Музею ИЗО – 75 лет
30 сентября 2019 года Нижнетагильскому музею изобразительных искусств исполнилось 75 лет. Он открыл свои двери для посетителей еще в военном 1944-м. 30 сентября 1944 года в Нижнем Тагиле открылась картинная галерея. Адрес нового учреждения культуры – ул. Уральская, 7. Сотрудники музея должны были думать не только о формировании и сохранении коллекции картин и скульптур, но и о более приземленных делах, например, о самостоятельной заготовке дров для печек. Тагильчане тянулись к искусству, несмотря на тяжелое военное время, и, судя по воспоминаниям старожилов, у входа в здание стояли огромные очереди посетителей. А звание музея галерея получила уже через пару лет.
Как это было
12 ноября 1943 года областной Совет депутатов трудящихся принял решение "Об организации в Нижнем Тагиле Областной картинной галереи".
29 декабря 1943 года
Постановлением исполкома Н.-Тагильского горсовета депутатов трудящихся № 692 "Об организации Областной картинной галереи" для развития галереи было выделено 50 тысяч рублей и для ее размещения отдано здание Первомайского клуба.30 сентября 1944 года
галерея распахнула свои двери для зрителей (информация в газете "Тагильский рабочий" за 01.10.1944).В феврале 1945 года
из Свердловска была привезена выставка, организованная Государственным Эрмитажем, "Отечественная война". Акт передачи на временное хранение подписан директором филиала ГЭ В. Ф. Левинсонгом-Лессингом и и.о. директора Нижнетагильского музея В. Н. Костиной.Фото 1906 года. Аксеновское подворье – несколько домов купца Аксенова и старообрядческая церковь. После Октябрьской социалистической революции 1917 года в одном из зданий разместился Первомайский клуб, а в 1944 году – музей изобразительных искусств.
Здание музея в 1944 году
Постановлением Совета Народных комиссаров № 532 от 6 июня 1945 года галерея переименована в Государственный музей изобразительных искусств.
Первоначально в собрании музея было 73 произведения, а сегодня в коллекции около 10 тысяч. Музею принадлежат три здания, в одном из которых разместилась уникальная искусствоведческая библиотека. Коллектив неоднократно получал гранты на реализацию своих проектов, становился призером конкурсов социальных проектов, получал премии главы города и губернатора Свердловской области.
Пять директоров музея
(Фрагменты из исследовательского материала "История в лицах". Автор – директор музея изобразительных искусств с 1989 года Марина Агеева)
Одна из первых экспозиций
29 декабря 1943 года постановлением горсовета под галерею передали здание Первомайского клуба, который находился на том же месте, где располагается и современный музей. Весь город принимал участие в ремонте будущей галереи и заготовке дров для печек. Большую роль в создании будущего музея сыграли председатель городского Совета Иван Непомнящий и первый секретарь горкома партии Евгений Колышев.
Заботой первого директора Феликса Лемберского, эвакуированного ленинградца, было собрать хотя бы небольшую коллекцию. В течение 1944 года приобрели в Свердловске подлинные работы художников И. Шишкина, В. Маковского, А. Бенуа, Е. Лансере. Обратились в Третьяковскую галерею, оттуда прислали 23 произведения русских и советских художников, обратились в Русский музей Ленинграда – прислали 18 портретов и картин начала XIX столетия. Областное управление культуры выделило произведения уральских художников.
Вторым директором была Мария Гуляева (1910 – 1993), более двадцати лет она стояла у руля музея.
...Здание Первомайского клуба (бывший купеческий игорный клуб купца Аксенова 1865 года постройки), в котором разместился музей, в 1955 году частично обрушилось. Была тяжелая работа по перемещению коллекции в соседний дом и долгие годы хранения уникальной коллекции в тесных, неприспособленных помещениях. Только Мария Марковна знает, сколько это потребовало сил и энергии!
В 1966 году директором музея стала скульптор Людмила Ушакова. При ней, истинном педагоге и воспитателе, зародились выставки детского творчества, которые проводятся в музее и поныне. Ушакова первая "пробилась" в музейные фонды Министерства культуры РСФСР, так называемое РОСИЗО, и получила крупногабаритные картины для музея. Коллекция пополнилась произведениями Бориса Малуева, Юрия Пенушкина, Елены Табаковой и других авторов. Людмила Ушакова получила впоследствии звание заслуженного работника культуры.
Элеонора Дистергефт сначала работала экскурсоводом, затем почти двадцать лет – главным хранителем и шесть лет – директором музея. Но она всегда ощущала себя прежде всего Хранителем. В деле хранителя надо многое знать о способах сохранения работ разных видов искусства, уметь упаковать произведение так, чтобы оно не пострадало при транспортировке. А сколько ею было привезено выставок в Нижний Тагил! Особенно запомнилась выставка одной картины, приписываемой Рафаэлю Санти, – "Святое семейство", которую Элеонора Павловна привезла из Свердловской картинной галереи. Выставка пользовалась огромным успехом в Нижнем Тагиле. Тагильчане писали в отзывах: почему так называемая "Мадонна из Нижнего Тагила" хранится в Свердловской картинной галерее, а не в Тагиле?
Ведь она принадлежала династии Демидовых, и ее покупка была оплачена из денег тагильских заводов. Элеонора Павловна добилась в министерстве культуры, чтобы картину передали в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Фото 1961 года. На старом месте идет строительство нового здания музея
Следующий директор Людмила Федосеева – искусствовед по образованию. При ней в коллекцию в 80-е годы были переданы портреты П.А. Демидова и Ф.И. Соймонова, относящиеся к XVIII веку, а также картины А. Самохвалова и двадцать других произведений советских художников, прошло несколько выставок из Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, что значительно подняло престиж Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Людмила ПОГОДИНА.
ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 17.10.2019; 14.05.2020.