Легендарному главному конструктору
Одно из важных исторических событий осени 2012 – открытие мемориальной доски легендарному конструктору, создателю танка Т-90 Владимиру Поткину. В преддверии Дня танкиста возле дома № 1 на улице Окунева собрались знакомые, друзья, коллеги, ветераны, работавшие с ним.
Памятная доска В.И. Поткину на ул. Окунева.
Свое жизненное призвание Владимир Поткин определил, когда стал курсантом Ташкентского танкового училища. Окончив его, служил в группе советских войск в Германии, затем в танковой части в Симферополе. С 1965 по 1970 годы был слушателем Военной академии бронетанковых войск. На Уральский вагоностроительный завод прибыл из Прикарпатского военного округа в 1971 году. В Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения Владимир Поткин начинал инженером-конструктором, вырос до руководителя. Возглавлял КБ 12 лет – с 1987 по 1999 годы. Это было самое трудное для оборонной промышленности время. Под его руководством и непосредственном участии были разработаны трансмиссия и ходовая часть танка Т-72, созданы и поставлены на производство танк нового поколения Т-90 и его модификации – Т-90К, Т-90С. Благодаря таланту этого незаурядного человека появилась серия инженерных машин, в том числе машины разграждения и разминирования, а также разработаны и внедрены в производство ПУМ-500 и другая гусеничная и колесная техника.
Владимир Иванович – автор 13 свидетельств и 4 патентов на изобретения. Награжден премией Правительства РФ, посмертно – орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Трудно переоценить вклад Владимира Ивановича в укрепление конструкторской и производственной баз предприятия. Благодаря его организаторским способностям предприятие стабильно выполняло гособоронзаказы, контракты с иностранными заказчиками. Владимир Иванович был волевым и целеустремленным человеком, строгим руководителем. В "смутное" время 90-х годов, когда рушилась "оборонка", это было оправданно. Он был требователен не только к подчиненным, но и к себе. Очень переживал за выполнение задач, которые ставились перед нашим предприятием, танковой отраслью. Все это принимал близко к сердцу, и оно не выдержало: умер Владимир Иванович на рабочем посту.
В разные эпохи и переломы судьбы у коллектива были свои главные конструкторы. Леонид Карцев превратил заводской конструкторский отдел из второстепенного в ведущее КБ. При Валерии Венедиктове КБ из заводского отдела было преобразовано в самостоятельное унитарное государственное предприятие, известное не только в стране, но и за рубежом. Владимиру Ивановичу достались крутые времена. Он должен был сохранить квалифицированные кадры, обеспечить их заработной платой. Я не знаю ни одного предприятия в городе, где бы в те годы зарплату выдавали регулярно - два раза в месяц. Тогда же наше КБ стало переоснащаться. Надо было иметь волю и целеустремленность, чтобы из этой "заварухи" конструкторское бюро вышло с перспективой создания новой техники на годы вперед. В то время коллектив превратился в большую дружную семью специалистов, патриотов страны.
- Я долгое время работал с Владимиром Поткиным, - рассказал Герман Моргунов. - Находился рядом с ним на войсковых испытаниях, где главный конструктор возглавлял четыре бригады. Мы были во всех регионах страны - Киргизии, Каракумах, Казахстане, в Амурской области, Забайкалье и других. Он никогда не жалел себя, работал на износ. Главная задача, которая при этом ставилась, чтобы машина была обслужена, заправлена, отремонтирована.
В открытии мемориальной доски приняли участие супруга легендарного конструктора Луиза Васильевна, внучка Наталья и правнук Владимир. Они знают, что теперь все, кто будет идти мимо дома, где жил Владимир Поткин, добрым словом вспомнят этого замечательного человека.
Раиса КОЛЕСНИКОВА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 19.10.2012, №41.