Прогулки по тагильскому храму Мельпомены
В 2006 году труппе драматического театра исполнится 60 лет. Однако этому юбилею предшествовал еще один -пятидесятилетие здания театра, главного украшения Театральной площади. Его отметили в конце лета 2005 года.
Едва появившись в Тагиле, на том самом месте, где и по сей день стоит, драматический театр сразу покорил горожан. Как минимум полгода в книге отзывов - восхищения. Но больше - не от актерской игры или постановок, а от здания... Впрочем, встречались и такие забавные отклики: "Почему в буфете пива нет?"
50 лет назад, когда только началось обустройство центральной площади, для глаз, привыкших к убогим баракам и деревянным срубам, этот торжественный античный храм был настоящим пиром. Преувеличенная монументальность, мощный восьмиколонный дорический портик, подпирающий широкий и нарочито тяжеловесный фронтон, изобилующий пышным декором - мейнстрим архитектуры сталинской эпохи, так называемый "сталинский ампир". Сегодня эту постройку считают одним из самых значительных архитектурных сооружений города. За полвека оно накопило немало традиций и тайн...
В лучах...
Любопытно, что у здания драматического театра есть брат. Не близнец, но очень похожий по архитектуре. Он был построен в Сталинграде, сейчас в нем работает Волгоградский театр оперы и балета. Прародителем обоих был ленинградский архитектор А. Тарасенко.
Зато в нашем городе есть настоящая эксклюзивная изюминка! Представьте, что ни в одном городе России нет больше площади с названием "Театральная". И впрямь, отчего не "имени Черепановых" (по памятнику в центре) или как-то еще?
Наверное, это случилось благодаря проекту главной городской площади. Дело в том, что в основу планировки главной площади города была заложена симметричная лучевая композиция. В центре ее и находился драматический театр. "Лучей", по замыслу архитекторов, было три - центральные проспекты Ленина и Строителей и улица Горошникова (бывшая Заводская). Однако последний луч канул в темное царство - ныне он скрыт более поздней высотной застройкой.
...и на костях
Прежде чем появиться проекту и зданию, на месте Театральной площади было церковное кладбище, затем - памятник А. Карамзину, управляющему железоделательным заводом, а после - пожарная каланча. Поскольку историю не перекроишь и храм искусства с костей уже не сдвинешь, в 90-х годах в драматическом освятили все помещения.
Вид с Театральной площади на проспект Строителей
Чем же привлекло данное место разработчиков проекта? Во-первых, это была возвышенность. Кроме того, Театральная площадь гармонично соединяла исторически сложившийся центр у проходных завода им. Куйбышева с новыми районами города.
Еще в 1944 году администрация города приняла решение о строительстве театра по улице Ленина на месте между Первомайской и Красноармейской - приблизительно напротив сквера. Но решение по неизвестным сейчас причинам выполнено не было. Театр начали строить на другом месте и по проекту другого архитектора. Только через 10 лет.
Строили всем миром, на самых тяжелых физических работах использовали труд узников "Тагиллага". Это выяснилось совсем недавно: разбирая одну из стен в холле на втором этаже, нашли записку заключенных, нацарапанную на куске железа (на фото):
"Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров. И под шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как об этом будут утверждать летописи. А создан на крови и костях заключенных - рабов 20 столетия. Привет грядущему поколению и пусть ваша жизнь и эпоха не знает рабства и унижения человека человеком! И.Р. Кожин, Р.Г. Шарипов, Ю.Н. Нигматулин"
Спектакли в бывшей конюшне
Театральное здание выросло в 1955 году. Но это не значит, что до той поры в городе не было театра...
Когда в 1863 году работники демидовского завода обратились в заводоуправление с просьбой открыть театр, им был предоставлен один из частных домиков в районе Горбатого моста. Он не сохранился до наших дней. Любопытно, что занавесы для спектаклей расписывал Василий Худояров.
В этом месте на потолке нашли эту "металлическую записку"
Театр тот был деревянным. Из-за опасности пожара его решено было закрыть. Через несколько лет театру отдали здание конюшни на территории завода. Артисты сами приспособили его, разделив на зрительный зал с ложами (108 мест) и сцену. Спектакли в бывшей конюшне игрались много лет. Там гастролировали В. Давыдов, В. Пашенная и другие звезды российской сцены XIX века. Все постановки были благотворительными. Сбор шел в фонды голодающих, детей-сирот, инвалидов.
Следующим зданием театра стал Купеческий клуб, переименованный в начале 20-х в Комсомольский. Здесь создали Театр рабочей молодежи. Давали спектакли и в здании, которое находилось на территории парка имени А. Бондина и называлось Летним театром.
В годы Великой Отечественной в Тагил были эвакуированы труппы различных театров страны. По воспоминаниям старожилов, они работали в здании Дома культуры железнодорожников. Там же почти 10 лет играли артисты Нижнетагильского драматического театра, открывшегося 8 мая 1946 года.
Катастрофы тела
Наш драматический отличают фигуры на фронтоне, которые по замыслу создателей олицетворяли "неразрывную связь труда, науки и искусства". Художники вспоминают, что они были сделаны по эскизам известного мастера Мазера, но заканчивали работу над ними уже в тагильских мастерских.
Давно можно заметить на торсах этих символичных товарищей тросы. Будто кто-то боится, что символам вздумается развеяться и полетать. Если без шуток, то это суровая необходимость. Ведь безвылазно, 50 лет кряду, на ветру, в дождь и в холод Труд, Наука и Искусство торчат на фронтоне театра. Трос предохраняет символы от падения. По технологии скульптуры были рассчитаны на 25 лет, но простояли вдвое больше. Самым хрупким оказался Труд. У него не так давно отвалилась рука. Такая катастрофа тела, случившаяся с хрупкими украшениями, уже не первая. И сейчас планируется демонтировать этот тройственный союз и заменить его на новый, более долговечный.
Кто качается на главной люстре?
Теперь о свете. Да будет вам известно, что огромная роскошная люстра, что висит в зрительном зале с основания театра, весит более трех тонн и состоит из 300 ламп. Заменяют перегоревшие лампочки и чистят перышки всем хрустальным подвескам и перепонкам люстры раз в год. Говорят, раньше на это событие собиралась вся труппа и работники театра. Люстру опускали вниз, но не до пола, и каждый желающий мог на ней повисеть. Под светом трех сотен электрических свечей - расписной потолок. Наверняка каждый, кто закатывал глаза от восторга, или во время антракта замечал загорелых пионерок в коротких юбочках, дам в греческих туниках и другие. Это и картины "счастливой сталинской жизни", и сцены из известных драматургических произведений, артисты различных видов театра - балета, оперы. Над дверью на балкон есть малозаметный фрагмент росписи, где на нарисованном пьедестальчике написаны имена художников, выполнивших это огромное полотно, а также росписи в фойе: московские художники-монументалисты И. Бережная, И. Влащик, Б. Дятлов, В. Казаков, А. Штейман.
Стоит упомянуть и о зале, находясь в котором, собственно, и можно наслаждаться люстрой и росписями. Изначально он был рассчитан на 800 мест, после реконструкции их осталось 530 - расширили проходы между рядами, пристроили будки для звукооператора и осветителя.
А вот на вопрос о том, как давно роскошный багровый занавес смежает над сценой свои веки, никто в театре точной даты не назвал. Но то, что театральному бархату не меньше 25 лет, в драматическом единогласно признали.
Дух, ты где?
Также признали, что у здания есть свой дух. Говорят, когда поздно вечером идешь через погруженный в чернильную темень зрительный зал, видеть никого не видишь, но... Чувствуешь, что ты в зале не один. Покойный актер Михаил Иванович Юрченко, рассказывают, частенько в шутку обращался к духу: "На-фа-ня! Ты где?". Жаль, уже не спросишь у него, отзывался ли кто...
Много еще тайн скрыто в стенах этого необычного здания, уверены в театре. Однако материалов о том, как оно проектировалось и строилось, мало.
Долгое время ходили слухи, что под театром находятся потайные ходы, которые ведут к пруду и в другие точки города. Однако пока никто не нашел маленькую потайную дверку. Еще несколько интересных историй рассказал Лев Самуилович Либенштейн, один из руководителей строительства тагильского храма Мельпомены. Мол, во время стройки рабочие хотели замуровать одного зловредного и крутого нравом прораба в одну из ниш. И будто бы Льву Самуиловичу удалось спасти несчастного от незавидной участи быть увековеченным в камне.
Также, рассказывает он, в каждую из восьми дорических колонн драматического заложены бутылки строителей с посланиями в будущее. Хорошо, если никто никогда их не прочитает.
Варвара ЗЕМЛЯНИКИНА.
Выражаем благодарность заведующей литературной частью драматического театра О.П. Череповой за предоставленный исторический материал.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.09.05.