"В воспитании нет главного и второстепенного..."

    Школа... Сколько теплых и дорогих воспоминаний вызывает это слово в каждом из нас. Мы, школьники 1940-50-х годов, можем с полной уверенностью сказать, что народное образование давало нашему поколению прочные знания, воспитывало чувство достоинства, веру в доброе начало в человеке, чувство дружбы и товарищества.

Суровое военное время

    В годы войны Нижний Тагил принял семьи эвакуированных из Харькова. Целыми эшелонами привозили детей и подростков с захваченных немцами территорий.

    В 1943 году было введено раздельное обучение девочек и мальчиков, у которых начались занятия по военному делу.

    В мужской средней школе № 9 списочный состав учеников в классе доходил до 50 – 60 человек. В первых классах начальной школы учились мальчики от 7 до 13 лет – дети полков и музыкантов воинских частей, рано лишившиеся родителей. В пятых наряду с 11-летними сидели 16-летние подростки. В связи с тем, что часть школ была передана под госпиталь, уроки проводились в три смены.

    На весь класс было по три-четыре учебника. Тетрадей не хватало, писали на обратной стороне фотобумаги. В годы войны в школы не поступало наглядных пособий, географические карты чертили от руки. Спасали кружки технического творчества. На занятиях учителя математики вместе с ребятами готовили сотни стеклянных, металлических моделей к основным задачам и теоремам школьного курса. Учителя химии создавали объемные модели различных химических и металлургических производств, историки – макеты "Штурм Зимнего", "Война 1812 года", "Битва под Полтавой" и других сражений. Руками учеников в кружке юных радиотехников был создан радиоузел с радиофикацией всех классных комнат и коридоров. В школе работала коротковолновая радиостанция.

Школа была центром

    В конце 50-х активизировалась туристско-краеведческая работа. Ученики совершали многодневные походы по Уралу.

    Школьные выставки технического творчества в дни весенних каникул занимали целые коридоры и были подлинным праздником, предметом гордости.

    В 1955 году девочки и мальчики устроили грандиозный новогодний бал уже в смешанной школе. За два дня половина здания была превращена в сказочное царство. Сотни великолепных костюмов смастерили ребята, нарисовали огромное количество сказочных персонажей. Елка, сверкающая разноцветными огнями, с множеством игрушек, сделанных руками детей, вызывала у всех радость.

    Ежегодно создавалось новое новогоднее оформление, и это стало традицией.

Климентий Мороча, 1960-е годы.

Климентий Мороча, 1960-е годы.

    Школа была центром всего учебно-воспитательного процесса. Главной фигурой становился классный руководитель. Детские голоса звенели до 22.00, и все это время в школе находились директор и завуч.

На него мечтали быть похожими

    Большим событием в жизни Дзержинского района в первый послевоенный год стало открытие в стенах школы № 9 музыкальной школы. Ее возглавил К.Е. Мороча. Понимая могучую воспитательную силу музыки и песни, Климентий Елисеевич смог приобщить детей к музыкальной культуре, создав хор мальчиков – около 300 человек.

    Мороча был назначен директором школы № 9 в 1943 году. Кем он стал для учеников военного времени, лучше всего говорят строки из коллективного письма выпускников 1948 года Б. Гельруда (потом учителя математики школы № 9), В. Балбашова (заместителя главного инженера объединения "Тагилсантехника"), А. Обухова (главного архитектора Нижнетагильского филиала "Свердловскгражданпроект"), Ю. Башкирова (начальника отдела на Уралвагонзаводе):

    "Единственная мужская школа Вагонки существовала второй месяц. Двум тысячам полуголодных мальчишек, большинство из которых знало, что такое бомбежка, похоронные, захваченный фашистами дом, нужен был Учитель – мужчина, влюбленный в свой предмет и школу, прямой, честный, умный, волевой. Таким стал для нас, тогдашних учеников, Климентий Мороча. Мы помним его уроки математики, учившие четкости и тонкости мысли, школьные комсомольские собрания и вечера. Аккуратный, подтянутый, он шел по школьным коридорам твердым армейским шагом, с высоко поднятой головой. На него мы мечтали быть похожими, с ним делились своими сокровенными мыслями."

    В 1986 году, по случаю 80-летия со дня рождения директора и учителя, в школу пришло письмо от Ф.Р. Филиппова, работавшего в конце 1950-х заведующим Нижнетагильским ГорОНО. Вот несколько строк: "Климентий Елисеевич любил и умел собирать вокруг себя способных, энергичных людей. Не ставя себя "над" ними, он в то же время пользовался непререкаемым авторитетом. А главное – его любили и учителя, и ученики, и родители. Он один из первых начал перестройку школы в направлении политехнизации обучения, чутко уловив веление времени. Покойный директор Уралвагонзавода Иван Васильевич Окунев говорил: "Мне бы две-три таких школы, как 9-я, и я бы не знал заботы о кадрах".

    В домашних архивах сохранился доклад для учительской конференции – "Об опыте работы школы № 9 в 1951-1952 учебных годах". В основу руководства педагогическим коллективом положены конкретность, тщательное изучение педагогического процесса. За этим следует внимательное изучение работы каждого учителя, особенностей детского коллектива, поощрение разумной творческой инициативы. Одного учителя нужно растить, другому помочь не предать забвению собственный опыт. И ценность работы руководителя заключается не в том, чтобы все внимание и силы направить на ликвидацию имеющихся недостатков, а в умении их предвидеть и не допускать в дальнейшем. Задача директора школы – добиться того, чтобы все учителя поняли: в учебно-воспитательном процессе нет больших и малых дел, все велико и значительно – и урок, и внеклассная работа, и школьная мебель, и форточка, и перо.

Отец и Учитель

    А каким остался в памяти у нас, трех его детей, Климентий Мороча, учитель математики, бывший директор школ №6, 32, 9, 61? Мы счастливы, что судьба подарила нам такого человека. На протяжении всей жизни мы восхищаемся его педагогическим талантом, человечностью и добротой, любовью к нам и другим детям, в которой сочетались сердечная ласка и мудрая строгость...

    Отец никогда не говорил о любви, он своими поступками это доказывал. Мы росли в семье учителей-математиков, времени на наше воспитание у родителей хронически не хватало, но, видя, как они работают, отдавая частичку своего сердца другим детям, мы брали с них пример.

    По воскресным дням, когда собиралась вся семья, мы не занимались праздными, никчемными разговорами. Любимой игрой были шахматы: с пяти лет мы учились играть и любили семейные турниры. Отец как бы ненавязчиво предлагал нам дома решать задачи и примеры повышенной сложности, все спорили, доказывали, искали различные решения. А потом выяснялось, что мы помогали ему подбирать задания для учеников с различными математическими способностями.

    Отец мог простить всякие шалости, но не прощал ложь и проступки, умаляющие его престиж как директора школы или оскорбляющие достоинство учителя.

    По меркам современной геронтологии он прожил короткую жизнь, но она была творческой, без остатка отданная детям. Климентий Елисеевич Мороча – отличник народного образования, заслуженный учитель школы РСФСР, орденоносец, коммунист, более тридцати лет возглавлявший школьные коллективы города.

Ариадна МОРОЧА.

    ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.07.2020.

 

 

Главная страница