Памятнику - 40 лет
Нельзя точно сказать, когда и кем была впервые высказана мысль о создании у нас в городе памятника Е.А. и М.Е. Черепановым. По воспоминаниям скульптора М.П. Крамского, эта идея возникла еще во время Великой Отечественной войны и неоднократно обсуждалась на заседаниях горисполкома. 14 апреля 1945 года исполком Нижнетагильского горсовета обратился в Свердловский облсовет с просьбой об установлении в Н.Тагиле памятника механикам Черепановым.
22 августа 1945 года Совет народных комиссаров СССР постановил "удовлетворить просьбу Свердловского облисполкома" о сооружении в нашем городе памятника Черепановым.
Прошли годы. Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство страны. И наступил 1950 год, когда в Московском Союзе художников СССР, под председательством известного скульптора Н.В. Томского, состоялось обсуждение проекта памятника Черепановым, предложенного скульптором А.С. Кондратьевым и архитектором А.В. Сотниковым.
Андрей Семенович Кондратьев начал работать над памятником по своей инициативе еще в 1948 году. На следующий год он принес первые эскизы-, и с ним был заключен договор. В годы войны скульптор жил на Урале, в Свердловске, и выполнил рельеф "Сталевары Урала". Здесь же произошла у него интересная встреча с первым секретарем горкома КПСС Н. Тагила Е.Ф. Колышевым, который рассказал ему о городе и о планах его благоустройства.
Вернувшись в Москву, А.С. Кондратьев сделал двухметровую скульптуру сталевара для Всесоюзной выставки художников. Узнав о решении Совнаркома, он начал работать над памятником Черепановым.
Вот как скульптор описывает свой первоначальный замысел:"В первых моментах я трактовал их как рабочих с засученными рукавами. Получался памятник труду. Но углубляясь в материал, я понял, что их надо трактовать как представителей мыслящей передовой интеллигенции того времени. Я начал изучать их жизнь, быт, одежду того времени, что сразу подняло мою работу на более конкретный образец".
Очень помогла скульптору и встреча с доктором технических наук, автором книги "Русская техника" Виктором Васильевичем Данилевским. Ученый показал ему документы и портреты Черепановых. Именно В.В. Данилевский в 1942 году получил эти портреты из рук А.П. Гуляева – внука Мирона Черепанова, и передал их в Государственный Эрмитаж (С.-Петербург), где они и хранятся в настоящее время. В экспозиции Нижнетагильского краеведческого музея выставлены копии.
"Идею моего памятника, - говорил на совещании А.С. Кондратьев, - можно кратко сформулировать так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца - Е.А. Черепанова (сидящая фигура, мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу). Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Значит, он его зовет. Исторически известно, что задача была выполнена, в конечном счете, Мироном Черепановым.
Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа".
Автор сделал около 12 вариантов, чтобы пластически решить композицию памятника.
В обсуждении проекта принимали участие известные художники. Большинство из них поддержало идею памятника,, высказав ряд практических замечаний. В то же время было отмечено и определенное композиционное сходство с памятником И.П. Мартоса "К. Минин и Д. Пожарский".
В целом проект одобрили и отправили для обсуждения в Нижний Тагил. В газете "Тагильский рабочий" 5 февраля 1950 года была опубликована статья "Проект памятника Е. и М. Черепановым". На заседании исполкома А.С. Кондратьев и А.В. Сотников познакомили тагильчан с проектом памятника. В обсуждении проекта принимали участие директор НТМЗ Л. Вайсберг, архитекторы И. Комшилов, В. Бут, научные сотрудники музея Е. Боташева, Н. Кипарисова, скульптор М. Крамской и др. Проект памятника был выставлен в краеведческом музее для широкого ознакомления с ним горожан. Исполком Нижнетагильского горсовета утвердил проект и рекомендовал два места для установления памятника: Привокзальная площадь и парк горно-металлургического техникума.
Первоначально планировалось поставить памятник на Привокзальной площади. О том, как должна была выглядеть эта часть города, можно узнать из пояснительной записки к рабочим чертежам архитектора А.В. Сотникова. Памятник должен был располагаться на пересечении двух осей: оси вновь проектируемого проспекта Строителей и оси здания вокзала. Вокруг памятника должны были разбить сквер площадью около гектара. Ограждение сквера планировалось из гранитных камней.
Художественная интеллигенция города высказала свои замечания к проекту и предлагала провести конкурсный просмотр нескольких работ. Отливали скульптуры Черепановых на Ленинградском заводе бронзового художественного литья "Монумент-скульптура". Фигуры и модель паровоза сделаны из бронзы, постамент - из 10 полированных блоков красного гранита.
29 марта 1953 года тысячи жителей нашего города собрались на общегородской митинг, посвященный 150-летию со дня рождения Мирона Черепанова. На месте будущего памятника, на Привокзальной площади, установили глыбу тагильского мрамора, на которой была укреплена чугунная доска: "Здесь будет установлен памятник русским техникам Ефиму и Мирону Черепановым".
Памятник Е.А. и М. Е. Черепановым
В коммунальном банке г. Н. Тагила был открыт специальный счет по сбору средств на строительство памятника.
В 1954 году бронзовые фигуры отлили и привезли в Н. Тагил. Но площадь перед вокзалом не была готова для установки памятника, поэтому приняли решение поставить его на Театральной площади.
В воскресный день, 4 ноября 1956 года, на Театральной площади в 12 часов дня был торжественно открыт памятник крепостным механикам, изобретателям первого русского паровоза, строителям паровых машин в Нижнетагильском округе Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым.
Тагильчане бережно хранят память о Черепановых, и Нижний Тагил невозможно представить без этого памятника, стоящего в центре города.
Е. СМЕТАНИНА.
Фото Н. АНТОНОВА.
Литература: Газета "Тагильский металлург" от 02.11.1996.
Тагильчане глубоко чтят память своих земляков - Ефима и Мирона Черепановых, создателей первого русского паровоза. Еще в годы войны в городе зародилась идея создания памятника этим крепостным новаторам. А далеко от Урала уже учился и набирался мастерства будущий создатель памятника, скульптор Андрей Семенович Кондратьев. Обучаясь в Академии художеств в Ленинграде, параллельно с дипломной работой "Колхозница" он выполнял композицию "Ленин и Горький". Это был первый опыт молодого автора связать две фигуры. Экспонировалась его работа на выставке в 1940 году. После этого он выполнил рельеф "Сталевары Урала", который был выставлен в 1943 году. Изучая индустрию Урала, скульптор сделал ряд композиций на рабочую тему. Двухметровую фигуру сталевара выставили на Всесоюзной выставке 1947 года.
К этому времени уже имелось решение Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года о сооружении памятника Е.А. и М.Е. Черепановым в Нижнем Тагиле. Усилия городских властей привели к решению финансовой стороны вопроса. Было получено и официальное разрешение на строительство памятника.
17 января 1950 года в управлении главного архитектора города состоялось обсуждение проектов памятника Черепановым, представленных скульптором А.С. Кондратьевым и архитектором А.В. Сотниковым.
Представитель отдела скульптуры главного Комитета по делам искусств Т.Д. Шульгина сообщила, что Кондратьев начал работать над проектом два года назад по собственной инициативе. Узнав, что есть решение правительства по сооружению этого памятника, он пришел в комитет посоветоваться и начал работать. Шульгина заявила: "В 1949 году он принес эскиз, фотоснимок с работы, и мы решили, что автор на правильном пути, его работа достойна внимания, и сумели заключить с ним договор. И вот результат такой настойчивой и целеустремленной работы автора, который не гнался за деньгами и договорами, а сумел поднять самостоятельно такую важную тему и нашел ей выражение в этом проекте".
Слово берет участник обсуждения В.Д. Федоров: "Кондратьев - молодой скульптор. В течение многих лет работает над образами литейщиков, других тружеников. Мы знаем целый ряд его работ, над которыми он работал, знаем его литейщиков у горна, его последнюю работу, которая была выставлена. Он, мне кажется, нашел своего героя... Вначале Черепанов-сын держал в руке карандаш, и это был жест как-то не совсем оправданный, но чувствовалось, что это техник, что это мыслитель, и в дальнейшем в своей работе скульптор дал ему в руки циркуль. Мне кажется, это сразу определило и сделало совершенно яркой ту мысль, которую он перед собой ставил".
В своем выступлении А.С. Кондратьев вкратце рассказал о своем пути к памятнику Черепановым. Когда ему предложили работу, он начал изучать жизнь и быт Черепановых, одежду того времени, что сразу сделало конкретней их образы. Он сказал далее: "В чем заключается идея моего памятника? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца, Е.А. Черепанова (сидящая фигура), мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу... Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Значит, он его зовет... Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа".
Следом выступил А.В. Сотников. Архитектор сводил свою задачу к тому, чтобы композицию, которую задумал скульптор, подать с наиболее выгодной точки зрения, чтобы не загромождать архитектурными деталями постамент и не убить интересно разрешенную композицию. Он предлагал разместить памятник на привокзальной площади, поближе к паровозам. Позже выбрали Театральную площадь.
Итог обсуждения подвел известный скульптор Л.Е. Кербель, сказавший: "В общем мне проект понравился".
Работа над ним длилась еще ряд лет. Лишь 7 июля 1953 года исполком горсовета открывает особый счет в комбанке города по строительству памятника. Исполком Свердловского облсовета 2 ноября 1955 года разрешает Нижнетагильскому горсовету израсходовать в том же году 251 тысячу рублей на окончание сооружения памятника. В этой стадии большое содействие работам оказал первый секретарь горкома партии Виталий Иванович Довгопол. Он, инженер-литейщик, много интересовался историей литейного дела на Урале и в России, историей металлургии в целом в те годы и позже.
...В воскресный день 4 ноября 1956 года тысячи тагильчан собрались на Театральной площади. Первым на митинге по случаю открытия памятника выступил В.И. Довгопол:
- Сегодня мы открываем памятник выдающимся русским изобретателям, строителям первого паровоза и первой железной дороги с паровой тягой в России Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым. Это были замечательные люди, уроженцы Нижнего Тагила, они вышли из народа, были тесно связаны с ним.
И поныне стоит на Театральной площади, главной в городе, бронзовый монумент высотой восемь метров на высоком пьедестале из красного гранита работы скульптора А.С. Кондратьева и архитектора А.В. Сотникова. По словам авторов памятника, в фигурах отца и сына Черепановых они стремились воплотить "поиск истины, идущую как бы из земли силу русской старины, уверенность, упорство и сипу духа".
Н. МЕЗЕНИН.
Литература: Газета "Тагильский металлург" от 03.04.2003.
Испортили "жизнь" Черепановым
Главный памятник Нижнего Тагила в опасности.
Представить центр города без изобретателей первого русского паровоза невозможно – памятник Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым, открытый ровно полвека назад, наша гордость, наш брэнд и национальное достояние.
Единственный из всех установленных в Нижнем Тагиле монументов, он имеет федеральное значение, ему по статусу положено особое попечение. Через несколько дней Нижний Тагил вступит в 285-й год со времени основания и готовиться к славной дате начал загодя, обратившись к своей истории. Местные художники и строители уже продлили жизнь первым тагильским комсомольцам, бережно стерли разрушительные следы времени с монумента воинам, погибшим в локальных конфликтах. Пришла пора помолодеть и Черепановым - требовалось очистить бронзовые скульптуры от патины, заварить мелкие трещинки, привести в порядок постамент, где разошлись гранитные плиты.
В Москве прошел тендер на реставрацию федеральной собственности, для которой Министерство культуры РФ выделило более двух миллионов рублей. Тендер выиграла фирма из Петербурга и стала привлекать субподрядчиков. Тагильские мастера свою часть работы (косметическое обновление скульптурной группы памятника) выполнили безупречно и в срок, а с постаментом вышел скандал, государственному имуществу причинен существенный урон, городу – немалая обида от приезжих реставраторов. Они умудрились обкарнать на свой лад плиты из красного гранита, увеличить зазоры между ними, в общем, изменили постамент до неузнаваемости. Теперь у администрации города серьезные претензии к подрядчику и субподрядчикам.
Но вот только вопрос: а где хозяева раньше были? Только беспечные могут доверить ремонт в своем доме неизвестным доселе чужакам, не интересуясь, как идет работа. Оказалось, шла она "на глазок", без проекта со всеми прилагающимися к нему сметами, чертежами и графиками. Научно-производственный центр по охране памятников, расположенный в Екатеринбурге, с которым питерская фирма заключила договор о надзоре за ходом реставрации, от контроля самоустранился, полностью доверяя фирме, выигравшей тендер. Ох уж этот тендер, в котором побеждает тот, кто хоть на копейку, но дешевле, чем конкуренты, запросит за свои услуги! "Там, где речь идет о художественных, исторических ценностях, такой подход грозит большим ущербом, если за работу берутся дешевые непрофессионалы", – говорит заместитель директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств Елена Ильина.
Между тем настоящих профи в Нижнем Тагиле достаточно, только в городской организации Союза художников России без малого сто человек. Но в штате городского управления культуры нет должности главного художника, созданный нынешним летом при музее изобразительных искусств отдел городской скульптуры состоит из одного специалиста - экономим, чтобы потом считать потери?
Черепановы, конечно, останутся на Театральной площади, но останется и тревога: как долго выдержит монументальную тяжесть преображенный постамент?
Татьяна КОНОНОВА.
Литература: Газета "Уральский рабочий" от 15.12.2006.