Новый этап в развитии подносного промысла
Когда я в 1976 году я по направлению Министерства местной промышленности пришёл работать на завод "Эмальпосуда", при первой беседе со мной его директор В.Ф. Соболев сказал, что еще недавно они хотели перепрофилировать подносный цех на другую продукцию, так как он не приносил прибыли.
И только после выхода Постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" (1974 г.) Министерство местной промышленности выделило финансирование тагильскому предприятию. Администрация завода решила в новом цехе, который строился для детской игрушки, организовать производство подносов.
В августе 1977 года я уже принимал здание у строителей и был ответственным за монтаж и изготовление нового оборудования в цехе росписи подносов. За 10 месяцев мы изготовили и установили 70% оборудования, которое было сделано по моим эскизам и чертежам.
В июле 1978 года коллектив подносного цеха с улицы Первомайская, 9, переехал в новое помещение на Тагилстрое. Но цех оставался убыточным, так как возросли производственные расходы. Новых видов продукции не было, выпускали только подносы диаметром 318 мм, и я предложил расписывать алюминиевые, образцы которые у меня уже были готовы. В октябре их утвердили на Художественно-техническом совете, а в ноябре мы начали выпускать два новых подноса: круглый – диаметром 480 мм, и прямоугольный – 460 х 340 мм.
1979 год стал этапным в возрождении знаменитого тагильского промысла. Была создана творческая группа по развитию и совершенствованию новых цветов, ягод, птичек, бабочек и т.п. Так как художники прежде работали с небольшими по размерам подносами и не знали, как правильно разместить роспись на более крупных площадях, я для того, чтобы добиться правильного композиционного решения, сделал им трафареты. В результате повысилась производительность труда, и уже в декабре подносный цех перекрыл прежнее отставание и получил прибыль. Это дало мне возможность организовать творческую группу и освободить двух художников от нормы выработки.
Через каждые два года я внедрял новые виды декоративной отделки, что давало дополнительную прибыль до 20-30 тысяч рублей в месяц. За счёт этих средств удалось увеличить творческую группу и организовать школу художественного мастерства для освоения новых разработок. Для этого мне приходилось каждый вечер дома рисовать свежие композиции (от пяти до восьми штук в день), по которым художники расписывали подносы. За 12 лет я создал несколько сотен композиций, по ним и сейчас декорируют подносы.
За 3-4 года мы вдвое увеличили выпуск продукции, а в 1990 году он возрос уже в четыре раза по отношению к 1978 году. За 10 лет было внедрено 20 новых изделий и более 250 новых декоративных видов росписи.
Чтобы достойно встретить этот юбилей, настало время подумать, как вернуть долги работникам подносного цеха. Многое ведь за эти 10 лет было передано в качестве сувениров и подарков администрации города, горкому партии, райисполкому, пожарным, краеведческому музею, СЭС, важным гостям, которых приводили на экскурсию в цех подносной продукции. Всего таких подарков и сувениров оказалось на 160 тысяч рублей. За эти деньги тогда можно было купить 30 автомобилей "Жигули".
Геннадий Бабин
А в 1999 году подносный цех администрация города продала частному лицу. Завод "Эмальпосуда" был выкуплен у комитета по имуществу Свердловской области в 1992 году, документы на право собственности получили в 1993-м. Я сам лично занимался приватизацией предприятия.
В 2007 году мы обратились в администрацию города с просьбой о поддержке в развитии исконного тагильского народного промысла. Бывший тогда мэром Николай Наумович Диденко пошёл навстречу нашей инициативной группе и создал комиссию по разработке муниципальной целевой программы "О первоочередных мерах поддержки народного художественного промысла и ремёсел в городе Нижний Тагил (2008-2012 годы)". Но после выборов 2008 года главой города стала Валентина Павловна Исаева, которая закрыла эту программу, и до сих пор о ней никто не вспоминает.
В преддверии двух юбилейных для Нижнего Тагила дат – 275-летия тагильского подносного промысла (2021 год), и 300-летия нашего города (2022 год) – необходимо начать новый этап возрождения кованого подноса и наладить производство сувенирных подносов по старым технологиям.
Если взять небольшой временной отрезок в сто последних лет, то мы увидим, что уже в 1928 году были выделены ссуды на реконструкцию производства и капитальное строительства кустарно-промышленной артели "Пролетарий". 7 360 рублей – на приобретение матриц разных размеров в количестве 18 штук и 5 840 рублей – на приобретение оборудования и пресса. Это дало возможность уже в 1929 году выпустить на экспорт 200 тысяч подносов.
Новый этап подносного производства начался в 1957 году после слияния трёх артелей и образования завода "Эмальпосуда", на котором был разработан поднос диаметром 318 мм, выпускавшийся до 1978 года.
После выхода в 1974 году Постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" было выделено финансирование на строительство подносного цеха, что дало возможность возродить тагильскую роспись, внедрить новые виды изделий и увеличить выпуск этой продукции в четыре раза.
Г. БАБИН, директор АНО "Художественные промыслы Урала"
Литература: Газета "Тагильский вариант" №17(294) от 11.05.2017.