Заводы и люди

    Обнаруженное в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде собрание альбомов чертежей девяти заводов Нижнетагильского округа датируется 1828 годом. Они дают богатый материал для изучения промышленной, гражданской и культовой архитектуры второй половины XVIII — начале XIX веков. Главная практическая ценность этой находки в том, что она позволяет реконструировать архитектурный облик исторического центра тагильского и других заводских поселков того времени и заводов Нижнетагильского округа.

    Изучение чертежей заводов дает возможность проследить процесс производства начала прошлого века, сделать выводы об уровне технического прогресса, представить картину деятельности Нижнетагильского округа в первые десятилетия после завершения формирования его многоотраслевого хозяйства.

    Альбомы включают в себя комплекс чертежей всех заводов округа. Более полным является тот, который относятся к Нижнетагильскому (48 листов). Сюда включены и планы 13 деревень, карта лесной дачи, план железного рудника. Всего собрание насчитывает 116 чертежей.

    Они съемочные, выполнены в феврале 1828 года, возможно, для оценки и раздела имущества в связи с болезнью и смертью Н.Н. Демидова (1773—1828). Чертежи хорошо сохранились, выполнены черной тушью на плотной бумаге, каждый подписан приказчиками Нижнетагильских заводов Данилой Осиповым, Петром Соловьевым, Петром Макаровым, Федором Шептаевым.

фасад доменного корпуса при Нижнетагильском заводе (чертеж 1828 г.)    В альбоме каждого из заводов округа представлены планы заводского и обывательского строений, очерчены контурами и обозначены литерами здания гражданской и культовой архитектуры. Планы и фасады их показаны на отдельных чертежах, что дает возможность представить архитектурный облик поселков. Кроме того, указывается количество заводских жителей и выделяются социальные группы. Из девяти предприятий округа лишь в Нижнетагильском, Выйском, Нижнесалдинском и Висимоуткинском заводах выделены такие категории населения, как духовенство, купцы, мещане и чиновники. В Черноисточинском, Нижнелайском, Верхнелайском, Висимо – Шайтанском и Верхнесалдинском постоянно жили только крепостные Н.Н. Демидова. Таким образом, анализ планов заводского и обывательского строений помогает выявить количество жителей округа в целом (22.825 человек) и по заводам в отдельности, а также социальный состав заводского населения.

    Чертежи показывают расположение заводской плотины, вешнячного и ларевого прорезов, сливных мостов, лесопиленной мельницы, заводских цехов, конторы, кузницы, различных служб, конюшен, кладовых металлов. В состав альбомов входят планы и профили заводских устройств, фасады корпусов цехов. Есть тут, например, штанговая машина Темной шахты Меднорудянского рудника, построенная крепостным изобретателем С.Е. Козопасовым.

    На планах деревень, расположенных внутри Нижнетагильской лесной дачи, указывается общее число крепостных людей Демидова и государственных крестьян, их дома, огороды и пашни. Есть данные о количестве лесов: сосновых, еловых, пихтовых, рябиновых, березовых, осиновых, липовых порослей, покосных угодий и так называемой “неудобной” земли, т.е. непригодной для нужд горнозаводской промышленности и сельского хозяйства.

    Несомненно, многие документальные материалы можно использовать для реконструкции архитектурного облика заводских устройств Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, ставшего теперь первым в стране музеем-заповедником горнозаводского дела. Кроме того, устроить стационарную выставку с экспозицией макетов архитектурного облика всех девяти заводов округа.

    Чертежи помогут и реставрировать сохранившиеся в Тагиле памятники архитектуры, в частности, провиантские склады, сторожевую башню на Лисьей горе, воссоздать архитектурный облик предзаводской площади конца XVIII — начала XIX веков. О том, как выглядели эти объекты на планах 1828 года, рассказ в следующих публикациях.

Т. КОМШИЛОВА.

    На снимке: фасад доменного корпуса при Нижнетагильском заводе (чертеж 1828 г.)

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.01.1991.

Не только эмблема

так выглядела Лисьегорская башня (чертеж 1828 г.); такова она в наши дни     Своеобразной эмблемой Нижнего Тагила является “сторожевая” башня на Лисьей горе. Она не раз вдохновляла художников. В первой половине XIX века Лисьегорскую башню изобразил П.П. Веденецкий на картине “Тагил зимой”. Она же запечатлена на известном рисунке поэта В.А. Жуковского, побывавшего на Нижнетагильских заводах с цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 году. Панорама Тагила первой половины прошлого столетия, открывавшаяся с этой самой высокой точки рельефа, запечатлена в живописном произведении И.Ф. Худоярова “Гулянье на Лисьей горе”.

    Сама башня использовалась тогда в качестве пожарной каланчи. Сооружение ее относят к 1818 году в соответствии с датой на плите в облицовке цоколя. Правда, памятник этот иногда именуют “башней XVIII века, построенной при основании Нижнетагильского завода для наблюдения за кочевниками”. Вполне вероятно, что первые сооружения на Лисьей горе были деревянными и могли быть построены в начале XVIII века, но до нас дошло более позднее строение.

    Являясь одной из важных особенностей городского ландшафта, формирующей художественный облик Нижнего Тагила, Лисьегорская башня может стать украшением современного города. Но, конечно, при условии ее реставрации.

так выглядела Лисьегорская башня (чертеж 1828 г.)

Так выглядела Лисьегорская башня (чертеж 1828 г.)

    4 мая 1983 года принято решение горисполкома об утверждении исторической охранной зоны города и мерах по охране памятников истории и культуры. Лисья гора находится в границах этой зоны и числится в списках охраняемых природных ландшафтов. В 1984 году управлением главного архитектора разрабатывались варианты реконструкции Лисьегорской башни. Однако сложность заключалась в том, что к моменту разработки проекта не было документов, которые бы позволили полностью воссоздать первоначальный облик этого памятника. Анализируя фотоматериалы 40-50-х годов нашего века, сопоставляя их с ранним изображением башни на картине Веденецкого, архитекторы сделали кое-какие выводы. О том, например, что фасады башни были украшены портиками, которые могли иметь прямоугольное завершение в виде развернутого карниза или треугольный фронтон, пропорционально вписывающийся между фризом и порталом.

    И вот обнаруженный в Центральном историческом архиве чертеж 1828 года подтвердил предположения специалистов. Башня действительно была украшена портиками с треугольным фронтоном. На чертеже показан не только фасад, но и план верхнего и нижнего этажей башни. Сооружение представляет собой трехъярусную кирпичную башню, в основе композиции которой лежит традиционный для русской архитектуры прием постановки восьмерика над четвериком. Завершает объем парапет с чугунной оградительной решеткой. Над четвериком возвышается стройная, изящная ротонда, увенчанная куполом со шпилем. В качестве архитектурной декорации применены трехчетвертные колонны и высокие полуциркульные окна-арки.

    Лисьегорекая башня неоднократно подвергалась перестройке. На чертеже 1851 года, хранящемся в Государственном архиве Свердловской области, портик с треугольным фронтоном украшает только один фасад. Тем большую ценность имеет чертеж из старого альбома: он дает возможность воссоздать башню в ее первозданном виде, разрешив сомнения в выборе варианта реконструкции.

Т. КОМШИЛОВА.

    На снимках: так выглядела Лисьегорская башня (чертеж 1828 г.); такова она в наши дни.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.02.1991.

Тагильский кремль

    Всем тагильчанам знаком архитектурный ансамбль перед заводом имени В.В. Куйбышева (ныне завод-музей). Не площади возвышается монументальное здание бывшей демидовской конторы — памятника архитектуры первой половины XIX века. Одной стороной площадь раскрыта на пруд, другой — на завод.

    Над историей застройки предзаводской площади в разное время работали сотрудники Нижнетагильского музея Т.К. Гуськова, Т.Н. Петрухина, С.А. Клат. Выявленные нами новые архивные материалы дают возможность воссоздать основные этапы формирования ее архитектурного облика.

    Старожилы и краеведы называли этот ансамбль “Тагильским Кремлем”. Насколько термин применим в данном случае — вопрос спорный. Как известно, кремлем называлась центральная укрепленная часть русского феодального города, впоследствии градообразующее ядро. Роль такового в Нижнем Тагиле XVIII века выполняла сама предзаводская площадь, куда подобно лучам сходились главные улицы поселка. Таким образом, название “Тагильский кремль” не является строго научным. Но оно не случайно вошло в обиход краеведов и историков, поскольку эта площадь изначально являлась административным и архитектурным центром завода и округа.

План предзаводской площади из собрания чертежей 1828 года. Цифрами помечены здания, составлявшие архитектурный ансамбль “Тагильского кремля”     За прошедшие столетия не раз изменялись ее территория, планировка и архитектурный облик.

    Первым по времени считается изображение предзаводской площади на аксонометрическом рисунке в книге Вильгельма де Геннина “Описание уральских и сибирских заводов 1735 года”. Тогда селение Нижнетагильского завода имело только три улицы, вытянувшиеся вдоль реки Тагил и ее притока Рудянки. В центре поселка на большой незастроенной площади изображен одноэтажный господский дом. На основании архивных документов, обнаруженных научным сотрудником музея - заповедника С.А Клат в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, можно определить дату постройки этого дома — 1726 год. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, предназначалось для размещения приезжих гостей. Окна — из мелких слюдяных лоскутов.

1. Управа благочиния. 2. Заводская контора. 3. Заводская чертежная. 4. “Красные хоромы”. 5. Входо-Иерусалимский собор. 6—7. Нижние и Верхние провиантские склады    В 1766 году встал вопрос о сносе или ремонте этого дома в связи с необходимостью перестройки. Предполагалось украсить его галереей — “кругом дому сделать балясины... а противу балкона подделав каменные столбы”. По свидетельству П.С. Палласа, побывавшего в Нижнетагильском заводе в 1770 году, вместо деревянного господского дома “вознамерились выстроить каменной по нынешнему вкусу”. Идея строительства галереи была воплощена впоследствии при строительстве нового господского дома — так называемых “Красных хором”.

    В середине ХVIII века, судя по чертежу, хранящемуся в Центральном государственном архиве древних актов, на предзаводской площади находились деревянная церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, “людские и скотские избы” с огородом, вышеупомянутый господский дом “о шести покоях”, башня деревянная с часами, магазин каменный для содержания пороху, амбар-кладовая, конюшни.

    Альбом чертежей Нижнетагильского завода, обнаруженный в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, позволяет воссоздать облик предзаводской площади более позднего времени.

    В 70-х годах XVIII века центром ее стал Входо-Иерусалимский собор. По мнению исследователя А.Ю. Каптикова, он был построен по проекту архитектора К.И. Бланка, популярного у московской знати в 1760-х годах. Из архивных материалов известно, что в строительстве храма принимали участие ярославские каменщики Яков Коколов и Яков Кокин, было налажено производство кирпичей по особым формам.

    В это же время определялось размещение комплекса административных и господских зданий. Известный естествоиспытатель и натуралист Петр Симон Паллас, посетивший Нижнетагильский завод в 1770 году, оставил описание центра заводского поселка. На восточной стороне плотины построен в 1760—1763 годах каменный “разщетный” дом, где находились “приказная, судная и казенная избы с погребами для хранения денег”. По нашему мнению, это описание относится к главной заводской конторе. Ее здание, судя по чертежу 1828 года, было каменным и имело в своей архитектуре элементы древнерусского зодчества — полукруглые окна, двери, выносное крыльцо. Позднее об этом сооружении Н.Н. Демидов писал, что оно “больше походит на острог, чем на присутственные места”. Вблизи стоял деревянный дом, в котором находились рисовальная и комнаты для приезжих. С нашей точки зрения, речь идет о деревянном здании на каменном фундаменте, изображенном на чертеже 1828 года, — там размещались управа благочиния и школа живописи, часть комнат принадлежала господскому дому.

    На плане Нижнетагильского заводского поселка 1828 года среди зданий предзаводской площади обозначены заводская чертежная, господский дом, хлебные магазины (сейчас известные как Верхние и Нижние провиантские склады), кухни. Чертежная занимала верхним этаж небольшого деревянного здания, в нижнем этаже находились комнаты для дворовых людей. Господский дом был деревянным, подвальный этаж — каменный. С фасада и торца дом украшен деревянной галереей с балюстрадой на каменных колоннах. В конце XIX — начале XX веков среди жителей Нижнего Тагила бытовало название этого дома — “Красные хоромы”. В небольшом одноэтажном деревянном строении располагалась кухня.

    Комплекс зданий хлебных магазинов (или “магазинов, в кои насыпается провиант для раздачи рабочим людям”) представлял собой уникальный архитектурный ансамбль, созданный на протяжении второй половины XVIII — начала XIX веков. Верхний хлебный магазин был построен позже и в основном повторяет архитектуру Нижнего, но есть ряд особенностей. В частности, к северному фасаду Нижнего примыкала крытая галерея на 10 каменных колоннах. Здание же Верхнего хлебного магазина имело две галереи— со стороны южного и северного фасадов, а также дополнительное подвальное помещение, расположенное вдоль всей длины северного фасада на уровне первого этажа.

    Формирование архитектурного облика предзаводской площади получило свое завершение в 30-х годах XIX века, когда было построено предположительно по проекту архитектора А.П. Чеботарева новое здание главной заводской конторы.

    Этот выдающийся образец уральской архитектуры первой половины прошлого века был возведен на месте снесенной в конце 20-х годов старой заводской конторы. Здание спроектировано по принципу трехцветного строения, но не завершено. Задуманная П-образная композиция была частично реализована строительством примыкавшего к основному зданию флигеля, где размещались библиотека, чертежная и заводской музей Строительство главной заводской конторы с флигелем придало завершенность архитектурному ансамблю предзаводской площади. В середине прошлого века появился полутораэтажный дом заводоуправляющего, завершающий периметральное расположение комплекса административных и господских здании. Тогда же на площади был установлен памятник Николаю Никитичу Демидову.

    В настоящее время из архитектурного ансамбля “Тагильского кремля”, кроме Верхних и Нижних провиантских складов, сохранились здания заводоуправления с флигелем, где расположены горисполком и музей, и дом управляющего, занимаемый администрацией музея и фондами. Электронная версия historyntagil.ru. Во время пожара в конце XIX века сгорели “Красные хоромы”, а управа благочиния была снесена в начале нашего столетия. В первые годы Советской власти снесен памятник Н.Н. Демидову. Входо-Иерусалимский собор уничтожен в 1930 году. Но и теперь предзаводская площадь сохраняет значение исторического, культурного и административного центра города, В 1925 году здесь был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину, созданный на народные средства, один из первых в Советском Союзе.

Т. КОМШИЛОВА.

    План предзаводской площади из собрания чертежей 1828 года. Цифрами помечены здания, составлявшие архитектурный ансамбль “Тагильского кремля”.

    1. Управа благочиния. 2. Заводская контора. 3. Заводская чертежная. 4. “Красные хоромы”. 5. Входо-Иерусалимский собор. 6—7. Нижние и Верхние провиантские склады.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.03.1991.

Главная страница