Тагильские пароходы
О времени рождения первого парохода горнозаводского Урала разные источники толкуют по-разному. По одним из них считается, что он был построен на Нижнетагильском заводе иностранным инженером Гульдманом. По другим - вольным мастером Утемовым на Усть-Уткинской пристани демидовских заводов на Чусовой. В своей работе “Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX веке” Б. Сутырин приводит данные о том, что в 1858 году было проведено первое опытное плавание парохода “Тагил”, построенного на Нижнетагильском заводе. На нем была установлена паровая машина мощностью 15 лошадиных сил. В 1860 году начал свое плавание пароход “Опыт”. (30 л.с.). Два года спустя был сооружен новый, более мощный пароход “Опыт” (40 л.с.), а в 1863 году спущена на воду “Чусовая” (20-30 л.с.).
По мнению краеведа В. Головко, первым пароходом горнозаводского Урала является “Опыт”, который сошел со стапелей в 1860 году. Действительно, судя по архивным материалам, в 1859 году для постройки “судна железного парохода на Чусовой был наряжен вольный мастер Утемов с нанятыми от него мастерами и работниками”. За год он спроектировал и построил пароход, получивший название “Опыт”. В движение его приводила двадцатипятисильная паровая машина высокого давления. Оригинальностью отличался (для того времени) корпус судна: он был железный, на прочных заклепках, но легкий, потому имел небольшую осадку, что было очень важно для плавания по Чусовой, которая сравнительно неглубокая. Испытания на разных участках коварной уральской реки показали, что по ней детище Утемова успешно может ходить не только против течения, но одновременно тащить за собой тяжеловесные баржи. Том самым пароход “Опыт” доказал, что на Чусовой, хотя она и горная река, вполне возможно “взводное” (то есть вверх по течению) судоходство.
Но имеются другие данные, которые говорят о том, что значительно раньше на горнозаводском Урале плавало паровое судно. Английский геолог Р. Мурчисон, совершая исследовательскую поездку по Уралу, в 1841 году посетил Нижний Тагил. В своей книге “Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского” он пишет: “Пруд для заводского действия довольно обширен и живописен, во время нашего пребывания ходило по нем небольшое пароходное судно”.
В Нижнетагильском музее-заповеднике хранятся выполненные маслом портреты механиков отца и сына Е.А. и М.Е. Черепановых - создателей первого в России паровоза. На картине Мирон Ефимович изображен на фоне гор и водной глади. Кроме того, с правой его стороны на дальнем плане виднеется грузовой паровоз с вагончиками, а слева, на водоеме, нарисовано небольшое судно с длинной трубой - пароход. Судя по портрету, Мирону не более сорока лет. Потому можно предположить, что художник запечатлел его примерное том году {Мирон Черепанов родился в 1802 году), когда английский геолог-исследователь побывал на Нижнетагильском заводе. Если с этим мнением согласиться, то можно сказать, что речь идет об одном и том же судне на паровом ходу, которое ходило по пруду. И можно предположить, что на картине - один из первых тагильских пароходов. Возможно, даже самый первый, поскольку других сведений о создании парохода в Нижнее Тагиле ранее этого времени нет.
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранится чертеж старинной пароходной машины. Принадлежность ее к определенному судну до сих пор не была установлена. Чертеж непривычно для наших дней красочен, раскрашен различными красками, то есть такой же цветной, как и чертеж первого паровоза России, сделанного в 1834 году в Нижнем Тагиле, который через сто пятьдесят лет после этого был обнаружен в Государственном архиве Свердловской области. Как известно, в те далекие времена зрительное выделение деталей машин чертежник достигал путем различной их расцветки: железные части раскрашивал в темно-серый с синим оттенком цвет, деревянные - в желтый, латунные детали - в темно-желтый цвет. Свежесть красок чертежа пароходной машины из фондов музея прекрасно сохранилась и до наших дней. Этот чертеж из века прошлого выполнен П. Мокеевым, что он подтверждает своей подписью на ватмане. Павел Петрович Мокеев был механиком Нижнетагильских заводов. Образование он получил в Выйской школе, затем обучался мастерству на Колпинском заводе (возле Петербурга) и в Англии, куда направлял его заводовладелец Демидов. В письме Э. Спенса (комиссионера Демидова в английском городе Гулле) в Петербургскую контору Демидова от 25 нюня 1836 года говорится: “Молодой Мокеев известил уже вас о своем прибытии в нашу страну. Сейчас он полностью занят изучением языка, и поскольку он обнаруживает успехи и очень прилежен, я надеюсь, что через 6 или 9 месяцев он будет в состоянии оставить Гулль и заняться делом, ради которого он первоначально послан был в Англию”. Как гласят документы, молодой механик П. Мокеев занимался паровыми двигателями, технологией изготовления железа и стали.
В фондах музея находился еще один чертеж, также начерченный П. Мокеевым. Если его отнести к этому же пароходу, то он дает ответ на вопрос, какой мощности паровая машина была установлена на этом судне. На листе ватмана изображен кабестан для парохода в 30 сил. Чертеж поясняет и назначение тагильской “большой лодки” на паровом ходу. В те времена кабестан размешали на палубе для выбирания якорей. Якоря были особые, “завозные”, которые применялись для вождения судна против течения рек”. Пароход с таким механизмом назывался кабестаном. Гребные колеса вращались лишь тогда, когда судно плыло вниз по течению или маневрировало. Вверх по течению вместе с буксируемыми гружеными баржами оно передвигалось при помощи завозимого вперед якоря с канатом, который наматывался кабестаном-механизмом, приводимым в движение паровой машиной. Против течения такой кабестан с караваном барж мог преодолеть в сутки расстояние в среднем 30 километров. Выходит, что на Нижнетагильском заводе был построен пароход-буксир (кабестан), предназначенный для транспортировки барж как по течению, так и против течения реки.
Тут нужно дать некоторое пояснение. Прежде чем в России паровой речной флот доказал свое преимущество, он пережил переходный период, который продолжался почти до конца первой половины XIX столетия. На это время и пришлись кабестаны, которые стали переходным типом пароходов. Они наглядно доказали технические и экономические выгоды паровой машинной техники.
Для постройки парохода, который изображен на музейном чертеже, кроме практических навыков, нужно было овладеть теоретическими знаниями: знать законы теплотехники, расчетные методы проверки прочности, ходкости и другие качества создаваемых судов. Сейчас трудно установить тот факт, что П. Мокеев сам рассчитывал параметры парохода или же только воплотил на ватмане чью-то идею.
В библиотеке Нижнетагильского горно-металлургического техникума мне удалось найти небезынтересные факты. Знакомясь с книгами прошлого столетия, я наткнулся на рукописное издание “О паровых машинах”, на титульном листе которого выделялся оттиск: “Из библиотеки А.Ф. Дунаева”. Затем попалась брошюра “Правила и руководство для начальника, механика и для управляющего машиною на пароходе”, изданная в 1837 году. На ее титуле четко выдавлено: “Андрей Федорович Дунаев, инженер-механик”. В этой книжечке, которая имеет более двухсот страниц, подробно объяснено следующее: состав всех частей и принадлежностей паровых машин и пароходов; свойство и сила водяных паров; управление паровыми машинами и пароходами; буксирование и другое, необходимое, для вождения речного судна.
Вот какими сведениями интересовался инженер-механик А.Ф. Дунаев, который, вернее всего, в конце 30-х и в 40-х годах работал в Нижнем Тагиле и в своей библиотеке держал такие книги. К сожалению, об этом специалисте больше ничего не известно. Но будем надеяться, что внимательное изучение архивных материалов, быть может, позволит найти о нем какие-либо факты и сведения. Будем считать, что инженер-механик, тем более проявляющий немалый интерес к вопросам судостроения и судовождения (согласитесь, что инженеров в то время было считанное число), не мог не принять участие в изготовлении тагильских пароходов. Я позволю себе высказать предположение о том, что А.Ф. Дунаев принимал участие в проектировании прежде всего первого горнозаводского парохода, построенного в 1841 году в Нижнем Тагиле, который, возможно, и был сделан по его замыслу. Такая гипотеза, быть может, даст толчок более активной поисковой работе в архивах. Возможно, во время пребывания Р. Мурчисона пароход Дунаева-Мокеева и испытывали на Нижнетагильском пруду перед отправкой на постоянное место “прописки”, к примеру, на Усть-Уткинскую пристань для дальнейшего затем плавания по Чусовой, Каме и Волге. Электронная версия historyntagil.ru. Нет ли ошибки в том, что чертежи Мокеева относим к этому пароходу, а не утемовскому 1860 года? Можно с уверенностью сказать, что нет. Потому что первое судно имело деревянный корпус, а второе, как сказано выше, было сделано из железа. К тому же первый металлический корпус парохода в России, как гласят документы, был построен Суксунским заводом только в 1845 году. К тому же в конце 50-х годов уже не строили кабестаны.
Возможно возникновение и такого вопроса: почему же авторами первого тагильского парохода считаем не Ф. Швецова и М. Черепанова? Ведь именно они, как уже говорилось, вышли с ходатайством о его постройке. В рапорте, где перечисляются его авторы, написано: “...несколько им подобных”. “Им подобных” и могли составить П. Мокеев и А. Дунаев - непосредственные исполнители. Что касается Ф. Швецова, то он был управляющим технической частью Нижнетагильских заводов, а М. Черепанов - главным механиком. Скорее всего, они, пользуясь своим положением и авторитетом, вышли с ходатайством о даче разрешения на постройку парохода. Не исключено, что в рапорте речь идет именно о том судне на паровом ходу, которое и было сделано по чертежам, хранящимся в музее.
Что касается присутствия на картине с портретом М. Черепанова паровоза и парохода, видимо, их художник нарисовал для характеристики времени, в какое живет изображенный на ней человек, то есть отразил технические достижения, тагильских мастеров вообще, а не конкретной личности.
Подводя итог нашему разговору, можно сказать, что тагильские пароходы были построены без помощи иностранных специалистов местными умельцами по собственным замыслам и чертежам. А первое горнозаводское судна на паровом ходу вовсю плавало в 1831 году, то есть задолго до появления парохода, сделанного мастером Утесовым, - так называемого первенца горнозаводского Урала, как его считали до сих пор.
Значит, Нижний Тагил - родина не только оригинальных астрономических часов и музыкальных дрожек, первого в мире двухколесного педального велосипеда, первого паровоза России, других уникальных технических новшеств, но и пароходов. В наше время, когда ускорение научно-технического прогресса является важнейшей программой дня, знание истории техники и удивительных образцов творчества может стать толчком к дальнейшему развитию технической мысли.
М. РАФИКОВ.