История создания тагильских театров

    Представьте себя в роли режиссера-постановщика, который видит такую картину городской жизни, какая описана в книге "Были горы Высокой" (издание1,стр. 59).

    "Большие девки сидят на улице, а парни в гармошку играют, ходят мимо девок. Толчок у парней был один на проулке. Со всего третьего района соберутся в одно место и начнут друг с другом счеты сводить. Слово за слово – пошла потасовка. Обязательно на две партии делились и дрались. Страшно, а бежишь посмотреть на драку. Что видишь – ужас! А если который праздник нет драки, то скука берет".

    Были в те времена и такие "развлечения", как ледяные бои, происходившие между жителями заводских "концов". Часто они превращались в кровавые бойни.

    Старый горняк, член КПСС с 1918 года Владимир Георгиевич Красиков вспоминает: "Это зимой на пруду стенка на стенку сходились. Начинали обычно ребятишки, вооружившись клюшками и короткими палками. Затем в драку вступали подростки и парни. В ход пускались ножи и длинные шесты. Нередко в ледовые побоища ввязывались мужики-бородачи. Тогда над прудом стоял стон-стоном: ругань, крики, треск жердей, а иногда прослушивались и выстрелы охотничьих дробовиков".

    Да! Театр, да и только! И актёры хороши, играют жизненно, с азартом. Зрителям страшно, а всё равно бегут посмотреть уличный театр, а то скука берёт!

    В различных уголках нашей страны театральное искусство развивалось по-своему. Не просто сложилась и судьба первых тагильских театров.

Первый тагильский театр

    "В ноябре 1862 года служащие Нижне-Тагигильского заводоуправления А. Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушканов и Георг Вишневский заключили договор с управление заводов о найме дома по улице Нижняя Ерзовка (ныне Папанина), для устройства "домашнего театра". Так в Нижнем Тагиле сто лет назад появился первый театр, зрительный зал его был рассчитан на 108 мест.

    Первый спектакль состоялся 30 декабря 1862 года.

    В 1863 году было дано 14 спектаклей, а всего с 1862 по 1865 гг. – 22. На каждый из них ассигновывалось от 16 до 19 рублей "на покупку свечек", наём прислуги и музыкантов, на афиши, вино и десерт".

    Театр быстро завоёвывал себе популярность.

    В 1877 году, в связи с участившимися в городе пожарами, заводоуправление предложило закрыть театр.

    Через 10 лет в городе появились новые афиши. Это заводоуправление пожаловало благотворительному обществу помещение каменной конюшни на территории завода, в ней был устроен театр.

    Общество трезвости в 1900 году в помещении народных чтений на Вые открывает народный общедоступный театр. Но и он вскоре прекратил своё существование".

    "После Октябрьской революции в стране началась новая жизнь, – продолжает вспоминать старый горняк Владимир Георгиевич. – Огромные изменения произошли и в Нижнем Тагиле. В далекое прошлое ушли дикие ключевские и гальянские нравы, когда зимой на пруду стенка на стенку сходились. Изменения произошли и в психологии людей. Нижний Тагил стал городом сплошной грамотности, высокой культуры. Теперь нет, пожалуй, такой семьи, которая бы не выписывала газету или журнал, а многие семьи имеют личные библиотеки. Если вы хотите после трудового дня интересно провести время, отдохнуть, повеселиться, к вашим услугам дворцы культуры и клубы, театры и кино, университеты культуры и лектории, стадионы и спортивные клубы, сады и парки. В городе работают два театра, два музея, два дворца культуры, десять книжных магазинов, 58 массовых и 96 технических библиотек, в них хранится около двух миллионов книг. В парке Дзержинского района высится самое большое здание в Нижнем Тагиле – Дворец культуры имени И.В. Окунева. Центральный корпус Дворца представляет собою современный театр. Зрительный зал его с пологим партером – амфитеатром, балконами, украшенными ажурной лепкой, белыми колоннами, красным бархатом мебели и портьер, вмещает 1000 человек".

    Как видите, наши предки постоянно стремились к совершенству и хотели оставить своим детям не только материальное, но и духовное наследство.

    Это явно прослеживается в городских архивных фондах. Заведующая читальным залом городского исторического архива Виолетта Евгеньевна Лаврова сразу предупредила:

    – В описи имеющихся материалов по возникновению самых первых тагильских театров очень мало сведений, особенно, что касается частных театров в богатых домах; крепостных театров в начале XIX века.

    Погружаемся в записи 19-20 веков.

    В одном из дел – афиша спектакля "Чужое добро в прок не идет" по пьесе А. Потехина за 6 января 1896 г. Далее в вырезке газеты "Трудовой фронт" № 50(33) за 1 июля 1920 г. дан примерный репертуар пролетарского театра. Затем речь идет о репертуаре (текст документа записан без изменений):

    "После Октябрьской революции рабочие, посещавшие культурно-просветительные кружки, устремились в область театрального строительства, но ввиду того, что работа везде велась без определенного плана, без определенных ясно обозначенных задач, всё свелось в большинстве случаев к постановке любительских спектаклей, не имеющих ни художественной, ни общественной ценности. И, таким образом, замечается вырождение' театральных кружков и плохое любительство. Тогда как правильно организованное дело пролетарского театра может дать больше результата в деле поднятия культурного уровня масс, а также в деле создания значительных культурных сил из среды пролетариата для занятия ответственных руководителей по разным отраслям культурного строительства.

    Правильно организованные кружки могут дать хороший рост газетных писателей, организаторов и т.д. С этой целью необходимо при кружках иметь свои библиотеки и музеи, а также необходимо устраивать беседы закрытые и открытые по вопросам искусства, политики и общественной жизни.

    Основой рабочего театра, его душой, является репертуар.

    Те пьесы, которые мы получили от старого буржуазного театра, в большинстве являются не продуманными для здорового духом рабочего класса, а три года существования диктатуры пролетариата не успели создать своего репертуара, кроме того, явились своего рода театральные спектакли, которые выбросили на рынок много пьес, являющихся подделкой под революционные и пролетарские пьесы, и не менее вредных, чем любая буржуазная пьеса.

    Поэтому, в выборе пьес надо быть весьма острожными, нам нужно отказаться от всего малоценного, незначительного, угрожающего обывательским вкусом или носящего чисто увеселительный характер.

    Здесь прилагается список пьес, по различным категориям из старого и нового репертуара, вполне удовлетворительного, как со стороны художественной, так и со стороны идейной.

    От себя (пометка А.И. Боташева): "Не все пьесы имеются в библиотеках, но список все-таки давал ориентир на лучшее.

    По мере развития кружка и углубления его работы, кружок реорганизуется в студию, которая является уже повышенным типом пролетарского театрального воспитания. Относительно конструкции и программы пролетарских кружков в студии, обращаться в Культотдел Совета Союзов (Дом Союзов, ул. Ленина, 171) или Пролеткульт (ул. Февральской революции, 27)

    Из Революционного репертуара:

    "Разбойники" – Шиллер

    "Дурные пастыри" – О. Мирбо,

    "Беглый политик" – Луначарский,

    "Стенька Разин" – Навроцкий,

    "Спартак" – Сандомирский,

    Из репертуара бытового:

    "Не так живи, как хочется", "Не все коту масленица", "Гроза", "Бедность не порок", "На бойком месте" – Островский

    "Первый винокур", "Власть тьмы" – Толстой

    "На дне", "Фома Гордеев" – Горький

    Репертуар по эпохам:

    "Снегурочка" – Островский

    Эпоха Грозного, смутные времена:

    "Борис Годунов", "Дмитрий-самозванец",

    Петровские времена:

    "Царевич Алексей"

    Екатерининские времена и дальнейшие события:

    "Недоросль", "Пугачев", "Княжна Тараканова"

    Народные движения

    "Стенька Разин", "Пугачев"

    А вот ещё один интересный документ, датируемый 10 ноября 1920 года "Коллекция документов по истории Нижнетагильского театра, собранная его руководителем А.И. Боташевым за 1862-1924 гг. В их числе протокол собрания драматического кружка любителей театра от 10 октября 1920 г.

    Протокол оформлен по всем правилам: фамилии присутствующих, затем идёт порядок вопросов для рассмотрения. По первому вопросу о целях и задачах кружка доложил А.И. Боташев".

    – За невозможностью в настоящее время иметь в Тагиле постоянную профессиональную труппу, на сцене тагильского театра выступают многочисленные организации и кружки любителей. Благоволите уведомить общество, какие именно будут проданы пьесы. Часто многочисленные организации и кружки ставят спектакли без всякой системы и подготовки, а потом такие спектакли в большинстве случаев мало или вовсе не удовлетворяют своего назначения. Имея это ввиду и желая придать постановкам спектаклей более организованный характер, Наробраз (народное образование) со своей стороны предлагает, что при условиях настоящего времени, выйти из этого положения можно только организацией постоянного кружка любителей драматического искусства, который бы не преследуя числа спектаклей, обратил должное внимание на их качество. Для этой цели и созвано это собрание. И Наробраз обращается ко всем присутствующим здесь с предложением: прийти на помощь в деле поднятия сценических представлений на должную высоту, надеясь, что истинный любитель искусства всегда отнесётся более серьёзно к своей работе и приложит все силы и старания к любимому им искусству, а это уже будет залогом иметь более приличные и обдуманные постановки спектаклей.

    После продолжительных обменов мнениями, собрание считает организацию подобного кружка желательной и необходимой.

    Собрание со своей стороны считает, что в обязанности кружка должны входить не только постановки спектаклей, но и устройство музыкально-вокальных вечеров, а поэтому необходимо выделить в кружке музыкальную секцию. Далее собрание выбрало правление из пяти человек, распределили обязанности и назначили день читки и выбора пьес для постановки.

    После обсуждения прозвучали пожелания успехов кружку в его будущей работе.

    И это произошло. Они начали создавать свой правильный театр: на собраниях, в отчётах не стеснялись говорить правду о своей работе, видели свои ошибки и пытались даже в трудных условиях того времени их исправить. И добились своего. Год от года совершенствовалось мастерство тагильских актёров. Опытные мастера учили театральному искусству молодых. И так год за годом.

    Сегодняшний театр, которым руководит Народный артист РФ Игорь Николаевич Булыгин, воплотил то, к чему они стремились. В год театра поставлен музыкальный водевиль "Ханума", где органично соединились музыка, пение, танцы и сценическое мастерство актёров. Зрители оценили постановку коротким словом "Браво!"

Александра ПОСПЕЛОВА

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(326), апрель 2019 г.

 

 

Главная страница