Символ города на Лисьей горе
Одному из старейших символов Нижнего Тагила башне на Лисьей горе - исполнилось в 2003 году 185 лет: на чугунной литой плите, укрепляющей угол башни, выбита дата "1818". Именно оно стала основанием для отсчета истории этой архитектурной доминанты (выдающейся точки) города.
Традиционно башню называют "сторожевой". Но от кого могли "сторожиться" жители горнозаводского поселка в начале XIX века? Вряд ли можно говорить, что "от набегов кочевников", как на полном серьезе поведало нам третье издание книги "Нижний Тагил" (Свердловск, 1971).
Более понятна функция "пожарной каланчи", ведь даже в начале XX века горнозаводской поселок в основном был деревянный, а пожары были частым явлением; в случае пожара вывешивались яркие огни фонарей и звучал набатный колокол. Однако надо вспомнить, что башня построена в эпоху Николая Никитича Демидова, при котором Нижний Тагил становится похожим на город, где развиваются техническая мысль и наука, горнозаводское дело, медицина, искусство и культура, а потому и назначение башни на Лисьей горе надо искать в другой области, нежели сторожевой.
Зацепка появляется неожиданно в документах 1837 года, когда Нижний Тагил посетил наследник престола великий князь Александр Николаевич, кстати, ровесник героини нашего рассказа. Столица горнозаводского царства Демидовых встретила будущего императора с большой помпой: пышность и торжественность не уступали его приему в Перми и Екатеринбурге - 15-тысячная толпа заводского люда кричала многократное "Ура!", сияла иллюминация, горели огненные транспаранты, оркестр и хор исполняли торжественные кантаты - таково было распоряжение главной конторы Демидовых в Санкт-Петербурге. Молодого Романова сопровождала обширнейшая свита, разместившаяся в 11 экипажах на 37 лошадях. В одном из экипажей ехал воспитатель цесаревича, известный поэт Василий Андреевич Жуковский, оплакавший три месяца назад гибель друга, Александра Сергеевича Пушкина.
Художник В.Е. Раев, писавший в том году виды Нижнетагильского завода по заказу Демидовых, заметил в своем дневнике, а позже и в неизданных мемуарах "Воспоминания из моей жизни": "Особенно обратила внимание... иллюминация Лисьей горы, которая возвышается почти посреди Тагила, она вся была уставлена смолистыми бочками, кострами и плошками; когда все это загорелось и на вершинах дальних гор горели костры, в то время случилась темная ночь и представилась дивная картина; кто не знал прежде, что существует среди города высокая гора, тому покажется эта масса огня чем-то до чрезвычайности странным, и всех более был поражен этой фантастической картиной наш славный поэт Василий Андреевич Жуковский". Как видите, мы близко подошли к предмету нашего рассказа, но все же В.Е. Раев башню не упомянул.
В свите молодого наследника находился его флигель - адъютант полковник С.А. Юрьевич, очень подробно и даже "живописно" писавший письма-отчеты своей супруге с пути следования, которые были опубликованы в 1887 году в журнале "Русский архив". И вот здесь появляется та самая "зацепка", о которой я писал выше.
Юрьевич в письме жене от 28 мая (9 июня по новому стилю) 1837 года сообщал о встрече Александра Николаевича в Нижнем Тагиле: "Высокая гора с обсерваторией, вся в ярком огне бесчисленного множества плошек, поразила глаза наши, уже привыкшие к блеску сего рода; все это отражалось в водах большого резервуара горных вод, и иллюминированный ботик посреди этих вод с хором музыкантов и певчих, игравших давно не доходивший до слуха нашего русский гимн Львова, довершал очарование наше. Великий князь с истинным удовольствием любовался одним и слушал другое. Ему усладительна была музыка сия...".
Случайно ли Юрьевич назвал "нашу" башню "обсерваторией"? Я думаю, что нет. Очевидно, он поинтересовался, что за башня сия? А как известно, Павел Николаевич Демидов сохранял на заводах в Тагиле все нововведения отца, а поэтому мы вправе предположить, что башня на Лисьей горе строилась сразу же не как сторожевая, а как обсерватория, как башня наблюдения за звездами и небесными светилами.
Такая гипотеза несколько лет назад возникла у журналиста М.С. Рафикова, когда он обнаружил среди учебного оборудования Нижнетагильского пединститута... старинный телескоп, выполненный во Франции фирмой Барду еще в середине прошлого столетия. Стараниями Марлиса Салимовича телескоп стал экспонатом Нижнетагильского музея-заповедника.
Но в музее хранится и еще более ранний оптический прибор: ахроматическая зрительная труба, которой более 200 лет. Я думаю, что все это звенья одной цепи, а ведут они к башне на Лисьей горе, которую мы так привыкли называть сторожевой. В советское время башня исполняла разные функции: в годы Гражданской войны служила наблюдательным пунктом; в 30-е годы ее облюбовали метеорологи, а в 1956 году на ней был оборудован телевизионный ретранслятор. Сейчас это просто символ города.
К сожалению, на башню закрыт доступ туристам, а с ее колоннады открывается самая роскошная панорама города. Там можно было бы вести обзорные экскурсии по истории Нижнего Тагила. Я уверен, что фотографии на память на башне и с башни, на Лисьей горе и с горы были бы нарасхват; создав здесь небольшой фотопункт с маленькой лабораторией, можно было, пока идет экскурсия, напечатать фото. А может, нашелся бы художник и воссоздал бы историческую панораму старого горнозаводского поселка, которую начал еще в первой половине XIX века Исаак Федорович Худояров в своей известной тагильской картине "Гулянье на Лисьей горе", и тогда бы мог явиться еще один музей - "Исторический музей-панорама горнозаводской столицы Демидовых - Нижнего Тагила", а в контраст ей, с колоннады, экскурсантам открывалась бы современная панорама. Вот тогда бы и зажила башня новой жизнью.
А может, вернуть ей красивое звание - обсерватория? (observare (лат.) - наблюдатель). А из этого следует, что башня на Лисьей горе должна войти в историю как башня для наблюдения или наблюдательная.
Она и действительно "наблюдает" - за нами, за жизнью, за историей - вот уже почти два века.
Александр СМИРНОВ.
Литература: Газета "Горный край" от 05.09.03.
Башне на Лисьей горе посвящено много публикаций. И не случайно. Именно "сторожевая" башня на Лисьей горе (иногда гора называется также Лысой), самой высокой точке городского рельефа, - своеобразная эмблема, неизменный двухвековой символ Нижнего Тагила. 2003 год - юбилейный для Лисьегорской башни. Исполняется 185 лет со времени ее постройки. А еще и 10 лет, как возрождена традиция праздничных гуляний на Лисьей горе, существовавшая в XIX - начале XX веков.
Каким было основное назначение башни и каков ее первоначальный облик? Башня служила сторожевым наблюдательным пунктом и пожарной каланчей, но, расположенная на самой высокой точке рельефа местности, она не раз вдохновляла художников. В 1830-х годах Лисьегорскую башню изобразил П.П. Веденецкий на картине "Тагил зимой". Она же запечатлена на известном рисунке поэта В.А. Жуковского, побывавшего на Нижнетагильских заводах в мае 1837 года. Панорама Тагила первой половины прошлого столетия, открывавшаяся с Лисьей горы, - и в живописном произведении И.Ф. Худоярова "Гулянье на Лисьей горе".
Сооружение башни относят к 1818 году в соответствии с датой на плите в облицовке цоколя. Правда, иногда этот памятник называли "башней XVIII века, построенной при основании завода для наблюдения за кочевниками". Вполне вероятно, что первоначально на Лисьей горе были деревянные постройки начала XVIII века, но до нас дошло более позднее строение. Свои непосредственные функции городской пожарной каланчи она выполняла с помощью особой системы сигналов - выбрасыванием красного фонаря и набатным звучанием колокола.
В XIX веке на куполе башни были укреплены металлические стойки с крюками, куда подвешивались сигнальные фонари. Символика проста: в какой по счету части поселка пожар или другое происшествие, столько фонарей можно видеть на башне.
Уже после того, как построили высочайшую пожарную каланчу (сейчас на этом месте здание драматического театра), Лисьегорская башня утратила свое основное назначение - пункта противопожарного наблюдения. Но продолжала верно служить тагильчанам. На ней установили доску, в которую отбивали время суток. В гражданскую войну площадки башни были наблюдательным пунктом как для красных, так и для белых. В 30-х годах в башне оборудовали метеорологический центр, а в 1956 году - любительский телевизионный ретранслятор.
Автор книги "Вокруг Лисьей горы" журналист и краевед Марлис Рафиков утверждает, что в первой половине XIX века на Лисьей горе была обсерватория. В письме С.А. Юрьевича, написанном из Нижнего Тагила своей жене в Саратов 28 мая 1837 года, есть такие строки: "Высокая гора с обсерваторией, вся в ярком огне бесчисленного множества плошек, поразила глаза наши, уже привыкшие к блеску сего рода; все это отражалось в водах большого резервуара горных вод, и иллюминированный ботик посреди этих вод с хором музыкантов и певчих, игравших уже давно не доходивший до слуха нашего русский гимн Львова, довершал очарование наше. Великий князь с истинным удовольствием любовался одним и слушал другое." Великий князь, о котором идет речь в письме, - девятнадцатилетний наследник престола Александр Николаевич. По приказу своего отца, императора Николая I, в 1837 году он совершал длительную поездку, во время которой посетил Нижний Тагил. Полковник С.А. Юрьевич был его флигель-адъютантом. Полвека спустя он опубликовал свои дорожные письма, написанные в дни путешествия по России.
Обсерватория могла Служить не только для астрономических наблюдений. Она могла быть предназначена, по словам Рафикова, для магнитных или метеорологических наблюдений. По данным "Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии" И.Я. Кривощекова, метеорологическая обсерватория была оборудована в Нижнем Тагиле в 1839 году. В пользу возможного существования астрономической обсерватории свидетельствуют и экспонаты Нижнетагильского музея-заповедника - зрительная труба, предположительно работы английского мастера Расмдена, который в конце XVIII века делал превосходные точные инструменты, а также телескоп, изготовленный в Париже в конце XVIII - начале XIX веков. По своим параметрам он напоминает самый крупный из рефракторов Доллонда - английского оптика, который с 1758 года изготовлял такие приборы. По выводу М. Рафикова, телескоп больше, чем зрительная труба, подходит для павильона-обсерватории на Лисьей горе. Марлис Рафиков также предполагает, что астрономическая обсерватория в Нижнем Тагиле существовала в 1835-1837 годах. Есть сведения о том, что ссыльный польский революционер Адольф Янушкевич, друг А. Мицкевича и А. Одоевского, библиотекарь первой публичной тагильской библиотеки, проживавший в 1853-1856 годах в Нижнем Тагиле, занимался и метеорологическими наблюдениями в тагильской обсерватории.
Являясь одной из важных особенностей городского ландшафта, Лисьегорская башня стала украшением современного города. Как выглядела башня в первой четверти XIX века? Об этом рассказывает обнаруженный в Российском государственном историческом архиве (РГИА) чертеж 1828 года. Здесь показан не только фасад, но и план верхнего и нижнего этажей башни. Башня была украшена портиками с треугольным фронтоном. Сооружение представляло собой трехъярусную кирпичную башню, в основе композиции которой лежит традиционный для русской архитектуры прием постановки восьмерика над четвериком. Завершает объем парапет с чугунной оградительной решеткой. Над четвериком возвышается стройная, изящная ротонда, увенчанная куполом со шпилем. В качестве архитектурной декорации применены трехчетвертные колонны и высокие полуциркульные окна-арки.
4 мая 1983 года принято решение горисполкома Нижнего Тагила об утверждении исторической охранной зоны города и мерах по охране памятников истории и культуры. Лисья гора находится в границах этой зоны и числится в списках охраняемых природных ландшафтов. В 1984 году управлением главного архитектора разрабатывались варианты реконструкции Лисьегорской башни. Но к моменту разработки проекта не было документов, которые бы позволили полностью воссоздать первоначальный облик этого памятника. Электронная версия historyntagil.ru. Анализируя фотоматериалы 40-50-х годов XX века, сопоставляя их с ранним изображением башни на картине Веденецкого, архитекторы сделали выводы, что фасады башни были украшены портиками, которые могли иметь прямоугольное завершение в виде развернутого карниза или треугольный фронтон, пропорционально вписывающийся между фризом и порталом. Эти предположения впоследствии были подтверждены уже вышеупомянутым чертежом из РГИА.
Лисьегорская башня неоднократно подвергалась перестройке. На чертеже 1851 года, хранящемся в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), портик с треугольным фронтоном украшает только один фасад. Тем большую ценность имеет чертеж из старого альбома 1828 года: он дает возможность воссоздать башню в ее первозданном виде, разрешив сомнения в выборе варианта реконструкции. Сейчас башня на Лисьей горе сохраняется как памятник архитектуры, но, возможно, когда-нибудь в ее стенах будет размещен еще один филиал нашего музея-заповедника и построена экспозиция по истории архитектуры и градостроительства в Нижнем Тагиле.
Заведующая отделом культуры администрации Ленинского района Ольга Георгиевна Анисимова рассказала, что ежегодно в течение прошедших 10 лет райкомхоз Ленинского района проводит текущий ремонт Лисьегорской башни. Тагильчане заметили изменившийся в последние годы цвет купола башни - ранее он был покрашен под золото, серебро, а теперь - зеленый. Такую инициативу проявили сами работники райкомхоза. Именно с зеленым куполом изображена башня на Лисьей горе на картине П.П. Веденецкого "Нижний Тагил зимой". В разные годы свое мастерство возле башни демонстрировали коллективы художественной самодеятельности, сами жители города со своими выставками, поделками. В этом году в празднике приняли участие и владельцы раритетных автомобилей, молодожены.
Татьяна СМИРНОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.08.03.