Деревянное кружево от Власова-Калинина

    В Нижнем Тагиле осталось не очень много "островков" с деревянными домами. Многие из них сносятся, или их обшивают новыми современными материалами, что полностью изменяет облик строений, а с ними и облик города. Но когда идешь по старым улицам Тагила, где еще сохранились деревянное зодчество, то невольно с интересом рассматриваешь резные наличники, резные украшения фронтонов домов или ворот.

    Дом – это место, где человек чувствует себя защищенным, где ему уютно и хорошо. Резные украшения на фасаде, как вышивка на одежде, служили не только украшением, но, в первую очередь, оберегом от злых сил. И эти злые силы были не только в представлениях людей, но и вполне материальными: холод, ветер, проникавшие в жилье между щелей. Возможно, пройдет еще десяток лет, и деревянные дома можно будет увидеть только на фотографиях в музее...

    Появление на срубах домов резного узорочья уходит далеко в глубину веков. Этому способствовали свойства строительного материала, употреблявшегося для сруба, и особенности в технике его использования. Всякая бревенчатая постройка имеет зазоры и выступающие торцы бревен, чтобы предохранить их от загнивания, зазоры и торцы зашивали тесом. В старину вытесать гладкую поверхность удавалось только очень искусным мастерам, так как тес получали путем расколки бревен, а выколотую пластину выравнивали топором. Такая доска должна была подчеркивать ответственные архитектурные линии постройки, поэтому естественно было обработать ее резьбой.

    Когда возникала потребность построить дом в Тагиле в XIX-начале XX века, чаще всего обращались к подрядчикам. Известный краевед И.А. Орлов в своих воспоминаниях так пишет об этом:

    "По постройке зданий, домов деревянных, каменных и кирпичных, казенных, земских и частных было несколько крупных подрядчиков, конкурировавших между собой, бравших казенные и земские подряды с торгов.

Иван Гаврилович Власов - отец Андриана Ивановича Власова-Калинина. Фото из коллекции музея-заповедника.

Иван Гаврилович Власов - отец Андриана Ивановича Власова-Калинина. Фото из коллекции музея-заповедника

    Некоторые специальные работы этих подрядов иногда сдавали мелким подрядчикам от себя (кровельные, малярные, стекольные и т.д.). Рабочими у этих подрядчиков, в основном, были приезжие-сезонники. По плотничным работам – вятские, по каменной, кирпичной кладке и штукатурке – "расейские", из Нижегородской губернии.

    Мелкие подряды по постройке домов и надворных построек у местных жителей брали небольшие артели приезжих плотников-сезонников. Они рядились, минуя крупных подрядчиков.

    Эти приезжие плотники, работая без чертежей и эскизов, вкладывали в свое мастерство все умение и творчество, обеспечивая этим себе местные заказы в будущем сезоне.

    Дома их постройки отличались прочностью, ажурной прорезью отделки наличников, карнизов, залобков и ворот. Пользовались при этом только ножовкой и коловоротом. Это были народные умельцы.

    В отличие от приезжих, местные мастера-кустари, имея при доме свои мастерские, при отделке фасадов использовали детали, выточенные на токарном станке.

    Они применяли своеобразную тагильскую рельефную резьбу по дереву. Что, конечно, не могли делать приезжие. Это тоже были большие мастера, умельцы, народные художники, например, Власов-Калинин Андриан Иванович".

    Благодаря Ивану Абрамовичу, который успел сделать фотографии дома Андриана Ивановича, мы можем увидеть деревянное узорное кружево работы этого замечательного мастера. Дом его находился на улице Космонавтов (Раздельной), сейчас на этом месте располагается горноспасательная служба.

    Он был похож на пряничный домик из сказки: аккуратный, двухэтажный с резными наличниками, воротами. Углы дома напоминали колонны каменных античных сооружений: их верх венчали резные капители. Еще одна особенность – окна первого этажа были больше окон второго. Обычно окна первого этажа делались меньше окон второго, так как чаще всего первый этаж представлял собой "подклет". Подклет был характерен для домов Урала и Сибири, его окна располагались близко к земле, потолок потклета был низким, эти помещения использовали для хозяйственных нужд: под кухни, кладовые, мастерские.

    В доме А.И. Власова-Калинина рисунок резьбы наличников окон первого и второго этажей различался.

Деревянный двухэтажный дом А.И. Власова-Калинина по ул. Космонавтов (бывшей Раздельной). Фото И.А. Орлова. Из коллекции музея-заповедника

Деревянный двухэтажный дом А.И. Власова-Калинина по ул. Космонавтов (бывшей Раздельной). Фото И.А. Орлова. Из коллекции музея-заповедника

Деревянный двухэтажный дом А.И. Власова-Калинина по ул. Космонавтов (бывшей Раздельной). Фото И.А. Орлова. Из коллекции музея-заповедника

    В орнаменте резьбы мастер употребил как народные мотивы, которые использовались издавна нашими предками, так и собственные – оригинальные. На верхней части каждого наличника на первом этаже изображено человеческое лицо. Нижняя часть наличника окон второго этажа сделана в виде стилизованной буквы "Ж", это одно из обозначений древней богини-берегини. Ее часто изображали еще в виде фигурки с раскинутыми руками и ногами – фигурка женщины, дарующей жизнь.

    Берегиня – покровительница рожениц, олицетворяет женское начало. Это один из самых частых символических образов, занимающих важное место как на старых вышивках, так и на резных наличниках. Остальной рисунок наличников – растительный. Различные ветви, ростки, листья и т. п. олицетворяли достаток и благополучие. Капители углов дома в центральной части были украшены стилизованным "древом мира". Это очень сильный обережный знак.

Розетка для украшения внутренних стен дома, выполнена А.И. Власовым-Калининым.

Розетка для украшения внутренних стен дома, выполнена А.И. Власовым-Калининым.

Фрагмент резьбы наличников дома А.И. Власова-Калинина

Фрагмент резьбы наличников дома А.И. Власова-Калинина

    В коллекции музея-заповедника имеется резная розетка для украшения внутренних стен дома, выполненная А.И. Власовым-Калининым. Она состоит из шести частей в форме лепестков. С лицевой стороны резьба плоско-рельефная, выемочная, накладная. Край представляет собой выгнуто-вогнутую линию. В центральной части на розетку наложена еще одна – маленькая, в форме цветка с шестью лепестками. На каждом лепестке большой розетки вырезан ряд из четырех выпуклых шишечек, направленный от центра к краю. Розетка раскрашена серой морилкой и краской бронзового цвета.

    Рассматривая это изделие, мы видим, что, скорее всего, изготавливая его, мастер подражал лепным украшениям, пытаясь воспроизвести их рисунок в дереве. Розетка с тыльной стороны плоская, с прорезными вытянутыми отверстиями. На обратной стороне – надпись черной краской :"Дар музею от Куляшовой Вассы Демьяновны". Васса Демьяновна – племянница Андриана Ивановича. Но, увы, больше ничего не известно ни об этой женщине, ни о том, для какого дома была изготовлена эта розетка. Можно только предположить, что находилась она в доме самих Куляшовых. Не исключено, что они были родственниками лесничего Гаврилы Максимовича Куляшова, дом которого находился на улице Верхняя Ерзовка, 16 (ныне ул. Комсомольская). Розетка и фотографии И.А. Орлова показывают, что Андриан Иванович был мастером, как бы сегодня сказали, очень высокой квалификации.

 

Татьяна КОВАЛЬ, заведующая этнографическим комплексом Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №25(302) от 27.07.2017.

 

 

Главная страница