Первая. Всемирная. Промышленная

Подлинное великолепие тагильского малахита

    Первую Всемирную промышленную выставку, проходившую в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, часто называют великой. Она стала вехой в истории промышленной революции. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия, ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и художественные произведения. В официальном каталоге в разделе "Россия" под номером 324 указан участник выставки: "Demidoff, Messrs. Nijne-Taghilsk-Siberia".

Бюст Анатолия Николаевича Демидова работы Ж.-П. Дантана. Мрамор. 1839 г. Нижнетагильский музей-заповедник.

Бюст Анатолия Николаевича Демидова работы Ж.-П. Дантана. Мрамор. 1839 г. Нижнетагильский музей-заповедник

    165 лет назад (в 1851 году) английская королева Виктория торжественно открыла первую Всемирную промышленную выставку. Для ее проведения в лондонском Гайд–парке по проекту еще не известного тогда Джозефа Пакстона, управляющего садами в имении герцога Девонширского, всего за 3,5 месяца было возведено грандиозное здание из стекла и железа, вошедшее в историю под названием "Кристаллпалас", или "Хрустальный дворец". К великому сожалению, в 1936 году оно было уничтожено пожаром. По словам одного из современников, в том здании "было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывает". Двухэтажное здание высотой 33 метра, длиной 564 метра занимало площадь 74 тыс. кв. метра. 36 стран демонстрировали в своих экспозициях 13 937 лучших образцов "творчества и производства всех народов мира". Экспонаты были расположены в соответствии с государственными приоритетами, произведениям искусства при этом отводилось самое престижное место. Девиз выставки гласил: "Пусть все народы работают совместно над великим делом – совершенствованием человечества". Интерес к выставке был огромен. За пять с половиной месяцев ее посетили 6 миллионов человек.

    Россия получила приглашение участвовать в выставке в январе 1850 года через английского посла. Для подготовки экспозиции император Николай I образовал комитет из министров иностранных дел, финансов и государственных имуществ. Все расходы по организации и проведению взяло на себя правительство. Из-за позднего начала судоходства российская экспозиция была открыта только в июне. Ее представляли 363 фирмы. По единодушному мнению членов Королевской комиссии, "русский отдел значительно содействовал успеху выставки". "Малахит, бриллианты, бронза, великолепная мебель, серебряные изделия, парча, пуховые платки оренбургских мастериц – вот чем особенно блистала наша выставка" – отмечал в своих путевых заметках публицист А.И. Кошелев.

    В официальном каталоге выставки в разделе "Россия" под номером 324 указан участник "Demidoff, Messrs. Nijne-Taghilsk-Siberia". Один экземпляр этого каталога на английском языке хранится в библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". На этом "параде малахита" было представлено 86 экспонатов, выполненных мастерами камнерезной малахитовой фабрики гг. Демидовых на сумму 131 910 рублей (данные исследователя истории русского малахита В. Семенова). Особенно замечательны распашные двери совершенно невероятных размеров: высотой 4 метра 46 см, шириной 2 метра 45 см и толщиной створок 15 см, стоимостью в 35 тыс. рублей серебром. Мозаичный рисунок дверей необычного для малахита голубовато-зеленого оттенка, блеск полировки и позолоту эффектно подчеркивал бархат гранатового цвета, на фоне которого они экспонировались в центре Российского отдела. Одна из местных газет писала по этому поводу: "Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью".

    Малахитовый кабинет графа Анатолия Демидова был единодушно признан "самым достопамятным и необыкновенным явлением в истории промышленности".

    "Санкт-Петербургские ведомости" от 15 июля цитируют отзыв из газеты "Morning Post": "Первое место между русскими произведениями, как по богатству, так и по изяществу, бесспорно, принадлежит произведениям из малахита. Великолепие, изумительная оконченность и вкус, с которыми обработан этот драгоценный материал, составляют еще не виданное до сих пор явление в истории искусства. Россия подготовила роскошную экспозицию. Придется специально построить дворец, чтобы разместить эти огромные двери и большие вазы из малахита. Это – подлинное великолепие".

Двери малахитовые, 1851 год

Двери малахитовые, 1851 год

    Во время работы выставки был издан иллюстрированный описательный каталог, в котором екатеринбургский искусствовед Л.А. Будрина обнаружила семь гравюр с изображениями малахитовых предметов: камина, четырех ваз, стульев, столов различной формы, многочисленных пресс-папье… Кроме того, в журнале "Библиотека для чтения" по поводу демидовской экспозиции добавлено: "Вокруг малахитовых ваз разложены в чрезвычайном изобилии куски малахита и золота, добываемые в рудниках господина Демидова. Эти блестящие обломки, разбросанные с крезовской роскошью, придают Русскому отделению вид чрезвычайного богатства…"

    По итогам работы Демидовы получили главную награду выставки – Медаль Совета (Council Medal), и отдельно за малахитовые вазы – "Почетный отзыв". Диплом Всемирной выставки, полученный А.Н. Демидовым, украшает экспозицию нашего Краеведческого музея.

    А сейчас речь пойдет о малахитовой фабрике Демидовых.

    Материалы о ней наиболее полно представлены у двух авторов: В.Б. Семенова, автора книги "Малахит", и Л.А. Будриной, искусствоведа Екатеринбургского музея изобразительного искусства. По мнению первого, идея создания фабрики принадлежала Анатолию Демидову и была одобрена Авророй Демидовой-Карамзиной и графом Закревским, опекуном ее сына П.П. Демидова. Фабрика начала работу в 1847 году, когда на складах Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга скопились огромные запасы малахита в связи с поставками его для Исаакиевского собора.

    Фабрика была создана с целью увеличения продаж камня, который пока "не имеет удовлетворительного сбыта", по мнению А.Н. Демидова. Она находилась в Петербурге, на 3-ей линии Васильевского острова, в специально переоборудованной каменной галерее дома Демидовых. По уточненным сведениям исследователя Л. Будриной, руководил техническими видами работ фабрики Леопольд Иванович Жоффрио – французский инженер, долгое время проживавший в России и сотрудничавший с разными камнеобрабатывающими фабриками столицы. В ноябре 1848 года Жоффрио получает привилегию на изобретенную им машинку "для окаймления распиленных дощечек малахита для приспособления их к наклейке и на машинку для полировки их" сроком на пять лет. Именно этот способ соединения плиточек, повторяющий рисунок камня, стали называть "шов Жоффрио", или "мозаика Жоффрио". По этой мозаике смело можно определить работы Демидовской фабрики. В 1853 году, с окончанием срока привилегии на машинку, фабрика прекращает свою работу. Л. Будрина отмечает, что еще предстоит выяснить вклад Л. Жоффрио в художественный замысел уникальных камнерезных вещей, выполненных на фабрике.

    Бронзовое убранство малахитовых предметов было изготовлено в "Петербургском гальванопластическом и бронзолитейном заведении" герцога Максимилиана Лейхтенбергского, зятя императора Николая I. Все работы выполнялись крепостными мальчиками 15-17 лет из "сирот или от семейства" Ерахтурской волости близ Рязани, отправленных в Санкт-Петербург исключительно по добровольному их согласию. В октябре 1853 года фабрика была закрыта, и "отпущены домой 11 мальчиков", к этому времени уже повзрослевших юношей, имеющих редкую и уникальную специальность, но по-прежнему крепостных. Какова их дальнейшая судьба, что ждало их в глухой русской деревне?

    Существует мнение, что фабрика, начиная с 1848 года, "готовила коллекцию предметов для Всемирной выставки". Однако сама идея такой выставки у англичан появилась только через два года! Смею думать, что Анатолий Демидов – любитель роскоши, изящных искусств, создавая фабрику, рассчитывал на совершенно особый круг заказчиков и определенный рынок для дорогих малахитовых вещей. Первая работа 1847 года – малахитовый камин "в стиле Людовика XV" для дома графа Закревского, далее – круглый малахитовый стол ценой 600 рублей серебром для А.С. Мельгунова, проживавшего в Москве на бывшей Дмитровке.

    Огромное количество работ отправлялось А.Н. Демидову за границу. В. Семенов в книге "Малахит" приводит список всех выполненных на фабрике малахитовых изделий. Безусловно, интенсивность работ резко возросла в связи с подготовкой к выставке в Лондоне. Можно привести один пример, чтобы показать, каких трудов стоила эта красота: чтобы создать малахитовую мозаику дверей, потребовалось около 30 тысяч кусочков малахита, подобранных и склеенных по оттенкам и естественному рисунку камня. 350 работников трудились с 5 часов утра до 12 часов ночи целый год. Наверняка, в помощь к основным сотрудникам фабрики пришлось нанимать значительное количество людей с навыками работы с малахитом. Слишком сжаты были сроки.

    Наконец, выставочная коллекция была закончена! Газета "Санкт-Петербургские ведомости" от 22 апреля 1851 года сообщает читателям: "Главное управление господ Демидовых, отправляя в первых числах мая на Всемирную Лондонскую выставку различные малахитовые изделия, выделанные на собственной их фабрике, распорядилось выставить оные на несколько дней для здешней публики, при самой фабрике, находившейся на Васильевском острове в собственном доме гг. Демидовых. Посетители допускаются по билетам и в приличной одежде. Верхнее платье оставляется при входе. Билеты будут раздаваться безденежно там же".

    Петербужцы, посетившие демидовский дом, думаю, испытали не меньший восторг, чем посетители Всемирной выставки. Но у россиян, безусловно, добавлялось чувство гордости за великий талант мастеров, сотворивших такое великолепие, за щедрость русской земли на такие богатства.

    К великому сожалению, после закрытия Лондонской выставки практически ничего в Россию не вернулось.

 

Н. ЧУДИНОВА, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №16(246) от 28.04.2016.

 

 

Главная страница