Авроринский приют

   Сохранившееся здание Авроринского приюта находится на территории воинской части по улице Фрунзе (напротив Дворца культуры “Юбилейный”).

   Приют был основан в 1849 году, располагался в Выйском заводе. Основательницей его была Аврора Карловна, вдова П.Н. Демидова. В 1892 году приют переведен в новое, большое, хорошо приспособленное помещение - то самое, что и дошло до нас.

   Цель состояла в том, чтобы матери, уходя на работу, могли оставлять здесь своих детей. Принимали в приют детей от одного года до восьми лет. Им выдавали одежду, было организовано питание, старшие обучались грамоте... Круглые сироты жили тут постоянно, на полном содержании. Применительно к нашему времени это заведение можно рассматривать как детский комбинат, школу-интернат и детский дом одновременно.

   Условия приема воспитанников со временем менялись. Так, в 1896 году все дети в приюте делились на три кате-гории: приходящие ежедневно; живущие неделю в приюте, а в праздники - дома; постоянно живущие. Принима-лись сюда дети (с четырех лет) заводских служащих и рабочих, но преимущество отдавалось сиротам. Все обучались грамоте, закону божьему и первым правилам арифметики. Наиболее способных готовили и определяли в училище. Девочек еще учили рукоделию и домашнему хозяйству.

    Постоянно живущие мальчики содержались в приюте до 13 лет, девочки-до 14-ти, исключение делалось только для учащихся в школах. При выпуске воспитанники определялись на службу в хорошо известные семейства или в мастерские, а приютское начальство некоторое время вело наблюдение за своими питомцами.

   Приют находился в ведении заводоуправления, под непосредственным контролем попечительницы. Администрацией занималась смотрительница, она же учитель рукоделия. В 1895 году здесь было 47 питомцев. На содержание всего заведения за год израсходовано заводоуправлением 3182 рубля 20 копеек. Содержание одного ребенка составило 67 рублей 70 копеек (в месяц - 5 рублей 14 копеек, в день - 19 копеек).

   По инициативе Авроры Карловны Карамзиной были построены, кроме вышеупомянутого приюта, богадельня, родильный дом, несколько школ, выделялись пособия при несчастных случаях. Аврора Карловна крестила детей рабочих, бывала посаженой матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое и т.п. Своей простотой, доступностью, благотворительностью оставила о себе хорошую память.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.07.1991.

 

Загадка Авроры

Портрет К. Брюллова “Аврора Демидова” из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника    Оказывается, чудеса случаются не только в сказках.

    Открываю газету “Культура” за 10 июня 1994 года и на первой же странице под заголовком “Возвращение Авроры?” вижу знакомый портрет. А рядом заметка, которая начинается так:

    “Джон Стюарт, представитель русского отделения “Сотой”, приезжает в Москву всегда по какому-нибудь важному случаю. Как правило, перед русскими аукционами в Лондоне... На этот раз Дж. Стюарт передал в Третьяковскую галерею каталог предстоящего аукциона с тем, чтобы специалисты обратили внимание на портрет Карла Брюллова “Аврора Демидова”, долгое время находившийся вне поля зрения ученых”. Далее говорится, что “портрет, который войдет на аукцион “Сотби” 15 июня в Лондоне, написан маслом на холсте большого размера (90х71 см). Его предварительная оценка 40000-60000 долларов”.

    В заметке рассказывается и история светской красавицы с портрета - баронессы Авроры Шернвальд-Демидовой-Карамзиной. Но не будем останавливаться на биографии жены, а потом вдовы Павла Николаевича Демидова. Тагильчанам, неравнодушным к истории родного края и города, она хорошо известна и по материалам Нижнетагильского музея-заповедника, и по публикациям краеведов-исследователей в нашей газете. В этом плане никаких неожиданностей столичная “Культура” нам не преподнесла. Другое дело - портрет. Зайдите в Демидовский зал нашего музея - и вы увидите точно такой же. И принадлежит он, по утверждению специалистов, кисти того же знаменитого художника Карла Брюллова.

    Да, задал нам всем загадку представитель русского отделения “Сотби”, представив в Третьяковку двойника Авроры. Что это, авторское повторение портрета, написанного Брюлловым в конце 30-х годов прошлого века в Италии и принадлежащего ныне Нижнетагильскому музею-заповеднику? Или же оригинал, с которого художник сделал копию позднее по просьбе заказчика?

    Прокомментировать второе открытие Авроры я попросила заместителя директора музея-заповедника по научной работе заслуженного работника культуры России Л.П. Малееву.

    Мои вопросы не застали Людмилу Павловну врасплох. И сама заметку в “Культуре” читала, и телефонные звонки от заинтересованных тагильчан уже были. А что касается сути дела...

    - По всей вероятности, один из портретов-двойников является репликой. Так называется у специалистов авторское повторение картины. В XIX веке это практиковалось. В качестве примера - вот посмотрите статью старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Галины Андреевой, - и Людмила Павловна дает мне журнал “Мир музея”, № 1 за этот год.

    Речь в статье - об английском живописце Джордже Доу ( 1781-1829 гг.), авторе знаменитой Военной галереи Зимнего дворца. И там, в частности, сказано, что Доу, написавший портрет генерал-майора Льва Александровича Нарышкина, потом “неоднократно повторял этот портрет в том же размере, что для Военной галереи, для самого Льва Александровича и его родных... Одна из реплик имеет подпись и дату 1822 год”.

    - Значит, и в истории с Авророй тоже реплика?

    - Думаю, да. Потому что нет оснований сомневаться в подлинности нашего портрета, хотя он и не подписной. Авторство Карла Брюллова не вызывало сомнений ни у специалистов из Всероссийского научно-реставрационного Центра имени академика Грабаря, куда мы отправляли “Аврору Демидову” на “лечение”, ни у такого известного исследователя-искусствоведа, как Феликс Вишневский, создатель музея Тропинина в Москве. Наша Аврора упоминается и в монографиях, посвященных творчеству Карла Брюллова, тогда как о “новой” Авроре слышать до сих пор не приходилось.

    -Если оба портрета написал Брюллов, то, чтобы разрешить загадку, остается выяснить, за каким из них право первородства?

    -К сожалению, сейчас решить нельзя. Нужно сравнить, подвергнуть тщательному изучению и специальному исследованию оба холста. А сделать это возможно, только когда новая Аврора с аукциона в Лондоне приедет в Россию. Если приедет...

    Итак, загадка брюлловской Авроры остается. На этом и можно бы пока поставить точку. Электронная версия historyntagil.ru. Но, уже прощаясь с Л.П. Малеевой, я узнала от нее еще и о третьей Авроре. В коллекции нашего музея-заповедника есть копия брюлловского портрета, но не авторская, а выполненная непрофессиональным, вероятно, крепостным художником Демидовых.

    - Она в музее с 20-х годов. Дошла до нас в очень тяжелом состоянии - с сильными повреждениями холста и красочного слоя, так как хранилась без рамы. Недавно мы ее отреставрировали в Санкт-Петербурге. Художественной ценности этот портрет не представляет, но как историческая реликвия, интересен. Поэтому мы показываем его на выставке “Неизвестные Демидовы”, которая экспонируется в нашем филиале в Кушве, потом поедет в Салду.

    - А имя художника-копииста установлено?

    - Нет. Автор неизвестен. Это, если хотите, еще одна загадка Авроры. Но к аукциону “Сотби” она отношения не имеет.

Ада ЕГОРОВА.

На снимке: Портрет К. Брюллова “Аврора Демидова” из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.06.1995.

Главная страница