Полет не во сне, а наяву
Нижнетагильский авиаспортивный клуб существует с декабря 1934 года.
В основе его работы – военно-патриотическая подготовка молодежи. В АСК проходят воздушно-десантную подготовку старшеклассники. Ребята изучают устройство парашютов, учатся их укладывать, отрабатывают необходимые в полете навыки... Многим мальчишкам и девчонкам по шестнадцать-семнадцать лет, а на их счету – и тридцать, и пятьдесят прыжков. Зачем это надо? Хочется переступить какую-то черту, отделяющую людей, перешагнувших порог самолета АН-2, от тех, кому незнакомо ощущение падения в пустоту, а затем – необыкновенной невесомости и радости полета. Хочется узнать границу своих возможностей, проверить, на что ты способен. Тот, кто однажды подружился с парашютом, непременно жаждет все повторить: ведь прыжок – сродни наркотику.
Имей клуб хорошее материальное обеспечение, он мог бы обучать и восемьсот, и тысячу человек в год.
Перед полетом – инструктаж - что и как надо делать в самолете, воздухе и на земле. Перед прыжком можно потренироваться: посидеть в смоделированном салоне АН-2 и привыкнуть к подвесной, копирующей настоящую, парашютной системе.
Вроде бы все готово. С основным парашютом на спине, с запасным – на животе, и с каской на голове – готовы подняться на борт Ан-2. Ощущения некомфортные: сзади слишком тяжело, в плечах слишком давит... Те, кто поопытней, успокаивают: мол, после раскрытия купола полегчает.
Наконец, все в самолете. Заводится мотор, разгон - и земля постепенно уходит вниз. В душе - если не страх, то волнение. Все-таки это первый шаг туда, за дверь, в пустоту. Но... Пара подбадривающих улыбок сидящих рядом и дружеские хлопки по ладоням незнакомого мальчишки вмиг разряжают обстановку. Ты - не в одиночестве, о тебе думают, за тебя переживают. Здесь один – за всех и все – за одного.
...Загорается лампочка, и звучит сигнал, дверь инструктор открыл уже давно. Высота 800 метров. Инструктор дает команду. Руки крепко держат кольцо парашюта, кстати, оно на самом деле представляет из себя широкую скобу, которая легко зажимается всем кулаком.
Страх куда-то делся, он просто улетучился, видимо, опрокинувшись раньше тебя в бездну. Но вот и твой собственный шаг. Левую ногу ставишь на порог так, что носок уже находится прямо за ним, взгляд устремлен на землю. Там, внизу, люди, машины, здания, лес превратились в мелких букашек. Только с высоты птичьего полета начинаешь осознавать величие мира, величие самой земли и наше на ней мизерное место...
...Секунда, вторая...
- Пошел!!! - кричит инструктор.
Ни о чем больше не думаешь. Куда-то ушли твой разум, эмоции, чувства. Сейчас ты просто робот. В голове крутится только одна мысль: делай все правильно!
Со всей силы отталкиваешься, тебя подхватывает мощный воздушный поток, резко сносит влево. Краем глаза успеваешь на сотую долю секунды увидеть пронесшийся мимо хвост самолета. В принципе, все, кольцо можно и не дергать, - сработает автоматика. Но ты здесь болтаешься вверх ногами на высоте 800 метров не для того, чтобы размышлять: "дергать-не дергать". Говорили тебе "дергай", значит рви. Считаешь: "раз кольцо (секунда), два кольцо (вторая), три кольцо (третья)", - правую руку с кольцом резко отводишь в сторону. И... кончились мгновения свободного падения, легонький рывочек, и ты видишь над своей головой 83 квадратных метра круглого парашютного купола. Вздох облегчения. Немного перекрутились стропы, но это ерунда, сейчас главное разблокировать запаску, иначе на пятистах метрах она раскроется, а приземляться на двух куполах – приятного мало, да и небезопасно. Аккуратненько тянешь красненький шнурочек, бдынь, и теперь автоматика на нуле. Лети себе дальше, любуйся миром, слушай тишину. Да, именно небывалая тишина, как в ночном море во время полного штиля, да обманчивое чувство того, что ты не приземляешься, а висишь неподвижно – второе самое яркое впечатление после трех секунд свободного падения.
Но не все сложности позади. Надо считать товарищей, летящих чуть поодаль, метрах в 100-200. Теперь главное - не столкнуться с ними, иначе неприятностей не избежать: парашюты перепутаются друг с другом. Нужно успеть вовремя крикнуть товарищу "Воздух!" и постараться уйти от него в сторону. Это делается с помощью строп, играющих роль своеобразного руля. Но никому ничего не угрожало, все были на достаточном удалении друг от друга.
Как-то неожиданно быстро стала приближаться земля. Значит, ты уже на высоте 100-150 метров. Сгруппировался и... пых, едва ощутимый толчок по ногам, падение на бок. Все, ты на родимой матушке земле, вернее, на снегу. Купол лениво опускается и через секунду надувается от порыва ветра, намереваясь протащить тебя с десяток-другой метров по снежному полю. Но, подтягивая на себя стропы, его удается быстро погасить. Теперь уже точно все.
...Большинство людей, совершивших по нескольку прыжков, говорят: чтобы осознать всю прелесть полета с парашютом, одного раза мало. Это действительно так. Только выполнишь все требуемое инструктором и начнешь понимать, что ты летишь, как вот она, земля. Времени получить настоящее удовольствие просто не хватает. Многие профессионалы вообще считают, что при первом прыжке человек ничего не соображает, при втором чувствует страх, и только при третьем – четвертом пребывает, так сказать, в более-менее ясном сознании. Но приземлись ты хоть в первый, хоть в десятый, хоть в сотый раз, на земле тебя встретят, как героя.
Мария КУЗНЕЦОВА, Илья МАЛКОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.04.2002.