У истоков Уральской горнозаводской железной дороги
В 2018 году исполнилось 140 лет Свердловской железной дороге, предшественницей которой была Уральская горнозаводская железная дорога, открытая в 1878 году.
Строительство железной дороги способствовало развитию всей промышленности на Горнозаводском Урале, так как ее появление и эксплуатация решила бы ряд важных производственных вопросов, важнейшим из которых стала транспортировка продукции уральских заводов.
В XIX веке уральский металл был хорошо известен в Европе своим высоким качеством и пользовался повышенным спросом. Однако во второй половине XIX века ситуация меняется коренным образом. Несмотря на хорошие свойства уральской продукции, спрос на нее уменьшается. Это было связано с трудностями ее транспортировки.
Как и прежде, для перевозки уральского металла использовали гужевой способ (лошадьми) и водный транспорт, то есть сплав груженых барок-коломенок по реке Чусовой к рынкам сбыта.
Такие устаревшие способы отправки металла приводили к тому, что себестоимость его увеличивалась в несколько раз, и закупать уральский металл, даже при его высоком качестве, было не выгодно. Поэтому европейские производства предпочитали приобретать менее качественный, но более доступный по цене английский металл. В это время в Англии бурно развивается сеть железных дорог, что значительно уменьшало себестоимость английского железа.
Снижение спроса на продукцию уральских заводов из-за дороговизны его перевозки стало поводом для решения проблемы транспортной отсталости Урала. Одним из возможных путей решения этой проблемы стало строительство железной дороги.
Рашет с супругой
В числе первых, кто об этом заговорил, был Владимир Карлович Рашет (1813-1880) – крупнейший русский металлург, организатор производства, управляющий Нижнетагильскими заводами. Он внес весомый вклад в развитие уральской металлургии. Им была предложена новая конструкция доменной печи "системы Рашета", которая позволила увеличить производительность и снизить себестоимость выплавляемого чугуна. К началу 80-х годов XIX века уже треть всех домен на казенных уральских предприятиях была этой конструкции. Рашет предложил также конструкцию шахтной печи для плавки меди, свинца и серебра.
В 1862 году В.К. Рашет достигает пика своей карьеры и занимает пост директора Департамента горных и соляных дел Российской империи. Именно здесь в полной мере раскрылся талант организатора производства, полем деятельности которого стала металлургия всей страны.
Несмотря на то, что масштаб работы резко увеличился, В.К. Рашет не забывал про Урал. Именно им был поднят вопрос, который давно витал в воздухе, – о необходимости строительства железной дороги на Урале.
Строительство железной дороги было обусловлено необходимостью преодоления территориальной оторванности Урала.
"...Строительство УГЖД сблизит Европу с отдаленной Сибирью, породит в этой почти неисследованной стране новые отрасли промышленности, послужит к открытию новых источников богатства и оживит торговлю, в том числе и с Китаем..." – писал В.К. Рашет.
Конечно, строительство железной дороги могло обеспечить решение не только территориальной оторванности Урала от центральной России, но и способствовало развитию горного дела. По замыслу В.К. Рашета, Уральская дорога должна была протянуться от Перми через Нижний Тагил и Ирбит до Тюмени, соединив в одну технологическую цепь рудные копи, доменные и сталеплавильные печи, прокатные станы основных горных округов Среднего Урала. Все они с помощью дороги должны были составить единый промышленный комплекс, работающий в режиме слаженного механизма.
"...Железная дорога, требуя своего сооружения и действия значительного количества чугуна, железа и множества машин, не только послужит к развитию уральского горного промысла и даст ему новую жизнь, но и спасет его от угрожающего ему кризиса...", – замечал Рашет.
Открытие вокзала станции Нижний Тагил. 1878 год
Развивая свои идеи, в 1861 году он опубликовал в "Пермских губернских новостях" статью о необходимости железной дороги на Среднем Урале, а в дальнейшем потратился на издание брошюры, где рассмотрел вопрос еще более обстоятельно. Кандидат технических наук И.В. Харланович в своем очерке об истории УГЖД сообщает: "Предложив идею дороги, Рашет не ограничился в дальнейшем позицией наблюдателя, продолжал активно бороться за ее реализацию и после того, как уехал с Урала, став директором Горного департамента России в Петербурге. Будучи теперь крупным правительственным чиновником в чине тайного советника, он использовал свое новое служебное и общественное положение для продвижения столь полезного для Урала проекта".
Именно настойчивость и уверенность в своих силах, а также знание своего любимого дела позволили Рашету не только настоять на начале строительства, но добиться окончания реализации проекта.
14 октября 1878 года состоялось торжественное открытие Уральской горнозаводской железной дороги. Первая на Урале магистраль соединила главные горнозаводские центры, которые протянулись от Перми до Екатеринбурга через Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. Это был первый опыт строительства столь протяженной железной дороги (700 километров) в горной местности. Конечно, нельзя говорить о том, что проект Рашета был полностью реализован в том виде, как задумывал его автор, но все же был близок к первоначальному варианту.
Таким образом, прогрессивные взгляды, своевременные мысли и большой авторитет Владимира Карловича Рашета позволили решить одну из важнейших проблем уральской промышленности. Строительство Горнозаводской железной дороги дало начало развитию железнодорожного транспорта в таком значительном и важном регионе России, как Урал.
Юлия КОНОВАЛОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Литература: Газета "Тагилка" №12 от 26.09.2019.