Пока только гипотезы
В 1830-е годы в Нижнем Тагиле для Главного заводского управления было построено здание в классическом стиле по проекту крепостного архитектора А.П. Чеботарева. Главный вход украшал восьмиколонный дорический портик с фронтоном, отделанных лепным растительным орнаментом. А в центре красовался великолепно выполненный бронзовый барельефный герб Демидовых (сейчас там герб РСФСР}. Предполагается, что он отлит в бронзерной мастерской Выйского завода специально к открытию нового здания Главного заводоуправления, конечно же, не без участия главного литейного мастера Ф.Ф. Звездина.
В центре герба подобие щита. Здесь троекратное повторение стилизованной лозы рудознатца. (Держа ее за концы, он шел над предполагаемым местом нахождения руд. Как только лоза начинала колебаться, место отмечали, и так шли дальше, пока не обследован район). В нижней части, разбитой на квадраты и напоминающей, стену, - рельефное изображение молота. Герб увенчан рыцарским шлемом с забралом и ниспадающими с обоих сторон пышными ветвями стилизованного аканта. Бронзовое изображение герба Демидовых хранится в музее-заповеднике. Отливка довольно тонкая, как бы снята с матрицы, поэтому металла на нее пошло меньше раза в два, нежели если бы это был монолит. Все рельефные детали чисто обработаны и легко “читаются” даже при близком рассмотрении. Вся поверхность металла покрыта благородным слоем платины.
Пожалуй, еще больший интерес вызывает барельефный портрет Акинфия Никитича Демидова (1678-1745), действительного статского советника, выдающегося уральского промышленника и крупного заводовладельца, выполненный в технике монолита. Долгое время его считали чугунным, лишь совсем недавно было определено, что он бронзовый. Тыльная сторона его густо покрыта темными красителями, а лицевая - позолотой.
Тагильские ли мастера изготовили его? Нельзя сейчас это полностью утверждать, но достаточно сказать, что вполне могли. Пусть будет пока гипотеза, подтверждение которой еще впереди. Но хотелось бы отметить, что барельефный портрет выполнен явно под влиянием парадного портрета А.Н. Демидова кисти Гроота Георга Кристофа (1716-1749), придворного живописца импе-ратрицы Елизаветы Петровны. Схожесть несомненна! Тот же разворот в три четверти, парик, падающий на плечи, расстегнутый камзол, жабо на шее, Это произведение упоминает Г. Спасский в книге “Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова”, добавляя: “Впрочем, таковые же портреты имеются в С.- Петербургской конторе П.Н. и А.Н. Демидовых, а один в доме А.П. Демидова, большого размера, писанный на холсте искусным мастером”. Но и в Нижнем Тагиле тоже существовал портрет А.Н. Демидова. Он был обнаружен в 1923 году в одной из кладовых бывшего Главного управления членами Тагильского общества изучения местного края (ТОИМК), а в 1938-м сотрудники Государственной Третьяковской галереи подтвердили авторство Г. X. Гроота. Тагильская находка заняла свое место в галерее портретов Демидовых.
Возможно, то была картина из Петербургской конторы? Ведь в галерее Нижнетагильского музея-заповедника есть портреты Демидовых кисти Луи Токке, Карло Морелли, Карла Брюллова, мраморные бюсты работы Кановы, Тадолини, Дантана. Заводчики, редко наезжая в свои владения, а то и вовсе там не бывая, хотели, чтобы их подданные знали хозяев “в лицо”. Вот портрет Акинфия Демидова работы Г. X. Гроота вполне мог, оказавшись на Урале, стать моделью для тагильских бронзолитейщиков, впрочем, как и еще один портрет Акинфия Демидова, выполненный замечательным мастером резцовой гравюры Николаем Ивановичем Уткиным и повторяющий Г. X. Гроота. Об этом упоминает тот же Г. Спасский. Электронная версия historyntagil.ru. Офорт работы Н.И. Уткина датирован 1833 годом, и значит, он также мог стать моделью тагильским мастерам. К тому же один из вариантов резцовой гравюры на красномедной пластине тоже оказался в Нижнем Тагиле и сейчас хранится в музее-заповеднике.
Барельефный бронзовый портрет Акинфия Никитича Демидова - бесспорный шедевр. Но создан ли он Федором Звездиным? Это еще предстоит доказать.
А.СМИРНОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.12.1991.