Памятники

"Кто ж его посадит?! Он же памятник!"

    Все-таки несчастливая судьба у памятников в России! Чуть что, новый правитель, и прекрасное творение прошлого слетает с пьедестала…

    Такая судьба была и у самого знаменитого тагильского памятника – монумента Николаю Никитичу Демидову работы французского скульптора Ф.-Ж.Бозио. Не захотел "освобожденный" народ смотреть на "Демидку с его женщинами", ну и разобрали памятник на части, вернее на фигуры. Некоторые краеведы утверждают, что в 1924 году поверженный Николай Никитич был отправлен на переплавку куда-то далеко за пределы Тагила, но по слухам так и не добрался на место назначения.

    Согласно воспоминаниям члена Делового Совета рабочего Еремея Гаева, у памятника Демидову была несколько иная кончина. При отступлении красных из Тагила лично ему, Гаеву "было поручено разобрать памятник основателю завода – Демидову. Мало того, что он был отлит из бронзы и представлял большую ценность, на него надоело смотреть рабочим: ведь он напоминал о столетиях бесправия и эксплуатации. В 1905 году во время забастовки, рабочие вешали на памятник большой мешок на мочальной веревке, насмехаясь тем самым над хозяином завода, который не платил жалованья рабочим и прикидывался нищим".

Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное ориентировочно в 1912 году

Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное ориентировочно в 1912 году.

    На слуху еще одна история, связанная с этим памятником. В 1919 году во время кровавых драк белых и красных бронзовый Николай Никитич просто исчез с постамента, словно куда-то ушел. Освободил место на постаменте для других властителей... Эпоха Демидовых закончилась. Поговаривают, будто бы в 1923 году "пропавшего горнозаводчика" тагильские краеведы обнаружили не где-нибудь, а в Москве, на складе электролитного завода. Музейщики попытались вернуть Николая Никитича обратно, в Тагил, но безуспешно. Через год уникальный памятник Демидову был превращен в металл. Что ж, и в этом есть какая-то мрачная символика…

    Если нелюбовь новой власти к Демидову понятна и в какой-то мере объясняет их варварский поступок, то совсем уж бессмысленным кажется разрушение прекрасного памятника Андрею Николаевичу Карамзину, созданного на деньги благодарных тагильчан в середине ХIХ века. Как управляющий заводами, он был ми лостив к рабочим, и погибель его за Родину, на поле битвы достойна уважения народа при любой власти.

    Памятник Карамзину "помешал" прокладке трамвайных путей и поэтому был снесен. Случилось это в 1937 году, когда по всей стране шумно праздновали столетний юбилей со дня смерти Пушкина. Ну, вот, опять намечается какая-то потусторонняя связь…

    Злая шутка приписываемая Сталину: "В каком бы веке ни родился Пушкин, он все равно бы умер в 37-м…"

    Первым советским скульптором Нижнего Тагила можно по праву считать Николая Андреевича Банникова. Он остался в истории, как автор памятника "Павшим борцам за свободу" на Базарной площади. Истины ради, стоит отметить, что целиком, в полном объеме Николай Андреевич памятник не придумывал – по его проекту сразу же после революции был лишь реконструирован уже установленный в 1895 году прекрасный монумент Александру II Освободителю (автор неизвестен, инициатива и средства местных жителей).

    Теперь об этом же, но по порядку.

    Командир тагильской Красной гвардии Петр Бабин велел разыскать в железнодорожном депо и привести в штаб машиниста паровоза Николая Банникова, который известен был среди местного люда, как скульптор-самоучка – лепил так, для души всякие фигурки. Баловался живописью, портретами.

    Перепуганному железнодорожнику Бабин объясняет причину вызова: исполком Совета депутатов трудящихся предлагает ему переделать памятник царю Александру II в монумент освобождению трудящихся от царского самодержавия.

    Конечно, подобное предложение – это большая честь, и Банников согласился. (Стоит отметить, что существует достаточно крепкая версия о том, что народный скульптор реконструировал памятник сразу же после Февральской революции, но на ней мы задерживаться не будем – слишком мало сведений и много вопросов. Хотя очень любопытно и логично). Так как заказ был архисрочный, а времени на творческие поиски исполком не выделил, Николай Андреевич ухватился за первую попавшуюся идею – в одной книжке он увидел американскую статую Свободы, которая впечатлила его своими размерами и величественностью. Именно этот заокеанский вариант и предложил Банников исполкому, и власти кивнули одобряюще: "Лепи женщину!"

    Хотя Александр II и был прозван благодарным народом Освободителем, он все равно не вписывался в новое время – не о такой свободе, как выяснилось, они мечтали – поэтому Банников в творческом порыве резцом и молотком лишил памятник многих (но не всех!) атрибутов прошлой жизни: креста, барельефа с изображением самого Александра и надписей, рассказывавших о главных событиях его царствования.

    Освобожденный от работы в депо, Банников дома ваял женщину в длинной одежде и с поднятой правой рукой была ли натурщица? По высоте Свобода получилась, конечно, не американская, но для Тагила очень даже приличная – три с половиной метра. Статую отливали на века – из баббита – сплава олова с медью и сурьмой, употребляемого обычно для подшипников скольжения.

    В результате памятник слепился достаточно сложный… На мраморном пьедестале стояла Свобода с горящей электрической лампочкой в воздетой руке. У ее ног – бюст Карла Маркса. "В одном из полукружий постамента были высечены слова: "Павшим борцам за свободу", под ними в нише – пятиконечная звезда, а еще ниже – серп и молот. В правом углу ограды был установлен большой веер с тремя концами пятиконечной звезда".

    Когда памятник был закончен и торжественно открыт при великом стечении народа, с его широкой цокольной площадки, словно созданной для пламенных ораторов, не раз выступали перед толпами тагильчан комиссары в кожаных тужурках. Захватившие вскоре Нижний Тагил колчаковцы, тоже внесли свою лепту в реконструкцию памятника – они просто-напросто взорвали статую Свободы, металл забрали для ремонта паровозов. Этого варварства им показалось мало, и они поглумились над могилами в склепе под памятником – там были похоронены первый большевистский председатель Нижнетагильского Совета Дмитрий Добрынин, заместитель начальника Красной гвардии Ян Эрмуиш и еще несколько красногвардейцев. Далее колчаковцы совершили довольно странный поступок: как и красные, они погребли под памятником своих погибших в бою героев.

    Кстати говоря, низ часовни памятника Свободы под склеп в 1918 году переоборудовал Анатолий Григорьевич Дятлов, учитель рисования и чистописания в Высшем начальном, реальном и горнозаводском училищах. В свободное от преподавания время он рисовал, недурно играл в театре и даже пробовал свои силы, как режиссер.

    Сохранилось описание того, как выглядел памятник в начале 1919 года, то есть в период колчаковщины: "… прошло почти два месяца со дня освобождения Тагила от большевиков. На месте памятника Александру II советская власть похоронила своих приверженцев. Остов памятника уцелел, и большевики приспособили его для памятника Свободы. Сам памятник представлял собой часовню. Наверху четырехстороннего памятника помещена фигура Свободы, изображенная в виде женщины с факелом в правой руке и книгой в левой. На передней доске изображен двуглавый орел в венке… выше орла – красный знак в виде пятилистника…"

    Банникову некоторое время удавалось скрываться от белых, но все равно он былпойман и брошен в тюрьму. Там Николай Андреевич крепко пострадал за свое творение, после избиений и издевательств в течение семи месяцев работал в похоронной команде при тюрьме – на кладбище за Петраковой горой копал могилы для замученных людей.

    К счастью, бедный скульптор еще увидел ту самую свободу, памятник которой он создал. После того, как Тагил освободили красные, тот же Бабин нашел Банникова и поручил ему восстановить памятник. Правда, из металла отлить статую не удалось – разруха, нищета, пришлось делать ее гипсовой и красить алюминиевой пудрой.

    Умер Банников 20 мая 1920 года в возрасте всего лишь 42 лет. Говорят, белогвардейская тюрьма виновата… Его "соавтор" учитель Дятлов покинул Тагил вместе с войсками Колчака.

    В 1931 году властям показалось, что тот памятник "Павшим за свободу" как-то уже не соответствует времени, поэтому его снесли напрочь, "до основанья, а затем" установили новый вариант "Свободы" серийного производства – многометрового величаво-сурового Сталина в распахнутой шинели на кубическом постаменте. Иосиф Виссарионович простоял около двадцати лет, дольше всех: и Александра II, и женщины с воздетой рукой… В 1956 году в течение нескольких ночей "неведомые силы" тихо сняли отца народов с постамента. Сейчас – по слухам – это место готовится занять новый старый герой – Николай Никитич Демидов. интересно, долго ли он простоит? Место уж больно горячее…

    Иосифов Виссарионовичей, как и Владимиров Ильичей в 1930-е годы в Тагиле воздвигли несколько штук. "Шинельный вариант" наблюдал за отдыхающими в городском парке культуры. Сталины стояли рядом с управлением завода имени Куйбышева и у входа в здание пединститута на улице Мира ("пиджачный вариант"). На том месте, где сейчас возле горно-металлургического колледжа красуется горняк с отбойным молотком, тоже возвышался великий кормчий…

    В бывшем господском, а теперь общегородском парке на берегу Тагильского пруда бюстов четырех главных вождей – Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса – было, выражаясь с небольшим преувеличением, не меньше, чем отдыхающих. Красоты никакой, зато сразу ясно, "кто в доме хозяин".

    Славу Богу, что Лисью гору никакая идеология не затронула, а то стоял бы вместо башенки какой-нибудь многометровый идол и давил бы тагильчан своим чугунным смурным взглядом…

    Судьба второго политического памятника советского Тагила была более счастливой…

    По одной исторической версии, идея об увековечивании памяти вождя мирового пролетариата возникла на следующий же день, после того, как до Нижнего Тагила долетела горькая весть о смерти Ленина. Решено было, как в старые времена, строить памятник на народные деньги.

    Теперь другая правда: инициатива в этом деле принадлежала не городу, а Москве, а точнее Ленинской комиссии по созданию фонда на памятник Ленину. Ее задача была обеспечить все провинциальные города статуями умершего вождя. Тагил, естественно, эту идею поддержал.

    Статуя фигуры вождя работы скульптора В.В.Козлова (Ленин у Смольного (1927 год) – его шедевр) была отлита из бронзы на Ленинградском заводе "Красный выборжец". Если такие скульптурные изображения изготавливались массовым тиражом (всего их семь тысяч – в соседней Кушве такой же Ильич появился в 1926 году), то пьедестал, на который водрузился "нижнетагильский" Владимир Ленин, был штучным, более того – единичным. Его автор – учитель рисования местной школы № 1 А.Фролов. Его работа "Ленин жив в заветах" победила в конкурсе на лучший проект пьедестала, сам художник получил 200 рублей премии. 130 рублей получил художник Анисимков за проект "Звезда", и 70 рублей – Форшев за работу "Только вперед".

    О победителе хочется сказать подробнее. Алексей Иванович Фролов был родом из Иваново-вознесенска. Художественные знания и умения получил не где-нибудь, а в самой школе прикладного искусства барона Штиглица. В Тагил его занесло ветром гражданской войны. Кроме преподавания уроков рисования в школе имени Крупской, участвовал в восстановлении местного музея, реставрировал настенную живопись в храмах.

    По замыслу Фролова, вождь должен стоять на сложной пирамиде: сначала стопа книг в виде семи ступеней, с четырех сторон обрамленная раскрытыми страницами с цитатами из произведений Ильича, далее – земной шар, а на нем – уже сам Ленин. Используемые материалы – мрамор, гранит.

    Кстати говоря, у "нашего" художника были серьезные конкуренты, так как условия конкурса фондовый комитет опубликовал в газете "Уральский рабочий" и даже направил в Ленинград. Победить могла не только идеологически правильная работа, но и удобная (читай: дешевая) для реального воплощения в местных условиях. Чересчур дорогой проект городу было просто не вытянуть: народных денег набралось около 6 тысяч, а требовалось по самым скромным подсчетам более двадцати.…

    И все же, несмотря ни на какие финансовые трудности, 7 ноября 1925 года памятник В.И. Ленину с большой торжественностью был установлен. Чуть выше того места, где стоял бронзовый Николай Никитич. Недолго место пустовало.…

    Сохранилась фотография того времени: Фролов, мужик в пролетарской кепке и в богемной блузе, картинно курит у подножья своего детища…

    (фрагмент из главы готовящегося к изданию второго тома книги "Успехи разума")

Борис ТЕЛКОВ.

Литература: Журнал "Билеты есть", №3 2006.

Главная страница