Уральские пароходы

    На стыке рек - Исети, текущей в Сибирь, и Чусовой, несущей свои воды в Волжско-Камский бассейн, - был заложен в 1723 году Екатеринбург. “Место изрядное, а припасы до Санкт-Петербурга и в прочие места России ставить водою можно”, - писал руководитель горного дела на Урале В.Н. Татищев в своем донесении в столицу.

    До постройки транссибирской железнодорожной магистрали живописная Чусовая была основной транспортной артерией Среднего Урала. В XVIII и XIX веках металл с заводов сплавлялся по воде на деревянных барках. По берегам Чусовой было несколько крупных перевалочных баз - пристаней, куда в течение зимы подвозились заводские изделия, а со вскрытием реки их направляли в разные города России.

    В 1860 году на Чусовской пристани заводчиков Демидовых Усть-Утка тагильским мастеровым Максимом Утемовым был построен пароход “Опыт”, приспособленный для быстрого течения и малых глубин. Строительством пароходов занималось и первое механическое заведение Екатеринбурга, ныне завод транспортного машиностроения. Здесь еще в 1857 году изготовили пароход “Урал”. Машину, котел и корпус его в разобранном виде доставили на одну из Чусовских пристаней, собрали и готовый корабль по вешней воде сплавили на Каму.

    До 1923 года на линии Омск-Салехард плавало по Иртышу и Оби грузопассажирское судно “Карл Либкнехт”. До октябрьской революции оно называлось по имени судовладельца “И. Корнилов” и было собрано в 1910 году на Тюменской верфи из частей, изготовленных на мотовилихинском и екатеринбургском заводах. Электронная версия historyntagil.ru. На Урале сделаны и детали парохода "Святитель Николай", на котором Владимир Ильин Ленин и его спутники плыли по Енисею в ссылку, в отдаленное сибирское село Шушенское. Сейчас восстановленный пароход - реликвия находится на вечной стоянке у пристани под Красноярском.

    Так уж повелось: издавна считали наш край горнодобывающей и железоделательной вотчиной. Однако факты свидетельствуют, что судостроение - тоже старейшая отрасль уральского хозяйства. Вся история водного транспорта Урала хранится в музеях. А убедиться в его нынешних возможностях можно, отправившись в путешествия на комфортабельных теплоходах по великим русским рекам.

В. СИНЦОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.05.1992.

Главная страница