Горнозаводской оркестр: век двадцатый

    "В начале XX века в среде учащихся горнозаводского училища сформировалось два оркестра – балалаечный (один из первых в провинции) и духовой, – читаем в статье музыковеда Бориса Манжоры "Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила". – Руководителем балалаечного оркестра был уставщик кузнечно-котельного цеха Борис Мельников – воспитанник местного горнозаводского училища, любитель-музыкант и певец. Духовым оркестром руководил служащий Нижнетагильского завода Михаил Рябов".

Оркестр НТГМТ 1 мая 1947 года. Справа налево: Василий Ушаков, А. Баев, Г. Казанцев, Иван Мельников (внизу), Николай Троицкий (вверху), И. Матвеев, Эрик Кравченко (боком), Петр Ушаков (стоит), Дмитрий Черепанов, Виктор Ляпцев

Оркестр НТГМТ 1 мая 1947 года. Справа налево: Василий Ушаков, А. Баев, Г. Казанцев, Иван Мельников (внизу), Николай Троицкий (вверху), И. Матвеев, Эрик Кравченко (боком), Петр Ушаков (стоит), Дмитрий Черепанов, Виктор Ляпцев

    Старший научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" Татьяна Смирнова приводит более точные сведения. "В 1902 году в Нижнем Тагиле был организован духовой оркестр в составе 20 человек, в основном из студентов горнозаводского училища, – пишет она. – На трубах играли М.А. Рябов, Мигрин, С. Печатальщиков, Великанов и Клоков, на флейте – С. Горшков и П.Ф. Волосков, на кларнете – Зашихин, на валторнах – С. Бредихин и Д. Горелов, на альтах – Б.Ф. Мельников, на геликон-басе – В.М. Горелов, на тромбоне – М. Субботин, на барабанах – Горелов и В. Васильев, на других ударных инструментах – Ф. Волков. Оркестр выступал в заводском театре, на танцевальных вечерах, летом в заводском саду на берегу пруда и даже на пароходе во время прогулочных рейсов. Репертуар включал военные марши, вальсы, попурри, "малороссийскую думку", увертюры и бальные танцы. Во время революционных событий 1905-1906 годов оркестр исполнял "Марсельезу", "Варшавянку" и славился по всей округе Нижнетагильских заводов".

    В 1920-е и 1930-е годы музыка в Нижнем Тагиле оставалась популярной. На занятия и репетиции, на клубные вечера приходили потомки тагильских музыкантов и любителей искусства. В годы Великой Отечественной войны в горно-металлургическом техникуме активно велась оборонно-массовая работа с учащимися. Из отчета о состоянии допризывной подготовки и оборонно-массовой работы учащихся НТГМТ за первый семестр 1942/1943 учебного года узнаем, что два лыжных похода на 10 км с охватом в каждом по 450 человек прошли в сопровождении духового оркестра, который был организован в техникуме из числа студентов.

    В 1940-е годы духовой оркестр горного техникума возглавил Павел Львович Клещевников. Ребята-музыканты называли его просто Львович. Играли на праздниках в разных учреждениях города и даже на похоронах – время было голодное, а после похорон их кормили и поили. Состав оркестра Клещевников комплектовал из наиболее одаренных парней, они же позже составили и первый оркестр в клубе металлургов – эта традиция соблюдалась ими долгое время. Музыканты были очень дружны, многие годы поддерживали связи между собой, сообщали друг другу о событиях в жизни каждого. Даже отправляясь на учебу или жительство в другие города, на каникулы или в отпуск они приезжали в Нижний Тагил, шли в клуб завода имени Куйбышева и садились в оркестровую яму на спектаклях или на сцену в зале для танцев и отыгрывали произведения по программе. Исполняли музыку для духовых инструментов из произведений классиков, из опер или оперетт, но в большинстве – репертуар советских и русских композиторов, героические народные песни, военный и танцевальный репертуар.

    – Духовой оркестр играл перед сеансами в кинотеатрах "Искра" и "Сталь", в клубах Высокогорского железного рудника и завода имени Куйбышева, на танцах в городском парке имени Бондина, – вспоминает ветеран УВЗ Галина Саввична Черепанова. – Музыканты выступали после основной работы, у них были специальные концертные костюмы – серые брюки и жилеты, пестрые рубашки. Близкими друзьями были Дмитрий Черепанов и Виктор Ляпцев, Василий Ушаков и Юрий Пискунов – инвалид, но замечательный трубач и прекрасный фотограф. Однажды Дмитрий Черепанов и Виктор Ляпцев возвращались домой после выступления в клубе ВЖР. Виктор сопровождал Нину Четверкину, а Дмитрий пошел провожать меня. В 1949 году мы стали мужем и женой.

    – Василий Михайлович Ушаков поступил в горный техникум в 1944 году, после работы на медико-инструментальном заводе, – рассказывает его жена, заслуженный работник культуры РФ Людмила Павловна Ушакова. – Именно учащиеся этого года позже посадили парк перед техникумом. Через год Ушаков уходит из техникума и поступает на скульптурное отделение Уральского художественно-промышленного училища, но продолжает играть в оркестре. Во время учебы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной был активным участником студенческого оркестра в качестве тромбониста. На одном из их концертов даже побывал великий Эдди Рознер, который предложил молодому музыканту перейти к нему в джаз-оркестр. Но любовь к скульптуре победила увлечение музыкой. В 1956 году Василий Ушаков возвращается в Нижний Тагил, начинает работать преподавателем скульптуры и рисунка в училище прикладного искусства и продолжает играть в нижнетагильском духовом оркестре. Вообще можно только восхищаться целеустремленностью этих парней и их любовью к музыке в те послевоенные трудные годы. Нужно отдать им должное в их юношеском стремлении к искусству, музыке, долгим репетициям и жесткой дисциплине в коллективе.

    Еще один участник студенческого оркестра горного техникума – впоследствии профессиональный музыкант, композитор и аранжировщик, руководитель ансамбля скрипачей ДК имени И.В. Окунева (1988-1989 гг.) Эрик Александрович Кравченко. Он родился в Висиме, в доме, где когда-то жил известный уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Будущий музыкант рос в очень культурной семье. Его отец Александр Николаевич Кравченко – директор Нижнетагильского художественного училища (1948-1955 гг.) Мать Алла Яковлевна – актриса, родом из Хабаровска. Сам Эрик после техникума окончил композиторское отделение Свердловской государственной консерватории. Сотрудничал с художественной самодеятельностью Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, которая считалась лучшей в городе, писал оркестровки, оперы, симфонии для Дзержинского дворца пионеров, ДК имени И.В. Окунева, ДК НТМК. Такие строчки в альбоме посвятят своему замечательному руководителю музыканты из ансамбля скрипачей Дворца культуры имени И.В. Окунева:

    Эрик Кравченко недаром

    С нами многие года

    И помочь с репертуаром

    Не откажет никогда.

    Партии всегда распишет

    Для солистов и для нас,

    Песни новые напишет,

    Эти песни – высший класс.

    И не зря на фестивале

    Эти песни побеждали.

    – Человек, поцелованный богом, – так говорит об Эрике Кравченко его жена Луиза Врублевская. – Симфонист от рождения, он владел многими инструментами. Писал музыку специально для меня – своей ученицы, сделал из меня музыканта, я играла джаз. У нас даже одно время была собака, которая выла в тональность. Это был интереснейший человек в моей жизни.

    Как отмечают исследователи, во второй половине XIX – начале XX века среди музыкантов-любителей было много студентов и выпускников Горнозаводского училища. Век двадцатый продолжил славную традицию: горно-металлургический техникум внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры Нижнего Тагила и воспитание музыкантов – любителей и профессионалов.

Марина КАРАЧЁВА, корреспондент газеты "Машиностроитель"

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №37(267) от 20.10.2016

 

 

Главная страница