"Православный календарь" на платке

    В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится немало интересных и редких музейных предметов. Среди них – головной платок из фабричной хлопчатобумажной ткани с набивным печатным рисунком "Православный календарь на 1885-1888 гг."

    Не многие знают, что платок стал частью женского головного убора в XVIII веке, вытеснив убрус – белое полотенце, богатое украшенное вышивкой. Такие полотенца являлись непременной частью многих головных уборов женщин Древней Руси. Надо отметить, что головной убор всегда имел большое значение в костюме женщины. Выйти с непокрытой головой (простоволосой) считалось позорным. Также срывание платка с головы было тяжелейшим оскорблением. В конце XIX века платок становится основным женским головным убором. При выходе из дома платок или шаль складывали треугольником и повязывали двумя концами вперед "впритычку", как говорили на Урале, т.е. под подбородком. Этот способ завязывания характерен именно для населения заводских поселков. Нарядный платок считался большой семейной ценностью. Его тщательно хранили, надевая только по большим праздникам, передавали по наследству от матери к дочери.

     

Календарь на ткани

    В зимнее время надевали на голову несколько платков: нижний обычно был тонкий х/б, закрывающий часть лба, верхний – толстый, шерстяной, сложенный вдвое по диагонали. В будние дни прикрывали голову платками попроще, т. е. х/б, однотонными, белыми или клетчатыми. В праздничные дни предпочитали яркие, с нарядными кистями, бахромой. Особенной популярностью пользовались красные х/б платки с мелким цветочным узором, называемые "хранцузкими" (французкими), а также шелковые плотные платки с жаккардовым узором: синие, красные, желтые, с крупными букетами по углам, гирляндами цветов по периметру. Наибольшей популярностью в то время пользовались изделия из города Павловский Посад Московской губернии, где с середины XIX века существовал "Торговый дом" Я. Лабзина и В. Грязнова. Платки и шали Павловского Посада неоднократно отмечались призами российских и зарубежных выставок. Платки и шали отличаются друг от друга по размеру: платки – маленькие, шали – большие, иногда даже огромные.

Календарь на ткани

    У нас в Тагиле можно было купить платок на ярмарке или у продавцов-коробейников, которые ходили по домам со своим товаром. Только позднее появился специализированный магазин "Головные уборы", который находился на улице Александровской, сейчас – проспект Ленина (в этом доме теперь находится Центр по работе с ветеранами).

    В литературных произведениях, кинофильмах мы часто видим эпизоды, когда, возвращаясь с войны, воины привозят своим близким и любимым платки, это было самым дорогим и желанным подарком.

    С детства из русских народных сказок знакомы нам наставления родителей, отправляющихся на ярмарку, своим дочерям: "Будешь хорошо себя вести – привезем тебе платочек". Это говорит о всеобщей народной любви к данному головному убору. В XIX – первой четверти ХХ века нарядные платки считались большой семейной ценностью, их тщательно хранили, надевая только по большим праздникам; передавали по наследству от матери к дочери.

    Но, вернемся к нашему экспонату – платку с печатным рисунками, изображающими православный календарь 1884 года. Вероятно, появление такого платка в тот период неслучайно. Тогда были очень популярны идеи народного просвещения. И вот таким своеобразным образом они проявились в материальной культуре.

    В центре платка – квадратная рамка, внутри которой помещено перечисление православных праздников, дней святых по месяцам, при этом строки образуют ромбический узор в середине платка.

    По периметру платка – кайма с рисунками, отображающими наиболее значимые события того или иного месяца. Например, в январе изображены два священника во главе Крестного хода. За ними идут мужчины, которые держат две хоругви. На переднем плане стоят люди, встречающие процессию: мужчина в лаптях с посохом в руке, женщина в платке и полушубке, справа и слева от неё – дети, рядом мужчины без головных уборов, впереди – ребенок с шапкой в руках, между мужчинами – склонившаяся вперед женщина в лаптях. Вероятно, это Рождество Христово.

    Каждый месяц отражен рисунком, изображающим либо праздник, либо сельскохозяйственные работы: сев, уборка урожая, сенокос и т. д. Рисунки эти рассматривать очень увлекательно. Вот, например, сентябрь – уборка урожая: мужчина с лопатой выкапывает картофель, женщина его собирает. На заднем плане на них смотрят мальчик с девочкой. На переднем плане слева – мешки с картофелем, справа – телега, груженая мешками. Такую картину вполне можно увидеть и сейчас, в XXI веке, разве что только одежда немного другая.

    В начале ХХ века изменился порядок исчисления времени, ушли в прошлое многие занятия и традиции. И тем важнее и интереснее эти рисунки, дающие наглядное представление о жизни нашей страны, наших далеких предков.

     

Календарь на ткани

     

Календарь на ткани

    Очень интересны надписи и клеймо, находящиеся на изнаночной стороне края платка:

    – Рисунокъ застрахованъ; (это говорит о защите авторского права);

    – Дозволено цензурой. Москва Декабря 7 дня 1884 года; (вот так серьезно относились к производству товаров народного потребления).

    Следующие надписи раскрывают данные о производителе:

    – Товарищ. Даниловской мануфак. въ Москве;

    – COMP DANILOFSKOI – MANUF. MOSCOU.

    Не случайна надпись на английском языке – в то далекое время фабрика экспортировала свою продукцию за рубеж.

    Товарищество Даниловской мануфактуры, бывшей В.Е. Мещерина – одна из наиболее крупных российских текстильных фирм. Утверждено в 1876 г. Правление и главный склад располагалось в доме Московского купеческого банка на улице Ильинка. Членами правления в разное время были К.Т. Солдатёнков, Ф.Л. Кнон, Н.И. Щукин, Г.П. Нейвейл, А.С. Бер и другие. Основной капитал: 1,5 млн руб. (1877); 3 млн руб.(1913). Первая фабрика товарищества, ткацкая, основана московским купцом 1-й гильдии В.Е. Мещериным в 1867 году в Даниловской слободе. Вырабатывались главным образом миткали (полуфабрикаты) для ситца и платков, которые затем отдавались в отделку и набивку в текстильные московские и иваново-вознесенские предприятия. В 1877-1879 гг. рядом с ткацкой фабрикой товариществом была построена ситценабивная (ситцеплаточная) механическая фабрика, в 1879-81 гг. – бумагопрядильная фабрика. К 1882 году Даниловская мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства. В том же году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве мещерским ситцам и платкам была присуждена серебряная медаль. На выставке 1886 года в Н. Новгороде фирма была удостоена уже золотой медали, получив право изображать на своих изделиях государственный герб. Скоро пришел успех на международном уровне: в 1900 году Товарищество Даниловской мануфактуры наградили в Персии Большой золотой медалью "Льва и Солнца" и присвоили ему почетное звание придворного поставщика персидского шаха. В 1912 г. было выпущено свыше 2 млн кусков готовых тканей около 150 сортов и свыше 20 млн платков. Среди тканей: высококачественные ситцы ("фасонные" или "модные"); простые ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, малескин. Рабочих насчитывалось около 6 тысяч. Товарищество Даниловской мануфактуры имело сеть собственных оптовых складов в различных городах страны, несколько магазинов в Москве (при фабрике, в пассаже Солодовникова на Петровке) и в Петербурге.

    В 1919 году предприятия Даниловской мануфактуры были национализированы. В советский период это была фабрика им. М.В. Фрунзе, с 1994 годе ей возвращено прежнее название – "Даниловская мануфактура".

    В ситцевом производстве платков в России особо следует отметить такое любопытное явление, как изготовление их с сюжетным рисунком, посвященным памятным датам, различным значимым событиям. Удивительно, но важнейшие явления общественной и культурной жизни России находили отражение и в ситценабивном производстве страны.

    Платок с православным календарем поступил в музей в 1977 году – его передал Дмитрий Львович Бородин – горный техник Высокогорского железного рудника, потомок известных тагильских ремесленников-сапожников. Платок принадлежал его бабушке. Семейство было зажиточным, так что цена платка была, скорее всего, велика. А, может быть, он был привезен в подарок с ярмарки?

    Сейчас этот раритет многое может рассказать нам о жизни наших предков.

 

Ольга БАСТРИКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №12(289) от 06.04.2017.

 

 

Главная страница