По чьим улицам едет Артамонов?
О существовании некоторых стран мир вспоминает, как правило, только тогда, когда там происходит что-нибудь "из ряда вон"... Вот и маленькая Эстония недавно "отличилась"...
Демонтаж бронзового советского солдата не одобрили даже отъявленные ненавистники бывшего СССР. А что делать, когда в таких городах, как наш, тихо умирают и разрушаются памятники, и, похоже, никого это не волнует?
Больно смотреть на памятник советскому воину, возвышающемуся над мемориальными плитами с именами погибших тагильчан, что стоит у проходной ВМЗ. Пока предприятие жило, за мемориалом следили... Особенно издевательски выглядит этот разрушающийся монумент на фоне игорного заведения, в которое превратился первый этаж бывшего заводоуправления. А ведь Высокогорский механический, основанный еще до революции как снарядный завод, внес огромный вклад в победу над фашистской Германией.
В пойме реки Тагил скоро совсем зарастет травой камень, на котором начертано: "На этом месте будет возведен памятник жертвам политических репрессий". А в сквере напротив гостиницы "Северный Урал" вот уже почти 15 лет стоит еще один "закладник", обещающий нам лицезреть на этом месте Николая Никитича Демидова.
Поговорить о состоянии памятников и о монументальном будущем нашего города я отправилась в мастерскую члена союза художников России скульптора Олега Подольского. Кругом – на полу, на стеллажах, опоясывающих по периметру все помещение мастерской, скульптурные портреты, фигуры, макеты... А в центре – громадный бюст Демидова. Тот самый, который должен стоять в сквере.
Скульптор Олег Подольский
Несколько лет назад Олег Васильевич, воодушевленный тем, что почетный заказ сваять бюст знаменитого заводчика город поручил именно ему, с азартом принялся за работу. Задача стояла непростая. Копия работы итальянского скульптора А. Тадолини, которая находится в нижнетагильском краеведческом музее, да несколько живописных портретов Демидова – вот и весь исторический материал, сохранившийся до наших дней. Оригинал находится во Флоренции – городе, жители которого чтят память русского мецената. Там есть даже площадь Демидова.
Предстояло создать монументальный образ, а это совершенно другой язык, и вложить в характер скульптуры свое видение личности Демидова – мецената и интеллигента. Во время работы, консультируясь с историками и искусствоведами, Подольский вносил коррективы.
Когда закладывали камень на месте будущего памятника, Николай Наумович Диденко торжественно пообещал, что монумент будет воздвигнут за полтора года. Но жизнь у чиновников, сами понимаете, не простая. Мало ли чего сгоряча наобещать могут! "Не словами, а делами" – этот девиз, начертанный на фамильном гербе Демидовых, явно не про них.
Недавно о замороженном на полтора десятка лет проекте все же вспомнили, ведь грядет 285-летие Нижнего Тагила! В мэрии посовещались и решили: к 10 августа памятнику быть! Но у тех, кому предстоит заниматься им непосредственно, возникают закономерные сомнения: а хватит ли времени и денег? Про то, что с автором рассчитаются сполна, Олег и не мечтает. В свое время администрация города не пошла даже на то, чтобы не брать со скульптора в качестве компенсации за безвозмездный труд над бюстом Демидова арендную плату за мастерскую. Найдутся ли в полном объеме средства на оплату других работ, без которых открытие памятника невозможно?
По задумке авторов (еще один – архитектор Михаил Васильевич Подольский), постамент должен состоять из двух блоков красного гранита разных оттенков. Подходящий камень и специалистов по его обработке уже нашел директор ООО "Тагильское литье" Александр Николаевич Бурмистров. Фирма "Каменная слобода", которая будет заниматься доработкой привезенного с Украины камня, согласна сотрудничать с условием: "утром деньги – вечером стулья", то есть предоплата – 100%. (Вот бы и художникам научиться так себя вести с администрацией!) Но по закону нужно объявить конкурс, он состоится 15 июня, когда до Дня города останется всего два месяца. Да и кто еще выиграет этот конкурс? Говоря о положении с городской скульптурой в Тагиле вообще, надо обратить внимание и на другие проблемы. Достаточно вспомнить недавнюю историю с "реставрацией" памятника Черепановым на Театральной площади. Выигравшая конкурс на ее проведение питерская фирма, сняв деньги, морочить себе голову особенностями восстановительного процесса не стала. Бронзовые фигуры "специалисты" из северной столицы вообще предложили просто помыть с мылом. Благо, до этого не дошло, скульптурная композиция оказалась в надежных руках "Тагильского литья", где ее обновили по всем правилам.
А вот постаменту не повезло, им занималась нанятая питерцами сторонняя организация. Не были проведены зондирование фундамента, другие специфические профессиональные операции, необходимые перед началом подобных работ. В итоге трещины постамента забили вставочками, посадив их на смолу. При неизбежном колебании грунта и перепадах температуры все эти вставочки будут работать только на разрушение.
В 2005 году 12 городских памятников с целью их дальнейшей реставрации были переданы под хозяйский присмотр музею изобразительных искусств. С одной стороны, это, конечно, хорошо, но с другой... Если бы город в полном объеме финансировал эти работы! Как правило, выделенных средств на подобающую реставрацию не хватает, чем-то неизбежно приходится жертвовать. Некоторые скульпторы и художники, руководствуясь принципом "не навреди", отказываются участвовать в таких проектах. Тогда ищут (и находят!) других, пусть с низкой квалификацией, зато согласных работать за гроши. Да и задачи, связанные с реконструкцией и восстановлением памятников в нашем городе, зачастую решают совершенно некомпетентные люди. Профессионал, посмотрев, например, смету реставрационных работ памятника Черепановым, никогда бы не подписал ее.
– Есть вещи, которые должны решать специалисты – считает Олег Васильевич. – Положение дел в вопросе охраны памятников не изменится до тех пор, пока не будет создан профессиональный независимый комитет, в состав которого войдут не только скульпторы, архитекторы, но и историки, краеведы, искусствоведы... Именно такой комитет должен решать: какой монументальный образ нужен нашему городу, на что тратить выделенные деньги, в каком объеме, какая скульптура нуждается в первоочередной реставрации, а какая может подождать... Если нет средств на достойную реставрацию, лучше вообще не браться за нее, временно законсервировать скульптуру или убрать.
Корр.: Что делать с мемориалом у ВМЗ?
– Конечно, необходима реконструкция. Но на старом месте его оставлять нельзя. Не должен он стоять в таком окружении! Я предлагаю перенести мемориал на Рогожина. Туда смогут прийти не только родственники погибших, но и все желающие почтить память героев-тагильчан.
Корр.: То, что памятники разрушает время, понятно, но как бороться с такими явлениями, как прошлогоднее исчезновение "Ленина на шаре" и разрушение бетонного клона Ильича во дворе художественного училища?
–Конечно же, основная причина вандализма – отсутствие должного воспитания. Кроме того, я считаю, что городские памятники не должны нести в себе идеологический смысл, нельзя делать лобовые вещи. Меняется мир, меняется политика государства. России в этом плане особенно "повезло". Разрушаем памятники царям, ставим новым героям – диктаторам или революционерам. Потом оказывается, что половина из них чуть ли не преступниками были. В Москве правильно сделали, что положили на месте памятника Дзержинскому камень, привезенный с Соловков. Надо раз и навсегда договорится – нет ни белых, ни красных! Вместе с Анатолием Глебовичем Неверовым участвую сейчас в реконструкции памятника героям Гражданской войны, что на Красном камне. А знаете ли вы, что на этом месте когда-то был вырыт ров, в котором хоронили всех – и красных, и белых? В советское время никто не хотел говорить об этом. Да и сейчас вместо того, чтобы восстановить историческую справедливость и сделать новый монумент, посвященный всем жертвам революции, мы опять выбиваем на памятнике имена одних только красногвардейцев.
Корр.: У города все-таки нашлись финансы на реконструкцию этого памятника?
– Нашлись... Но как всегда, не в полном объеме. Опять художники оказались в этой ситуации крайними. Мне далекие от искусства люди говорят: "Ну и делайте соответственно – не старайтесь особо". Но это же невозможно! Уважающий себя художник, тем более скульптор, никогда не будет делать "халтуру". Как говорила Фаина Раневская: "Сыграть плохую роль в кино – все равно, что плюнуть в вечность!" Вот и я не хочу "плевать" в городе, в котором живу я, мои родители и дети, и, даст бог, будут жить внуки. Но отсутствие достойной оплаты за труд – не самое страшное, что волнует меня в данный момент. Все художники Нижнего Тагила с ужасом ждут 2009 года, когда мастерские начнут продаваться с торгов. Дело в том, что пока все наши помещения находятся в ведении муниципалитета, а через два года должны перейти в частные руки. Капитализм ведь на дворе! Нас хотят поставить в один ряд с бизнесменами, говорят: "Что вы волнуетесь! Вы также, наравне со всеми желающими, будете принимать участие в торгах" Наравне с кем?! Ясное дело, что в этом финансовом соревновании победят не бедные художники, а толстосумы или дети и родственники тех же чиновников! К нам в мастерскую уже зачастили какие-то люди с просьбой "осмотреть помещение".
В этом плане мы – скульпторы, оказались уязвимее всех. Не хочу сказать, что графику или живописцу мастерская не нужна. Но они, на крайний случай, могут творить и в стандартной квартире. Для нас же, я говорю и от имени моего соседа по мастерской скульптора Анатолия Глебовича Неверова, потеря помещения равносильна смерти! Ведь художник жив, пока он может творить!
Десять лет мы бок о бок трудились с Анатолием Глебовичем, как ни пафосно это звучит, на благо Тагила. Перелопатили вагоны глины за эти годы. Несколько лет работали в холодных цехах без отопления, за гроши. И ничего, конечно, не нажили за эти годы, кроме профессиональных болезней. Я готов и дальше работать бесплатно, лишь бы меня не выставили через два года из мастерской на улицу!
После общения со скульптором я уже не задаю таких неуместных вопросов, как: "Почему в соседнем Екатеринбурге на улицах и даже в супермаркетах можно увидеть камерную скульптуру, а у нас нет? Почему Артамонов на велосипеде "едет" по екатеринбургской, а не по тагильской улице? Почему у них есть Высоцкий, а у нас нет Окуджавы, часть детства которого прошла в Нижнем Тагиле? Почему у них получается, а у нас – нет?"
А вот потому...
Ну не хотят наши чиновники тратить деньги на такие "глупости".
И все же я спросила напоследок Олега Васильевича о "Тагильском Петергофе", открытом к прошлому Дню города на входе в парк им. Бондина (архитектор М.В. Подольский, скульптор О.В. Подольский).
– Многие не знают, что на фонтанном спуске должны стоять фигуры, олицетворяющие уральские реки. Когда они появятся?
– По-видимому, никогда. В этот проект мы с братом вложили пять лет своей жизни. И то, что мы мечтали воплотить, тагильчане не увидят. Не сделаны даже запроектированные пандусы для инвалидов-колясочников. В администрации про этот недостроенный объект вообще не вспоминают. Зато полным ходом идет застройка поймы реки Тагил. А художников участвовать в этом проекте никто не приглашает...
Ксения КОШКАРОВА.
Литература: Газета "Тагилка", №11 (14) от 07.06.2007.