Юбилей Горбатого
"Горбатым" мост прозвали за то, что средняя его часть была выше остальных, она поднята над островом, по которому ходили заводские железнодорожные составы. Причем, эта высокая часть соединялась с крайними частями лестницами в ширину моста. Официальное название: Мост металлургов - не прижилось, горожане окрестили его Горбатым еще, наверное, и в память о предшественнике.
В 1928 году над территорией металлургического завода имени Куйбышева силами заводчан был построен пешеходный деревянный мост. Он перекинулся через две реки (Тагил и Рудянка) и остров от улицы Горького до улицы Папанина, соединив Рудянскую с улицей Дзержинского (ныне - Ломоносова). Он имел шесть маршей с лестницами и более 150 ступеней, а за кривизну получил название "Горбатый". Мост служил долго и верно, но в связи с его значительным износом еще в 1941 году начаты инженерно-геологические изыскания для постройки более удобного моста. Заводской чертеж этого сооружения, спроектированного левее и параллельно старому, был выпущен 4 сентября 1944 года. Новый пешеходный мост построен коллективом завода в рекордно короткий срок - за два месяца, а его состарившийся "однофамилец", который к тому же не раз горел (потому что под ним проходили железнодорожные составы из доменного цеха с расплавленным металлом в ковшах), был снесен.
В архиве музея завода имени Куйбышева удалось найти фамилии людей, составивших проект моста. Это начальник проектного отдела Першин, зав. секцией Архипов, конструктор Троицкий, копировальщик Голованова, проверяющий Корпачев. Прямо с сохранившихся чертежей проекта перил взяты фамилии: Репьева (конструктор), Гаева (копировальщик). Сооружали мост отдел капитального строительства завода имени Куйбышева, а также все трудящиеся, которых по особому графику ежедневно направляли из цехов на помощь большое участие в строительстве Михаила Ивановича Клюева - зам. начальника, а позднее начальника цеха водоснабжения.
Шла Великая Отечественная война... Многие ушли на фронт, а кого оставили по броне, те взвалили на свои плечи всю работу на заводе. Трудились день и ночь, не покладая рук. Взамен ушедших воевать мужей к станкам и агрегатам пришли их жены. Подростки 14-15 лет работали, как взрослые, а чтобы достать до станка, подставляли под ноги ящики...
В ноябре 1942 года "треугольник" завода обратился к трудящимся, огласив просьбу горвоенкомата о замене старого Горбатого моста. Электронная версия historyntagil.ru. Проход по нему затруднял не только молодых и старых, но в первую очередь раненых фронтовиков из госпиталей: а зимнюю пору ступени превращались в ледяную катушку, а надо было преодолеть пять маршей. В ответ на просьбу фронтовиков решили построить прямой пешеходный мост через завод длиною 360 метров.
Каждый трудился здесь по четыре часа сверх своего рабочего времени.
Начали копать котлованы под фундаменты опор. Стылую землю разогревали паром. Шел месяц март. Когда углубились на метр, стала "давить" вода. Почвенная вода очень затрудняла копку котлованов. Непрерывно откачивали ее насосами. Люди - по колено в воде, но работу продолжали... Опоры моста изготовлялись в котельно-монтажном цехе из тавровой балки № 30 - всего 40 колонн. Пролеты укладывались из двутавровых балок с помощью мачт и лебедок. Монтаж и заготовку перил выполняли из труб, которые брали из шихты. Этим занимался ремонтно-механический цех. Был специально разработан кондуктор, по которому из деталей собирали на электросварке звенья перил.
Работали в две смены. Монтаж вела бригада водопроводчиков ремонтно-механического цеха, деревянный настил моста делал ремонтно-строительный цех. Литейщики отливали и устанавливали колонны при входе на мост.
6 ноября 1944 года под звуки оркестра депутат Верховного Совета П.Н. Аганичев разрезал ленту, и был открыт проход через новый мост.
М. КЛЮЕВ. 1996 год