность всех новеньких. Зарплату назначили с учетом образования. Ставка 65 рублей, а мне платили 67 руб. 50 коп. Этим я так гордилась.
В мои обязанности входило писать сценарии ко всем красным датам календаря - День антифашиста, День Конституции, играть с приглашенными мною же на праздники школьниками. Учили меня М.А. Исупова - методист по пионерской работе и Л.Н. Попова-Якимова - заведующая методическим кабинетом. Людмила Николаевна - большая умница, человек с необычайной фантазией. Сейчас бы ее назвали педагогом-новатором. То она в шесть часов утра на Лисьей горе маевку проводит, то они уже по всему городу хозяйку Медной горы ищут... В то время, чтобы компенсировать долгое сидение детей на уроках, на переменах учителя проводили подвижные игры. С малышами справлялись сами, а вот начиная с четвертого класса предпочитали приглашать нас -профессионалов.
Тогда В.Д. Лужанский надевал на плечи баян, и мы, где пешком, где на трамвае через весь город отправлялись в школу "по вызову". Но самыми интересными были, конечно, учебы. Мне, вчерашней школьнице, надо было учить классных руководителей, пионервожатых, активистов - ребят новым песням, танцам, играм. А уж выездные семинары со студентами пединститута, когда готовили их к работе в загородных лагерях вожатыми, - это была такая школа для меня. Привычка пользоваться литературой, готовясь к занятиям, осталось у меня на всю жизнь. На балах старшеклассников у нас танцевали "Па де-грасс", "Чабаны", "И-ха-ха". Помогали мне замечательные ребята из драмколлектива. Помню Володю Прищенко (он сейчас большой человек в ресторане "Тагил"), братьев Иванют (оба начальствуют в санэпидемстанциях). Женю Антипенко и Володю Меринова. Стали артистками наши Снегурочки: Галя Бахмисова и Люда Бобылькова. А Олег Вязовов - сейчас криминалист. Приглашенные из школ старшеклассники, по два-три человека, с завистью смотрели на сплоченных, веселых кружковцев.
Немного обижало, что все называли меня "Людочкой", отказываясь от отчества. Особенно трогательно относился Валера Черкасов, мальчик из очень неблагополучной семьи, спасавшийся в ГДП от ужасного влияния улицы. Когда я слышу, что ребенок нигде не занимается, мне становится тревожно за него. Кружок -это друзья по интересам, это взрослый контроль, это досуг, хорошо продуманный старшими. В среде кружковцев гораздо меньше криминала: они заняты делом. Занятия танцами привели к тому, что перешла работать руководителем кружка бальных танцев. Нас никто не заставлял, мы - первые педагоги-бальники города: Л.А. Пушкарева с Вагонки, В.П. Шаймухаммедова из ДК "Юбилейный", 3.П. Лопатина из Тагилстроевского ДП и ты -со своим "Современником". 10 лет проводили городские фестивали бального танца. Сотни ребят участвовало. Но это было уже при Матвее Семеновиче Цейтлине. Матвей Семенович Цейтлин - почетный гражданин Нижнего Тагила. Он проживает сейчас в Израиле.
Жизнь, отданная детям
Этот человек сделал для юных тагильчан так много, что сколько ни перечисляй его заслуги, перехвалить его будет невозможно. Его подвижная фигура, большие очки, смоляные вьющиеся волосы и постоянная жестикуляция памятны всем детям 60-80-х годов. Его простенькие "коронные" игры "Борода-голова" и "Пол-потолок вызывали взрывы восторга, хотя все заранее знали, в чем здесь "прикол". Его любовь к детям была патологической.
Мне кажется, на каждого человека он смотрел только с одной стороны: как этот человек может быть полезен детям. Слушая, как он по телефону выпрашивает, выменивает, выцыганивает -точнее, "выевреивает" - у очередного начальника краску, доски, ДСП, деньги на костюмы или ткань на декорации, железо на протекающую крышу или сварщиков, я не раз ловила себя на мысли: как жил бы этот человек, если бы свою неуемную энергию, напористое обаяние, все свои связи использовал в личных целях? Но он хотел, чтобы городу, который так необходим детям, эти дети тоже были бы нужны.
Матвей Семенович сумел увлечь своей мечтой весь город, сделать единомышленниками и товарищами по претворению мечты в жизнь не только администрацию города и ГК КПСС, но и директоров всех заводов и предприятий. Всех юных тагильчан и их родителей. И только тогда, когда всеобщая мечта была претворена в жизнь, когда огромный Дворец-корабль встал на берегу тагильского пруда, готовясь бороздить его воды, только тогда он, уже пенсионер, поехал на историческую родину начинать строить свою жизнь. И как бы благополучно там ни складывались его дела, мы знаем, что М.С. Цейтлину очень не хватает тагильских детей и созданного им коллектива.
Цейтлин приучил тагильчан к тому, что ни одно дело, ни одно мероприятие не должно обходиться без детей. Чествуют ли в красном уголке какого-нибудь жэка или завода своих ветеранов или передовиков производства, награждают ли завод очередным орденом - шумное красногалстучное племя со своим приветствием, концертом разделяет и поддерживает радость взрослых. Особенно популярен был духовой оркестр И.Ф. Проданова. А вспомните, как на самых крупных городских торжествах под барабанную дробь в зал четко входили пионеры. Море красных галстуков заполняло все проходы, вынося на сцену знаменную группу и чтецов.
Пока поздравляли собравшихся, знаменная группа демонстрировала эффективное и прекрасное по четкости действо: смену караула у знамени. Даже просто видеть это - и то появляется чувство гордости, уважения. Но главное, что дети жили интересами города, разделяя его радости, делясь со взрослыми своими проблемами. И откликались на все его призывы: садили скверы, собирали металлолом для заводов. Не оттого ли, что хорошо работали октябрятские, пионерские и комсомольские штабы, объединявшие ребят из разных школ при всех Домах пионеров, было много общегородских слетов, хотя им приходилось проситься в наши дворцы, поскольку своего помещения не было. Когда в 90-х страну захлестнула волна подростковых "разборок" между районами (вспомните войну между микрорайонами в Набережных Челнах), то в Нижнем Тагиле, несмотря на все старания криминальных структур, подобного не случилось. И сейчас мальчик с Гальянки может спокойно ездить к бабушке на Красный Камень.
- Матвей Семенович любил, чтобы у детей было все весело, красиво, шумно, - вспоминает Л.Г. Печегина. - Нам разрешалось отдыхать только на неделе, так как многие предприятия устраивали "черные" рабочие субботы. Дети не должны были болтаться на улице, пока родители работают. Поэтому в Доме пионеров была организована игротека, куда мог прийти поиграть даже не занимающийся в кружке ребенок.
Чтобы расширить штат Дома пионеров, а также занять ребят, живущих в отдаленных районах города, Цейтлин принимает педагогов и отправляет их работать в квартальные клубы ГГМ, Выи и т.д., при нем мы стали ходить на демонстрации. Наша колонна в ярких костюмах была самая певучая и веселая...
Проанализировав, как много "музыкальных ребят" не может выдержать экзамен в музыкальную школу - к тому же у многих нет дома инструмента - Цейтлин находит единомышленников, таких, как В.И. Костина. Она сейчас в Екатеринбурге работает с одаренными детьми. А тогда они открывали хоровую студию "Звонкие голоса", куда без экзаменов брали каждого, кто любит музыку, а наличие или отсутствие дома инструмента роли не играло. В методическом кабинете появляется Н.В. Ковылова (сейчас психолог школы №50), загруженная московскими и артековскими новинками, она переворачивает всю работу методкабинета: появляются клубы интернациональной дружбы, профильные отрады пожарных дружин и помощников ГАИ. Создается малая академия.
Постоянно улыбающаяся Л.М. Осипова (потом стала директором школы №19) собирала городской совет старшеклассников "Алые паруса, где нынешний депутат областной Думы директор Политехнической гимназии В.П. Исаева отвечала за культурно-массовый сектор.
Часть созданного Матвеем Семеновичем не выдержала испытания временем. Так, вспыхнув, погасли пионерский ансамбль песни и пляски, ансамбль баянистов, хор мальчиков. Но справила 30-летний юбилей хоровая студия "Звонкие голоса".
В отдел науки превратилась малая Академия. Не десятки, а сотни самых умных подростков ежегодно защищают свои вполне научные (ведь руководителями являются педагоги институтов, ведущие специалисты города) рефераты, и десятки юных "академиков" уже поступили в институты на льготных условиях.
- И нашу жизнь Матвей Семенович хотел сделать веселой и красивой, - продолжает Л.Г. Печегина. - Узнав, что я выхожу замуж... С мужем мы познакомились, когда школьницей пела в ансамбле "Юность". Дружили три года, и еще три года ждала его из армии. В ГДП все это знали. Вот, узнав о том, что я выхожу замуж, Матвей Семенович сказал: Давайте устроим пионерскую свадьбу". Придумали интересный сценарий. И так крепко связали нас одним пионерским галстуком, что вот уже 30 лет мы вместе. В этом году жемчужную свадьбу справили.
"... В молодости искал, где побольше ребят..."
Георгий Павлович Суханов, 32 года руководит игротекой Дворца. Создатель, работник и заведующий в одном лице, участник Великой Отечественной войны.
За 30 лет он нисколько не изменился: стройный, в неизменном сером костюме с ласковой застенчивой улыбкой. Все эти годы делает игры и радостно наблюдает, как толпятся ребята около электровикторин, играют в гигантские шашки, разбирают разнообразные головоломки. В молодости складывал свое богатство в чемодан и ходил по городам, искал, где ребят побольше.
- С Оксаной Захаровой мы обошли старые садики, пробовали играть в Пионерском и Комсомольском скверах , что рядом с кукольным театром. Много ребят собиралось у клуба "Бригантина" на проспекте Строителей и у старой железнодорожной аптеки по улице К. Маркса. Но чаще играли в парке Бондина. Даже учет вели, сколько ребят к нам пришло. Помню, в 1966 году за лето у нас было 8 тысяч детей, в 68-м -10, а в 69-м -12 тысяч.
Золотые руки Георгия Павловича принесли бы честь любому предприятию, но что делать, если у человека любовь к труду слилась с любовью к детям? Только идти работать в Дом пионеров. Он всегда был настойчивым. Интеллигентный мальчик, обучавшийся игре на скрипке, он в 16 лет начал рваться на фронт. Пожалевший мальчишку военком отправил его в Свердловск, где Киевское военно-медицинское училище готовило для фронта медицинские кадры. Но унесла война в глубь страны училище, вернулся мальчик домой и снова стал атаковать военкомат.
Отправили его в Красноуфимск в полковую школу, где готовили младших командиров. И только после этого парнишка попал на Сталинградский фронт, его ранило, с инвалидностью вернулся в Тагил. Первое, что он сделал, пошел доучиваться в свою школу, где потом работал военруком. Но судьба привела его на то место, где Г.П. Суханов оказался просто незаменимым: играть с детьми в сделанные им игрушки. И жена у Георгия Павловича фронтовичка и педагог. Двое детей тоже педагоги. А вот кем вырастут внуки - пока неизвестно.
Незаменимый человек во Дворце Георгий Павлович Суханов. И еще: он хранитель нашей истории.
За одно пионерское лето вывозили по 200 человек
- Матвей Семенович стал вывозить ребят в Москву, на областное телевидение, - рассказывает Георгий Павлович Суханов. - Половину Дома пионеров привез в Казахстан в совхоз "тагильский комсомолом". Мы и отдыхали, и с концертами ездили. Он хотел, чтобы ребята мир посмотрели и себя показали. А ежегодный туристический палаточный лагерь в Антоновске? По 200 человек вывозили, жили в палатках, готовили на костре, а вечерами - песни, танцы.
Автор помнит первые выезды в Антоновок. Переодетый бабушкой Толик Кутузов (для достижения полного сходства он одел набитую двумя полотенцами верхнюю часть купальника) отмахивается от пристающей к нему "внучки". Роза Зейферт поет только что появившийся шлягер: "Бабушка отложи ты вязанье". Надо было видеть, как долговязый В. Цыпляшов изображал умирающего лебедя Сен-Санса, а С. Грищенко, наряженный злодеем-охотником, приканчивал его ударом огромной дубины. Зрители чуть не попадали от хохота с бревен, окружавших костровую поляну.
Наши мальчишки все хотят перевоплотиться. Они только что открыли, что, укоротив модные тогда пышные юбки и прикрепив наверх уже упоминавшуюся часть женского купальника, набитую полотенцами, можно выдавать себя за балерин. И появляется четверка "маленьких лебедей". Тоже долговязых, с ужасными мальчишескими коленками. Зрители уже не могут сидеть, они лежат на поляне и стонут.
Но в какой благоговейной тишине слушали алябьевского "Соловья" в исполнении Розы Зейферт. Сейчас мы ежегодно вывозим 150 своих кружковцев в наш лагерь "Уральские огоньки". И они тоже возвращаются оттуда счастливыми. Раньше обязательно выезжали к морю, но вот в прошлый год не получилось. Понимаем, обстановка.
- А вы знаете, - заговорщицки наклоняется ко мне Георгий Павлович, - что Тагилу по статусу не был положен такой Дворец? Это разрешалось только столицам республик, автономий. Ну, еще крупным областным городам. И все-таки его в Тагиле поставили...
Откуда взялось дитя города
Юрий Павлович Петров, профессор, академик Академии педагогико-социальных наук, заведующий кафедрой философии в НТГПИ, а тогда заведующий гороно, выступал с докладом в ЦК ВЛКСМ в Москве перед очень серьезной аудиторией - секретарями ЦК союзных республик. После его блистательного доклада женщина, организатор семинара, сказала: "Я у вас в долгу. Если Тагилу что-то надо - говорите, помогу".
Георгий Павлович Суханов хранит в своей памяти всю историю Дворца и сомневаться в наличии золотой рыбки", пойманной Ю. П. Петровым на благо детям Тагила, нет оснований.
Но все же звоню ему. Действительно, в 1967 году Т.А. Куценко - секретарь ЦК ВЛКСМ по делам школьной молодежи помогла получить от Совета Министров, вопреки существующим правилам, разрешение на строительство Дворца для детей в Тагиле. Для рискнувших, хотя и не очень-то веривших в успех, председателя горсовета В.К. Наливая и секретаря ГК КПСС Г.В. Колбина, это была большая радость. Начало положено!
Но все девять лет, что В.Ф. Бок был директором Дворца, ему приходилось на самых высоких уровнях (Верховный Совет, Совет Министров, Госплан России) пробивать право и возможность строить дворец. Нам предложили типовой проект: плавательный бассейн, актовый зал, 24 рабочих кабинета, стоимостью один миллион рублей.
Позднее по этому проекту построили дворец в Первоуральске. Но "громадью наших планов и дел" не подходил такой дворец. Надо было строить на века, учитывая все потребности, чтобы не выбрасывать на ветер деньги, чтобы и через десятки лет он был удобен, современен, красив. Электронная версия historyntagil.ru. Поэтому нужно было добиться разрешения на строительство дворца по индивидуальному проекту, а таких в стране насчитывалось всего несколько десятков. Добиться подобного права для провинциального Тагила, выбить в Госплане миллионы на его строительство - это настоящий подвиг.
А еще надо было для архитекторов приготовить необходимые данные. Для хоровой студии нужны маленькие комнаты-пеналы, для радиокружка - вытяжной шкаф, ведь дети постоянно паяют, для экологического блока - большие, обращенные к солнцу, окна. Видите купол над Дворцом? Его специально строили для кружка космонавтики и астрономии. Был тогда талантливый педагог. Построили, он увлек детей, а потом взял и уехал.
- Выбирая место, - вспоминает В.Ф. Бок - рассматривали, в основном, два варианта: в пойме реки Тагил, где сейчас рынок, и то место, где дворец сейчас стоит. -Мы учитывали генеральный план развития города. Он предусматривал мост через пруд(!), соединяющий Вагонку и Гальянку. План, кстати, не отменен.
Возможно, и окажется когда-нибудь ГДТЮ в центральной части города, а пока... Ладно, не будем о проблемах. Проект предусматривает собственно здание, уже построенное силами всего города, а также туристическую базу с гостиницей, спорткомплекс и парк -еще ждущие своей очереди. Жаль, что заменили обычным стеклом шведские теплоотражающие и сберегающие тепло окна, которыми сейчас сверкают все частные магазины. Но слишком уж затянулся долгострой. Спасибо городу, взявшему на себя внутреннюю отделку Дворца, установку мраморных колонн, заменившему деревянные полы на камень. Все организации города помогали строить Дворец. Сколько субботников провели взрослые тагильчане, движимые любовью к своим детям.
Не сбиваясь с курса, ведет Дворец-корабль ребят в интересную, богатую веселыми приключениями и романтикой жизнь. "Может быть, когда-нибудь и придется учитывать рыночные отношения при работе с нашими детьми, но пока держимся хоть за эту малейшую возможность сохранять равенство детей, несмотря на неравенство родителей", - говорит директор О.В. Михневич.
Спасибо, город, что ты нас любишь, понимаешь и бережешь. Ведь здесь же твои дети, твое будущее.
Н. МАРЧЕНКО.