Осенние мелодии Татьяны Божиной

    Рассказ о мастере лаковой росписи Т.В. Божиной.

    Татьяна Викторовна родилась 15 сентября 1967 года в г. Нижний Тагил в рабочей семье. Отец, Виктор Никифорович, вырос в многодетной семье, много лет отработал шофером в Тагилэнергосетях, мать – Мария Андреевна, всю жизнь посвятила Нижнетагильскому металлургическому комбинату, где трудилась бухгалтером.

    Дедушка по отцовской линии – Никифор, до Великой Отечественной войны работал кузнецом на Высокогорском механическом заводе. Его жена, Екатерина Семеновна, была человеком спокойным, трудолюбивым. Все детство маленькой Тани прошло в красивом бабушкином доме, где всегда было опрятно, и все сделано с любовью. Старшее поколение Божиных старалось всем детям дать хорошее образование, всесторонне их развивать: внуки посещали спортивные секции, танцевальные и драматические кружки, музыкальные школы.

    В раннем детстве в красивом бабушкином комоде Татьяна нашла старые засохшие краски и стала рисовать – ее захватил процесс смешивания различных цветов. К сожалению, родные тогда не поддержали восторга девочки и попросили все выбросить.

    Еще одним ярким воспоминаний детства была поездка всей семьей в Коктебель. Крымская природа пленила девочку настолько, что и через сорок лет в памяти Татьяны Викторовны всплывают те прекрасные и живописные места: Черное море, горы, высокие деревья, южная пышная растительность, яркие цветущие растения.

    В 1974 году Татьяна Божина пошла в первый класс школы № 50. Дополнительно занималась во всех кружках, какие только были во Дворце культуры "Юбилейный", но дольше всего посещала театральный, танцевальный и, конечно, изостудию. Каждое лето девочка проводила в пионерском лагере. Ей нравилось там потому, что можно было проявлять себя в творчестве. Однажды, а это было в пионерском лагере "Звонкие голоса", Татьяна решила простыми школьными мелками разрисовать стены на романтическую тему, изобразив пару, бегущую вдаль. Её работа так понравилось вожатой, что та попросила расписать стены в ее комнате.

    Так шаг за шагом Татьяна приближалась к своему предназначению. Немаловажную роль в этом сыграла Алевтина Николаевна Голубева – сегодня известный мастер подносного промысла, заведующая кафедрой декоративной росписи в Высшей школе народных искусств (г. Санкт-Петербург), член Союза художников России. А в то время А.В. Голубева была молодым художником Нижнетагильского завода "Эмальпосуда". Они подружились еще в детстве, так как жили рядом. По совету подруги Татьяна поступила в профессиональное училище № 49, которое готовило кадры для завода "Эмальпосуда".

    По его окончании Татьяна Божина с большим энтузиазмом и интересом приступила к работе в цехе росписи подносов. За соседним рабочим столом сидела молодая девушка. Татьяну сразу привлекли внимание цветы, написанные на ее подносах. Они были очень не похожи на традиционную тагильскую розу. Этой молодой художницей была Ольга Александровна Матукова (Позднякова) – ныне известный мастер лаковой росписи по металлу.

    Татьяна Викторовна тоже пыталась сделать свое творчество особенным, не похожим на других. Вглядывалась в работы старейшего мастера подносного промысла А. В. Афанасьевой, она училась составлять композиции и грамотно строить пропорции. Заполнять зеркало подноса цветами так, чтобы каждая работа "дышала". Ее вдохновляли работы таких мастеров, как Л. И. Кизилова, Е. Л. Отмахова, В. П. Полева. У них молодая художница училась не только составлять композиции, но и подбирать цветовую гамму, писать традиционный двуцветный волнообразный и полукруглый мазок.

     

Поднос Татьяны Божиной

    Отработав один год на "Эмальпосуде", Татьяна Божина вновь поступила в СПТУ № 49, на этот раз на двухгодичный курс, прежде был девятимесячный. По новой программе предполагалось более глубокое изучение таких предметов, как живопись, рисунок, композиция, история искусств.

    Но жизненные обстоятельства сложились так, что обучение закончить не удалось. На втором курсе Татьяна Викторовна ушла из училища и из цеха. В 1988 году устроилась на Высокогорский механический завод художником-оформителем. На этой работе невозможно было расти творчески, применить теоретические художественные знания. Она мечтала о чем-то более возвышенном и прекрасном. Вскоре ее мечта исполнилась – в 1989 году Татьяна Викторовна заключила контракт с торговой туристической сетью "Интурист". Предполагалась, что мастер будет расписывать не только подносы, но и другие сувенирные изделия, выполненные из дерева, камня, бересты. Они продавались в гостиничных киосках и предназначались для гостей города. В 1993-м Т.В. Божина перебралась в Санкт-Петербург.

    В этот период она написала ряд работ в технике аэрографии, кроме того, активно начала применять технику инкрустации, т. е. украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Татьяна Викторовна также использует технику инкрустации металлом по металлу (насечки) и украшение перламутром и цветной фольгой.

    Жизнь в Санкт-Петербурге расширяла возможности художника в творческом плане. Она могла посещать музеи, художественные выставки, состояла в товариществе "Свободных художников", а значит, встречалась и обменивалась творческим опытом с другими коллегами. Любовь к Санкт-Петербургу сохранилась у нее на всю жизнь.

    Вернувшись в родной город, Татьяна Викторовна устроилась на предприятие народных промыслов "Смена". Она по-прежнему ищет новые формы и приемы в творчестве. В ее работах видна каждая тоненькая ниточка в нежном переплетении природного рисунка паутинки или прозрачное крыло бабочки, лепесток цветка. Как говорит сама художница, "они должны передавать всю красоту нерукотворного мира, оставлять след в душе, давать силу духа, иметь в себе мощь, которая есть даже в маленьком цветочке…"

    Т.В. Божина в промысле – более тридцати лет. Сегодня она является многоплановым мастером-универсалом. В ее работах можно увидеть как традиционную цветочную, сюжетную роспись, так и пейзажи, натюрморты, животных. Она активно сочетает технику аппликации, аэрографии и инкрустации с традиционной техникой копчения берестой.

    Еще один традиционный способ дополнительного декорирования подносов в ее творчестве – нанесение трафарета, который придает большую насыщенность образам. Дело в том, что художница, как правило, использует традиционный трафарет, вырезанный из бумаги в виде рамы-контура, в которую в дальнейшем и вставляет основную роспись. Широкие и плотные ленты из золотого цветочно-растительного орнамента, чисто и аккуратно положенные на лак, создают шикарную раму, которая по уровню исполнения, создаваемому художественному эффекту вполне может использоваться как самостоятельный элемент декора.

    В работах Татьяны Викторовны отражается ее мироощущение и отношение к действительности. Про природу, которую мастер очень любит, так и говорит: "Она не бывает одинакова. Каждые пять минут все в мире меняется. Природа всегда разная, но всегда прекрасна".

    В настоящее время Татьяна Викторовна работает в Нижнетагильском центре промыслов и ремесел "Тагильский поднос" художником декоративной росписи по металлу. Проводит мастер-классы. Вот уже более 15 лет сотрудничает с Казанским мужским монастырем. Она пишет сюжетные работы, связанные с библейскими темами и образами, которые имеют в своей основе христианское православное мировосприятие. Эти произведения являются методическими пособиями и предназначаются для детей, воспитанников воскресной школы. Тема религии присутствует и на зеркале подносов мастера: это изображение ангелочков и более серьезные сюжетные работы – храмы России.

Татьяна Божина

    Мастер считает осень самым прекрасным и поэтическим временем года, которое радует человека причудливыми переливами шуршащей под ногами разноцветной листвы, наполняет его сердце неуловимой и прекрасной элегией, сохраняющей память о мимолетной красоте, которую и старается запечатлеть Татьяна Викторовна Божина.

Ольга ЛОШАГИНА, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №39(316) от 23.11.2017.

 

 

Главная страница