Как рождалась "школа будущих техников"
К машиностроительному техникуму на Вагонке особое, доброе отношение, и это сразу же почувствовал пришедший в коллектив несколько лет назад нынешний руководитель учебного заведения, а точнее - декан НТМТ ФСПО НТИ (ф) УГТУ-УПИ Леонид Анатольевич Литвинов (сегодня техникум - факультет среднего профессионального образования этого вуза). Каждый третий работник ФГУП "ПО Уралвагонзавод" - выпускник "машинки", а центр Дзержинского района просто невозможно представить без здания машиностроительного техникума. Его возвели в 1957 году. Само учебное заведение - гораздо старше: 2005 год для машиностроительного техникума юбилейный - ему исполнилось 70 лет!
Группа первого набора дневного отделения 1939 года.
Но не всегда машиностроительный техникум назывался именно так. Как же все начиналось? Оказывается, НТМТ рождался дважды. В июне 1931 года началось строительство будущего гиганта - Уралвагонзавода. А уже через полгода, в декабре, в нескольких разрозненных помещениях, а затем и в специально построенном бараке в центре города, на пересечении улицы Карла Маркса и Библиотечного переулка, открылся вечерний вагоностроительный техникум. Контингент был небольшой - всего 60-70 учащихся, но вот специальности, которым здесь начали обучать - "Вагоностроение" и "Технология машиностроения", - нужны были в муках рождающемуся вагонзаводу как воздух. В качестве преподавателей широко привлекались спецы из проектно-технологического отдела Уралвагонстроя.
Однако просуществовал техникум недолго. В те годы в моде были всяческие кампании. В 1933 году началась очередная - по борьбе с "карликовыми" учебными заведениями. Именно таким был признан и вагоностроительный техникум. А потому... ликвидирован.
Но уже в самом скором времени стало ясно - поспешили! Да еще вождь народов заявил: "Кадры решают все!" Этот сталинский лозунг определил второе рождение "школы будущих техников". Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 августа 1935 года за №1742 в титульный список учебных заведений системы Народного комиссариата тяжелой промышленности при УВЗ был включен машиностроительный вечерний техникум. Обучение предполагалось без отрыва от производства на трех отделениях: сварочном, литейном и сборочно-монтажном. Осенний набор 1935 года был утвержден в количестве 150 человек, И вот 7 сентября 1935 года начались занятия: техникум по-настоящему родился!
Попробуем мысленно заглянуть в те барачные аудитории и представить себе, как выглядели первые студенты, во что были одеты, о чем мечтали, были ли сытыми, чего боялись... Увы, первый сохранившийся приказ по техникуму - только от 14 апреля 1936 года. Однако кое-какое представление о студенческой жизни тех лет он дает. Читаем: "За отличные показатели в учебе, посещаемость, примерную дисциплину и активное участие в общественной жизни техникума ко дню 1 Мая премировать следующих: 1 курс "Б" - Кадыков К.Г. Председатель студкома. Премировать логарифмической линейкой и 50 руб. на приобретение готовальни. 2 курс - Колосовский А.Д. Староста. 50 руб. на приобретение готовальни". Надо полагать, упомянутые в приказе были на седьмом небе от счастья. Собственная логарифмическая линейка для будущего техника - такое богатство!
А между тем Уралвагонзавод все больше набирал обороты, один за другим вступали в строй новые цехи. Перемены - и в техникуме. С февраля 1939 года он именуется в приказах уже не вечерним, а просто вагоностроительным с двумя специальностями на дневном отделении: "Монтаж и сборка вагонов" и "Сварка". В приказах появляются первые упоминания о студенческих стипендиях.
Двоечники претендовать на них не могли. Троечники могли рассчитывать на стипендию в 55 рублей. А при 40% хороших отметок и 60% отличных выплачивалось 75 рублей. ( К слову, спортивные ботинки до войны стоили 80 руб.) Но для получения стипендии нужно было предоставить справки "о количестве членов семьи, заработке, имуществе: лошадь, корова, если есть таковые".
А вот и неприятное новшество - впрочем, сегодня этим вряд ли кого удивишь.
С ноября 1940 года в соответствии с постановлением Совнаркома в техникуме была введена плата за обучение - 150 рублей в год. Все первокурсники с ноября 1940 года со стипендии снимались. Уже в этом месяце за неуплату за обучение на вечернем отделении были отчислены 26 человек.
В техникуме удлиняется учебное время. Если рабочий день в феврале 1939 года начинался в 9 утра и заканчивался в 22 часа, то в апреле занятия заканчивались уже в 23.30.
Что же касается дисциплины... Нет, уважаемые студенты XXI века, вы не первые, кто вынужден подчиняться установленному распорядку. Ваши предшественники тоже подчинялись прописанным в приказах правилам поведения. Например, "галоши и пальто снимать сразу же у раздевальни..." Для тех времен это было очень актуально.
И вот, наконец-то, свершилось! В октябре 1939 года первые десять человек получают дипломные задания и распределяются по цехам, за исключением студента X., который предупрежден за "хвосты". А 19 февраля 1940 года после защиты дипломов выходит приказ о том, кого считать окончившими техникум. Диплом с отличием получил один из одиннадцати - Николай Алексеевич Половников (всю жизнь он проработал на УВЗ, был начальником цеха, заместителем директора по котельному производству, главным экономистом завода.)
Жизнь выпускников (и благосостояние!) менялась резко. Вот что написал в мае 1940 года директор техникума С.Г. Костюков в статье "Среднее техническое и общее образование - рабочим завода": "Ранее работавший чернорабочим Столь сейчас является технологом заготовительного цеха и получает зарплату 750 рублей. Работают мастерами: товарищи Рутман, Селезнев, Ланда, Ковтуненко (получают по 700 рублей)".
В 1942/43 учебном году техникум начал подготовку техников-механиков танков Т-34. 30 мая 1943 года появляется приказ по учебному заведению на основании приказа наркома танковой промышленности за №321 от 17 мая 1943 года о том, что Нижнетагильский вагоностроительный техникум наркомата тяжелой промышленности впредь именовать Нижнетагильский Механический техникум НКТП. Ну а привычное нам всем название появилось в декабре 1944 года, когда техникум был переименован из механического в машиностроительный.
Владимир МАРКЕВИЧ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.09.05.