"А считается селом..."

    К концу девятнадцатого века уральская железная промышленность пришла в упадок. Наследники Демидовых, а именно их заводы составляли основу металлургии края, проиграли в конкурентной борьбе с европейскими производителями, сделавшими ставку на снижение ручного труда и применение новых технологий.

    Разобраться в причинах упадка должна была специальная правительственная комиссия во главе с директором Главной палаты мер и весов России, автором периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. По его настоянию в состав комиссии вошли специалисты Петербургского университета, Морского министерства, Министерства государственных имуществ, Постоянной совещательной конторы железнозаводчиков. Для каждого из них был определен свой маршрут поездки. Летом 1899 года, 112 лет назад, Уральская экспедиция отправилась в путь.

    В июне и июле члены комиссии осмотрели около сорока месторождений края, предприятий горнодобывающей и железной промышленности. Сам Дмитрий Иванович, несмотря на 65-летний возраст и недомогание, следовал по маршруту: Кизел - река Чусовая - Кушва - гора Благодать - Нижний Тагил - гора Высокая - Екатеринбург - Тюмень - Тобольск, где он когда-то родился в семье директора гимназии, - Билимбаево - Кыштым.

    Значение исследований, проведенных членами комиссии, трудно переоценить. В опубликованной по итогам поездки монографии "Уральская железная промышленность в 1899 году" даны не только причины кризиса отечественной металлургии, а к ним в первую очередь были отнесены остатки помещичьих отношений в виде приписанных к заводам крестьян и нежелание собственников заводов развивать современные технологии, но и предложены пути выхода из сложившейся ситуации. Это развитие транспортной сети и в первую очередь - железнодорожных перевозок, поддержка со стороны государства малых и средних предприятий в их конкуренции в крупными производителями и, в конечном итоге, - подъем экономики Урала за счет сочетания его железорудных богатств с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Последнее, по мнению Д.И. Менделеева, даст возможность превратить промышленность края в многосторонний комплекс, придаст ей универсальность.

    Рекомендации великого русского ученого были использованы только в советское время, когда на рубеже двадцатых-тридцатых годов началось активное освоение богатств Урало-Кузбасского угольно-металлургического центра. Именно в этот период возникли многие промышленные гиганты, составляющие сегодня основу индустриальной мощи страны. В их числе Магнитка и НТМК, Уральский вагоностроительный и Челябинский тракторный заводы. Интересен, кстати, тот факт, что в 2006 году именно по инициативе и при финансовой поддержке Уралвагонзавода был переиздан монументальный труд "Уральская железная промышленность в 1899 году", ставший сейчас раритетом.

     

Д.И. Менделеев. Железная промышленность

Д.И. Менделеев. Железная промышленность

    Для нас, живущих в Нижнем Тагиле в двадцать первом веке, любопытны оценки, данные Дмитрием Ивановичем при посещении нашего города 112 лет назад. Вот что он отметил в своем дневнике: "Нижнетагильск - целый город (32 тысячи жителей), с широкими улицами, с прекрасными церквами, с монументами на площадях, с пожарной каланчой на соседнем холме. А считается селом, хотя в нем одном три волости...".

    Впечатления от поездки на Каменный Пояс позволили Менделееву написать пророческую фразу: "Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом". Не правда ли, напоминает не менее известное высказывание еще одного российского гения - Михаила Васильевича Ломоносова: "Богатство России будет прирастать Сибирью".

Борис МИНЕЕВ.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 18.08.2011, №32(55).

 

 

Главная страница