Не мыслим себя без песни
Солистки вокального ансамбля "Элегия" Дворца культуры им. И.В. Окунева молоды душой. Коллективу в 2018 году исполнилось 35 лет.
"Твой путь непрост, тернист, но ты талант от бога..." Эти слова, написанные к прошлому юбилею ансамбля, можно отнести к каждому из его руководителей. Первым был Игорь Знаменский – уникально одаренный человек, который самостоятельно научился играть на фортепиано и окончил Нижнетагильское музыкальное училище. Он трудился на Уралхимпласте электриком и часто музицировал после работы, аккомпанировал также на соревнованиях по художественной гимнастике.
Коллектив вокального ансамбля "Элегия"
– С Игорем Знаменским мы встретились в цехе здоровья Уралхимпласта, – вспоминает солистка "Элегии" Валерия Микрюкова. – Он играл на фортепиано, а я подошла и начала петь. Игорь Дмитриевич услышал, что я беру даже самые высокие ноты, и предложил мне создать ансамбль. Я пригласила девочек из хоровой капеллы УПИ, он нас разбил на три голоса, и мы начали заниматься. Репетировали в красном уголке во время обеденных перерывов. Первое произведение, которое мы разучили, – песня грузинского композитора Азарашвили "Родина".
Тепло отзываются вокалисты и о Екатерине Мариненко, которая продолжила дело Игоря Знаменского. Молодая выпускница консерватории делала для ансамбля очень грамотные аранжировки, большое внимание уделяла вокалу.
С 2012 года ансамблем "Элегия" руководит Людмила Гафурова. Хоровик по образованию, она совмещает в себе несколько ролей: руководителя, аранжировщика, аккомпаниатора и дирижера.
– На репетициях я много работаю над звуком, – рассказывает Людмила Викторовна. – У каждого произведения – свое звучание и свой характер. Аккомпанировать ансамблю гораздо сложнее, чем заниматься с отдельными солистами: надо выстраивать все вокальные партии, чтобы они звучали гармонично. Многим не хватает терпения. Но я очень люблю людей, которые жаждут петь. Наши женщины молоды душой, потому что они поют.
Сегодня ансамбль "Элегия" – это шесть солисток, которые за 35 лет добились удивительной слаженности голосов. У Валерии Микрюковой раньше было колоратурное сопрано – это самый высокий голос, очень звонкий и легкий, как колокольчик. Ей хорошо удавались ария Джудитты из оперетты Легара и "Весенние голоса" Штрауса. Тамара Широбокова сама пишет стихи и музыку, освоила игру на гитаре. Коронная партия Натальи Пичугиной – "Вечная любовь" Азнавура на французском языке. Яркие исполнительницы – Минигуль Светлова, Елена Гентух и Галина Серга. Недавно в коллектив пришла новая солистка – Марина Максимова.
– Я не мыслю себя без песни, – признается Елена Гентух. – В нашей семье хорошо пели мама и тетя, у которой был бархатный цыганский голос. Все праздники у нас проходили за семейным пирогом и с песнями. Я знала слова всех застольных песен, безошибочно выводила все мелодии. Моей любимой была песня "Куда ведешь, тропинка милая". Позже я выступала в составе эстрадного оркестра клуба цементного завода. Однажды к нам в обеденный перерыв пришел с концертом ансамбль "Элегия". Я сидела в зале клуба и пела вместе с ними – так и попала в этот коллектив.
В репертуаре "Элегии" – романсы, классика и джаз. Вокалисткам подвластно всё: Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский, Баснер, Цфасман, Минков и другие композиторы. Самые известные песни – "Старый рояль", "Рябиновые бусы", "Счастья тебе, земля", "Оттепель", "Весна идет", "Добрый вечер". Исполняют и собственные произведения. Так, Игорь Знаменский написал для ансамбля романс "Посвящение" на стихи Тютчева, Людмила Гафурова – романс "Песнь соловья", а Наталья Пичугина – романс "Хрустальная капель".
– Возраст наших зрителей разный: есть и молодежь, и люди среднего возраста, и пенсионеры, – поясняет Наталья Пичугина. – Воспринимают очень хорошо: бурные аплодисменты, овации, крики "браво!". Очень приятно, когда в зале полнейшая тишина – так внимательно люди нас слушают.
В 2014 году ансамбль "Элегия" покорил "Берега надежды", заняв второе место в этом международном фестивале. У коллектива – множество благодарностей и дипломов за участие в различных конкурсах и концертах. В санатории-профилактории "Пихтовые горы" за эти годы "Элегия" выступила, наверное, раз 70. Солисты ансамбля всегда желанные гости в Центральной городской библиотеке, санатории "Руш", комплексном центре социального обслуживания населения "Золотая осень".
До того, как "Элегия" нашла "приют" во Дворце культуры имени И.В. Окунева, коллективу приходилось репетировать дома у одной из вокалисток. Женщины очень переживали, что мешают соседям, но никто ни разу на них не пожаловался. А позже к супругам Широбоковым подошла соседка и спросила: "А почему вы больше не поете? Ведь мы слушали вас с удовольствием".
– Когда я первый раз услышала репертуар "Элегии", то испугалась, – признается Тамара Широбокова. – Это была классика, очень сложная, и я думала, что у меня ничего не получится. А потом я втянулась в эту работу, стала частью слаженного коллектива, и сегодня ансамбль ни за что не брошу. Возраста не чувствую – всем влюбленным семнадцать. "Элегия" – это родниковая частица моей жизни, это любовь и к песне, и к моим подругам в коллективе. Даже если мы пришли на репетицию грустные, уходим всегда с хорошим настроением. А когда на концертах видишь в зрительном зале ответные улыбки, понимаешь: ради этого стоит петь.
Марина КАРАЧЕВА.
Фото из архива ансамбля "Элегия".
Литература: Газета "Машиностроитель" от 02.03.2018, №8.