В поисках птицы счастья
Раиса Ражаповна Смотрина – мастер уральской лаковой росписи по металлу.
Р.Р. Смотрина (Шарипова) родилась 15 августа 1961 года в селе Юламаново Альменевского района Курганской области в рабочей семье. Отец – Ражап Зияевич Шарипов, работал водителем грузовых автомобилей в совхозе "Победа"а. Мать – Александра Ивановна Шарипова (Трунова), трудилась в совхозе ветеринарным работником.
Раиса Смотрина – художник завода "Эмальпосуда". 1980 год.
Бабушка Раисы Ражаповны по материнской линии Аксинья Павловна Трунова была певчей в храме и в условиях гонений на церковь и нехватки священников имела разрешение от церковных властей на проведение обрядов отпевания и погружения. К их совершению она готовилась со всей ответственностью – всю ночь читала Евангелие. Денег за совершение обрядов не брала. Люди благодарили ее кто платочком, кто ложечкой, а, главное, делали это от чистой души. Впрочем, как это часто бывает у православного человека, в быту набожность мирно уживалась с язычеством: бабушка рассказывала своим маленьким внукам страшные истории про обворожительных манящих русалок и коварных оборотней, которые, как знать, может быть, живут в соседнем доме… Эти незатейливые былички оставили неизгладимый след в душе маленькой Раи, которая и сегодня с улыбкой говорит: "Запугали с детства так, что до сих пор темноты боюсь".
Вспоминая о годах детства, мастер говорит, что "утро в семье начиналось с песен". Неудивительно, что дружную, весёлую семью любили в совхозе, а за обеденным столом обязательно каждый день собирались гости.
В школьные годы Раиса Шарипова вела активную общественную жизнь. Являлась юным корреспондентом районной газеты "Трибуна", в старших классах за добросовестный труд на полях совхоза была награждена путёвкой в Москву. Тогда же появились у нее первые деньги, заработанные не только за газетные публикации на сельскохозяйственные темы, но и за замечательные стихи о природе, которые Раиса писала с шестого класса. Любовь и способность к пению нашли своё воплощение в многочисленных выступлениях Раисы Шариповой перед комбайнёрами, а также на осенних балах и концертах совхозного клуба, директором которого она работала в 1978 году.
В том же году девушка отправилась поступать в Челябинское училище прикладного искусства на художника-оформителя, но не набрала проходной балл. Один из членов приёмной комиссии, видя упорство абитуриентки, поступавшей в училище повторно, предложил ей без экзаменов обучаться на мозаичника-плиточника, куда она проходила по конкурсу. Но юношеский максимализм сыграл свою роль, и Раиса Шарипова отказалась заниматься не тем, что любит и выбрала сама.
В 1979 году она переехала в Нижний Тагил и начала самостоятельную жизнь. Дальние родственники, увидев объявление в местной газете, посоветовали ей попробовать поступить в СПТУ № 49 на отделение художественной росписи. Здесь она не только нашла свою творческую судьбу, но и обрела подругу на всю жизнь. Ею стала известнейший ныне мастер уральской лаковой росписи по металлу Елена Леонидовна Отмахова. По словам Раисы Ражаповны, "мы сразу разглядели друг в друге художников, рисовали бок о бок, даже палитра у нас была одна на двоих".
Преподавателем теории художественной росписи у начинающих художников была Алевтина Яковлевна Смолина. Производственную практику в цехе росписи подносов профильного предприятии – завода "Эмальпосуда", проводила легендарная "баба Груша", старейшая мастерица тагильского подносного промысла Агриппина Васильевна Афанасьева. Именно она давала основы мастерства: учила правильно подготавливать кисть к работе, правильно брать краску, правильно делать традиционный двуцветный мазок и ещё много чего делать правильно. Позже наставницей молодой художницы стала Евгения Даниловна Брестская.
После окончания училища Р Р. Смотрина осталась работать в цехе росписи подносов. Выполняя производственные нормы, оттачивая и совершенствуя технику письма знаменитой "тагильской розы", при этом она всегда мечтала создать необычный, почти волшебный художественный образ, который бы мог отражать её собственный творческий почерк. Волшебные "тагильские розы", создаваемые молодой художницей, подчас были столь оригинальны, что видевший их в конце смены главный художник завода Г.П. Бабин говорил: "Ну, опять революция!"
В 1985 году среди художников цеха был проведён конкурс на самую оригинальную работу. Раиса Ражаповна заняла в нем первое место за создание и воплощение образа райской птицы (птицы счастья). Именно он стал для мастера ключевым. В последующие годы Р.Р. Смотрина создала множество вариантов райской птицы, каждый из которых по-своему отражает ее творческий почерк, передает заложенную в него идею счастья в жизни человека, а также, безусловно, ассоциируется с личностью своего создателя. Многие коллеги так и говорят про птицу счастья: "Райкина птица!"
В 1985 году Раиса Ражаповна по просьбе родителей вместе с супругом Сергеем Викторовичем Смотриным переехала в Алма-Ату. Здесь устроилась на экспериментальный завод художественной керамики, где не только расписывала керамическую посуду, но и обучала этому других. Удалось также немного приобщиться к технике росписи ангобами. Местный чиновник, увидев её работы ещё до прихода на завод, с восторгом и знанием дела сказал: "Какая хохлома!"
После рождения сына Романа Смотрины вернулись в Тагил, где художница вновь пришла на завод "Эмальпосуда". Но когда в 1991-м предприятие, как и многие тогда, вошло в полосу нестабильности, Раиса Ражаповна вынужденно устроилась лифтёром, подрабатывая в кооперативе по росписи подносов "Смена", организованном мастером И. Ю. Бордовской.
В начале 2000-х, как и другим мастерам лаковой росписи, ей пришлось сменить много мест работы, чтобы хоть как-то выжить в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране. Но любимое дело, несмотря на трудности, не оставляла: расписывала подносы на дому, благодаря заведующей отделом декоративно-прикладного творчества городского Дворца молодежи Л.Ф. Голубецкой участвовала в ярмарках и различных выставках.
Как и в трудовой жизни любого человека, у Раисы Ражаповны были случаи, о которых она вспоминает с улыбкой. Один из них произошел в 1980-х, когда художница работала на заводе "Эмальпосуда". Расписав очередной поднос, она на спор указала на нем все свои контактно-адресные данные и отдала его на проверку в зачёт дневной нормы. Естественно, что эта работа не прошла ОТК, и мастер Татьяна Васильевна Смирнова распорядилась "самодеятельность" ликвидировать.
Другой случай произошёл совсем недавно, в 2013 году, когда художница трудилась над созданием очень большого подноса "Венок рябины". В её задачу входило создание кистевого орнамента, а для этого на этапе непосредственной подготовки к работе необходимо было смешать лак со скипидаром, а потом рисовать. Закончив работу, Раиса Ражаповна обнаружила, что смешала скипидар со... скипидаром, и её орнамент тут же сотрётся. Но "не было бы счастья, да несчастье помогло". Коллеги по мастерской подсказали и помогли растереть орнамент вдоль борта подноса, в результате чего фон получился настолько интересным по цвету, что работа в законченном виде стала намного оригинальнее и красивее, чем задумывалось изначально.
Р. Р. Смотрина. Поднос "Птица счастья". 2013 год
Важное место в творчестве Смотриной занимает цветочная роспись. Знаменитая "тагильская роза" в её работах выполняется, как правило, в тёплой цветовой гамме с преобладанием двух "огненных" цветов – оранжевого и особенно красного. По справедливому замечанию коллеги Т. В. Божиной, "такого перехода и набора красного цвета в одной композиции нет ни у одного мастера тагильского подносного промысла". Красный, как наиболее контрастный и "агрессивный" цвет, помогает художнице в достижении оптической выразительности цветка, а также акцентирует внимание зрителя на субъективно-эмоциональной стороне его восприятия. Этой же задаче подчинено использование холодных оттенков палитры, которые в работах Смотриной способствуют созданию стремительного перехода от горячих оттенков – к холодным.
Важной особенностью творческого почерка художницы является использование привязок в виде "кудрей". Они соединяют элементы композиции между собой, а также способствуют созданию эффекта ажурности и воздушности художественного пространства, делают его более лёгким и менее плотным. Удивительная аккуратность, чистота красочного мазка, кропотливая тончайшая прорисовка каждой детали композиции делают работы Раисы Ражаповны очень выразительными и ёмкими. Для ее работ характерны внешняя нарядность и пышность, которые достигаются благодаря соединению "тагильской розы", выполненной традиционным двуцветным мазком, с причудливыми стилизованными элементами росписей и орнаментов, встречающихся в древних культурных традициях других стран.
Преобладающим цветами фона в работах мастера являются чёрный, тёмно-бордовый и тёмно-зелёный, как наиболее контрастные. При этом общее колористическое решение художественного целого строится по принципу противоположной тональной организации: от светлого к тёмному, и наоборот.
Фантастическая волшебная птица счастья первоначально изображалась мастером в зелёном, а позже – в синем и особо любимом красном колорите. Нарядный и праздничный красный цвет отражает авторское понимание гармонии и любви. Именно в этом высоком разделённом чувстве, по мысли художницы, и заключается самое большое счастье в жизни человека. По этой же причине птицы на ее подносах нередко изображаются парой. Особое значение имеет их роскошное хвостовое оперение, ведь каждое перо – это тот кусочек счастья и радости, на которые каждый из нас хоть немного рассчитывает в жизни, всеми силами пытаясь ухватить его хоть краешками пальцев.
Яркий и удивительно разнообразный творческий мир Раисы Смотриной словно наполнен чудным ароматом "тагильских роз" и пением "райских птиц". Он очаровывает своей волшебной красотой и загадочностью, открывая для зрителей новые эмоции и переживания.
Антон ВАСЕНЁВ, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №35(265) от 06.10.2016