Пароходный дилижанец
Строительство первого русского паровоза было закончено примерно в августе 1834 года на Выйской "механической фабрике" по проектам и под руководством талантливого изобретателя-самоучки, главного механика заводов Нижнетагильского округа (с 1823 г.) Ефима Алексеевича Черепанова, сына крепостного чернорабочего Выйского поселка.
Первая демонстрация пперед тагильчанами и заводским начальством "пароходного дилижанца", или "сухопутного парохода", как тогда называли паровоз, состоялась 5 сентября 1834 года под руководством сына Мирона Ефимовича Черепанова. Отцу - Е.А. Черепанову в то время было 60 лет, Мирону -31 год.
Паровоз Черепановых имел котел длиной 1,7 метра и диаметром 0,4 метра с 80 "паро-образовательными медными трубками", двумя паровыми цилиндрами мощностью по 16 лошадиных сил каждый. К котлу примыкал небольшой "фургончик" (тендер) с запасом дров и воды, а также прицепной открытый вагончик для желающих прокатиться. Скорость паровоза достигала 13-15 верст в час, он мог перевозить груз весом до 200 пудов (3,2 тонны) на участке рельсового пути протяженностью в одну версту.
Инициатива талантливых тагильских изобретателей, создавших свое детище в нерабочее время, всячески подавлялась тогдашним управляющим заводами Даниловым и самим заводовладельцем П.Н. Демидовым, считавшим к большей выгоде для себя направлять старания Черепановых на создание водооткачивающих и золотопромывных машин.
Однако уже через год отец и сын построили второй, более мощный паровоз, предназначенный для практических целей - доставки медной руды с рудника на Выйский медеплавильный завод. Он уже мог перевозить до тысячи пудов (16 тонн) грузов в специальных тележках бункерного типа.
Всего Черепановыми было построено около 20 паровых машин для заводских и транспортных нужд мощностью от 2 до 60 лошадиных сил. Причем первая паровая машина была создана Е.А. Черепановым совершенно самостоятельно еще в 1820 году, т.е. до его поездки за границу.
Главный начальник горных завозов хребта Уральского после осмотра в Нижнетагильском поселке паровых машин, созданных Е. Черепановым, в представлении министру финансов от 30 сентября 1832 года высоко отзывался о творениях самоучки изобретателя. Он писал, что паровые машины, устроенные Е. Черепановым, имеют самую удобную конструкцию: немногосложны, изящной внешней отделки, легки в действии, меньше потребляют горючего против устроенных на Урале ученым механиком Меджером.
По инициативе и при техническом содействии бывшего в то время управляющим по технической части главной заводской конторы талантливого инженера Фотия Ильича Швецова была сооружена в Нижнем Тагиле и первая в России "чугунная дорога" протяженностью 3,5 версты специально под второй паровоз Черепановых. Здесь был также решен ряд технических проблем: более удобные, прочные и экономичные, чем зарубежные, колесопроводы (рельсы); близкая к современной ширина колеи (1645 миллиметров).
Дорога начиналась на пустыре перед Выйским заводом, проходила Путиковой (ныне Пароходной - названной в честь "пароходного дилижанца") и некоторыми другими улицами Выйского поселка, достигая Меднорудянского рудника. В архивах удалось найти чертеж рельсового пути, однако точная привязка к местности первой русской железной дороги остается неразгаданной.
В 1837 году на Тагильских заводах побывал наследник престола великий князь Александр Николаевич Романов, будущий царь Александр II. Ему был показан в действии и первый русский паровоз Черепановых. Однако наследник отнесся к изобретению безразлично. Царское правительство, занимавшееся тогда строительством железной дороги Петербург - Царское Село протяженностью 28 километров, предпочитало закупать паровозы за границей. В 1838 году эта первая в России государственная железная дорога, построенная австрийцем Францем Антонием Герстнером, начала эксплуатироваться как пассажирская линия.
В 1843 году Ф.И. Швецов делает попытки добиться от заводчиков разрешения на изготовление рельсов для железной дороги Петербург - Москва, предлагает развернуть строительство и своих отечественных паровозов, но решения по этим вопросам или затягиваются надолго, или вовсе отклоняются.
"Пароходные дилижанцы" Черепановых, вероятнее всего, проработали в Тагиле на доставке руды до 1849 года, то есть до конца жизни Мирона Ефимовича. После его смерти больше некому стало поддерживать это великое начинание. За год до того был "отрешен от службы у господ Демидовых" и Ф.И. Швецов как "неблагонадежный".
Заводское начальство с пренебрежением отнеслось к идеям и разработкам Черепановых. Первые паровозы были отданы на слом и утрачены, а опыт их сооружения забыт. Черепановы, будучи по происхождению крепостными, награды свои и вольную получили отнюдь не за разработку и постройку первого русского паровоза, а за создание золото-промывных и других машин.
Многие десятилетия широкая мировая общественность ничего не знала об изобретениях русского паровоза. Только в советское время усилиями ученых, писателей и краеведов восстановлены слава и известность наших талантливых земляков.
Еще в 1837 году Черепановы построили действующую модель своего паровоза для промышленной выставки в Петербурге, которая, к счастью, сохранилась и до наших дней. Она находится в музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.
Были отысканы и подлинные рисунки и чертежи Черепановых, по которым в 1948 году рабочие металлургического завода имени В.В. Куйбышева изготовили макет паровоза, который экспонируется сейчас в музее-заповеднике.
Сохраняются памятные места и здания, связанные с деятельностью изобретателей. Так, на доме №1 по улице Верхней Черепанова, где в 30-40-х годах прошлого века жила семья Черепановых, установлена мемориальная доска и в этом же доме открыт музей Черепановых. Электронная версия historyntagil.ru. Горно-металлургический техникум, ведущий свое начало от петровской цифирной школы, а затем и первого Выйского заводского училища, в котором в свое время был преподавателем Мирон Черепанов, ныне носит их имя. На Театральной площади в 1956 голу установлен памятник Ефиму и Мирону Черепановым. Самым лучшим изобретателям и рационализаторам присуждаются почетные грамоты имени Е.А. и М.Е. Черепановых. С 1997 года присуждаются премии имени Черепановых.
Э. ИЛЬИН.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.02.84.