Первый русский паровоз и его творцы

    В августе 1834 г. На Нижнетагильском заводе раздался свисток первого в Российской империи паровоза. Этот сигнал возвестил начало новой эры в горно-металлургической промышленности и рельсовом транспорте. Творцами первого российского паровоза, называвшегося первоначально "сухопутный пароход", "паровая телега", "пароходный дилижанец", "пароходка" были знаменитые уральские механики, умельцы и изобретатели Ефим Алексеевич Черепанов (1774 – 1842) и его сын Мирон Ефимович (1803 -1849). За талант, одарённость, изобретательскую деятельность историки горнорудного дела по праву относят их к разряду выдающихся механиков-самородков того времени.

    Черепановы происходили из вечноотданных крестьян Выйского завода. Интересны их судьбы и, как принято сейчас говорить, производственные достижения. Но первый российский паровоз занимает в их свершениях особое место...

    Ещё в 1821 году отправленный П.Н. Демидовым в Англию Ефим Черепанов видел рельсовую дорогу на руднике вблизи Лидса, по которой возил вагонетки паровоз.

    Летом 1833 года уже Мирон Черепанов был командирован в Англию. Он посетил паровозостроительный завод и увидел в действии локомотивы на железной дороге Манчестер – Ливерпуль. Англичане ревностно охраняли чертежи устройств паровоза и железнодорожных сооружений, однако опытному и наблюдательному русскому механику даже внешний вид паровозов мог дать многое.

Отец и сын Ефим и Мирон Черепановы

Отец и сын Ефим и Мирон Черепановы

    По возвращении Мирона на родину отец и сын приступили к изготовлению первого отечественного паровоза. К этому времени Ефиму Черепанову исполнилось 59 лет, поэтому основное бремя строительства "пароходки" легло на плечи его сына, отец стал ему незаменимым консультантом и помощником.

    Мирон составил подробные чертежи трубчатого парового котла, двух паровых цилиндров и других деталей локомотива. В декабре 1833-го и январе 1834 года по чертежам изготовляли деревянные модели паровых принадлежностей. Затем отливали чугунные и медные детали, а также ковали и клепали железные части паровоза.

    В феврале 1883 года паровоз был собран. Начались испытания, авария во время одного из них едва не стоила жизни Черепановым. К августу постройка паровоза была завершена.

Нижнетагильская железная дорога

Нижнетагильская железная дорога

    1 августа 1834 года в имении Демидовых собралось много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдёт испытание первого "сухопутного парохода". Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Вот свидетельство очевидца первого рейса паровоза Черепановых: "В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колёсопроводов. Тяжёлые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начинёнными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром, мелькая спицами колёс, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довёл паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами". Так произошло эпохальное событие, вошедшее в историю развития отечественного железнодорожного транспорта.

    После успешного испытания первый локомотив Черепановых был передан, как сказали бы сегодня, в постоянную эксплуатацию. Для этой цели стараниями Мирона Ефимовича была построена первая в России чугунная дорога длиной 854 м от здания завода по Выйскому полю. С постройкой второго "сухопутного парохода" рельсовую дорогу продолжили до Медного рудника, и её общая длина составила около 3,5 км.

    Россия стала единственным государством в Европе, где первые паровозы были изготовлены в своей стране, а не импортированы из Англии.

    Чугунная рельсовая дорога имела рудовозное назначение, успешно эксплуатировалась и приносила заводовладельцам немалые барыши, о ней писали петербургские газеты и "Горный журнал". Однако внимание администрации Демидовских заводов к творчеству Черепановых постепенно угасало – владельцы заводов не ставили своей целью механизировать производство и не стремились популяризировать достижения изобретателей.

    В фондах Государственного архива Свердловской области были обнаружены ранее неизвестные документы: подлинный чертёж первого "пароходного дилижанса" и письмо заводовладельцу П.Н. Демидову, подписанное одним из управляющих Нижнетагильскими заводами Д. Беловым. Письмо, написанное 29 июня 1834 года, свидетельствует о том, что Демидов лично интересовался ходом строительства "пароходки". Благодаря этому документу впервые стал известен вес изобретения Черепановых – 2,4 тонны.

    В архивной находке самое ценное – хорошо сохранившийся чертёж паровоза. Он выполнен в двух проекциях: вид сбоку и вид спереди. Изобретатели проявили должную заботу о том, чтобы техническая мысль была воплощена в металле красиво – во всём соразмерность и гармония. Чертёж сделан Аммосом Черепановым – племянником Ефима Черепанова.

    За конструирование и постройку различных машин Ефим Алексеевич был награждён в 1833 году серебряной медалью на Анненской ленте. Он и его жена получили вольную. Сын Мирон стал вольным через три года. Остальных членов семьи оставили крепостными – чтобы удержать на заводах таких умельцев.

    Тяжело восприняли Черепановы известие о строительстве в 1837 году первой в стране прогулочной железной дороги по маршруту Санкт-Петербург – Царское село (27,5 км) иностранными специалистами и о закупке для неё паровозов в Англии и Бельгии, ведь нижнетагильская железная дорога работала тогда уже два года.

    В 1839 году состоялась третья промышленная выставка в Петербурге. В качестве экспоната для неё Черепановы изготовили в 1837 году действующую модель своего паровоза. Однако модель отправлена не была, а на выставке демонстрировали построенный в 1838 году и на Пожевском заводе, что на Урале, оригинальный паровоз "Пермяк" – более мощный, чем паровоз тагильских умельцев. Механик завода Э.Э. Тет, руководивший постройкой локомотива, был награждён золотой медалью "За построение первого паровоза в России". О паровозе Черепановых, построенном четырьмя годами раньше, не было сказано ни слова. Черепановы восприняли такое отношение к их творению как серьёзную обиду и после этого уже не строили свои паровозы.

    Ефим Алексеевич Черепанов скончался 15 июня 1842 года на 69-м году жизни. Через семь лет 5 октября 1849 года умер и его сын Мирон, проживший всего лишь 46 лет.

    Изобретение Черепановыми первого в России паровоза и постройка чугунной дороги относятся к новаторским деяниям, не получившим, к сожалению, при жизни изобретателей широкого распространения и заслуженного признания. Одной из причин считается противодействие со стороны подрядчиков конного извоза, не желавших терять свои доходы. Но имелись и объективные якобы причины. В качестве топлива на паровозах Черепановых использовали дрова, которые паровоз потреблял в таком количестве, что скоро встала проблема с их подвозом. Лес в окрестностях железной дороги был вырублен, и дрова приходилось возить издалека. К примеру, первые паровозы английского инженера-механика Джорджа Стефенсона работали на перевозке угля из угольных шахт, его и использовали в качестве топлива.

    Но выдающиеся изобретения умельцев-самоучек не канули в Лету – они были предвестниками зарождения и развития отечественных железных дорог с паровой тягой.

    В ноябре 1956 году на центральной площади Нижнего Тагила был установлен памятник творцам первых русских паровозов (скульптор А.С. Кондратьев, архитектор А.В. Сотников).

    Традиции Черепановых продолжают жить и развиваться. Согласно указу губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя от 30 мая 1997 года был создан Региональный общественный фонд имени Черепановых и принято решение о присуждении премии и медали имени Черепановых.

Н. УСТИНОВА, пресс-секретарь ОАО "Российские железные дороги".

    Рисунки из интернета.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 08.08.2014.

 

 

Главная страница