Паровоз в подарок

    В ремонтно-механическом цехе Уралвагонзавода привыкли работать с тяжелым и объемным оборудованием металлургического производства, которое поступает сюда для обновления. Поэтому паровоз из XIX века смотрелся в просторном цехе с высокими сводами как игрушка.

    А между тем именно такой паровоз изобрели 170 лет назад Черепановы, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич и сын Мирон Ефимович. Как свидетельствует история, в августе 1834-го первый русский паровоз был "пущен на колесопроводы". Он перевозил 3,5 тонны груза со скоростью до 15 км в час по чугунной рельсовой дороге, проложенной на 800 метров. В марте 1835-го завершилось сооружение второго паровоза грузоподъемностью 17 тонн, в нем были воплощены передовые технические идеи того времени. Изобретение уральских умельцев полностью отвечало своему назначению, и было решено "продолжить чугунные колесопроводы до медного рудника", чтобы использовать паровоз для доставки руд на завод. Быстро построенная железная дорога Нижнетагильских заводов протяженностью 3,5 км была включена в производственный процесс. Она возникла раньше Царскосельской, которую считали первой в России. Благодаря Черепановым Россия стала второй страной в мире (после Англии), где строились свои паровозы.

    Появился черепановский первенец в цехе УВЗ не случайно. Конечно, это был не сам паровоз, а его копия. Глава Нижнего Тагила Н.Н. Диденко обратился к уралвагонзаводцам с просьбой отреставрировать макет, сделанный на заводе имени Куйбышева в 1948 году. Собственно, это был единственный экземпляр, наиболее приближенный к оригиналу. Но, посмотрев на состояние музейного экспоната, заводские умельцы решили изготовить новый образец. Конструктор 12-го отдела Алексей Иванович Кузнецов получил задание изготовить чертежи.

    Поскольку конструкторская документация Черепановых не сохранилась, пришлось довольствоваться описанием и рисунком Аммоса Черепанова, найденными в городском краеведческом музее. Несколько месяцев Алексей Иванович буквально не отходил от компьютера. Казалось бы, что стоит людям, живущим в XXI веке, да еще на предприятии, выпускающем современную технику, восстановить внешний облик транспортного средства, появившегося на заре освоения паровых машин! Однако задача изготовления максимально точной копии, соблюдения исторической правды оказалась не из легких. И материалы не те, и технологии утрачены. К примеру, привезенный музейный экспонат был собран с помощью сварки, которой, конечно же, не было в XIX веке. Алексей Иванович пошел по более сложному пути и решил "сшить" металлическую облицовку с помощью заклепок, как это и сделали Черепановы. Однако, считает конструктор, удалось лишь процентов на 30 скопировать оригинал, и это максимум, на который можно рассчитывать в современных условиях.

    Конструкторские разработки пришлось воплощать в металле многим цехам, а в ремонтно-механическом все это собирать и подгонять. Кстати, и рельсы для паровоза изготовили в этом цехе. Необычный заказ вызвал большой интерес, и бригада слесарей-ремонтников А.Н. Царева с энтузиазмом взялась за дело. Начальник цеха Ю.Л. Грач, хотя и поручил своему заместителю А.А. Додору и ведущему технологу Л.П. Важениной возглавить эти работы, но сам нет-нет, да и заглянет на участок. Шутка ли, экспонату предстоит встать на постамент возле дома-музея Черепановых и многие годы символизировать величие русской мысли и изобретательности.

    Затраты на подарок для города составили 125 тысяч рублей.

И. ШТИН.

Литература: Газета "Горный край" от 06.08.04.

Главная страница